Стхитапраджна или Апарокшаджнанин




Гита завершает эту главу о санкхья и йоге волнующим описанием
Стхитапраджна или Апарокша джнанин. Некоторые особенности Апарокшаджнанин:
1. Апарокшаджнанин откажится от всех нежелательных желаний. Он всегда будет
сосредоточен на Боге и возрадуется получению Его благодати. (II.55)
2. Он не будет зависеть от удовольствий и страданий и будет свободен от страсти,
гнева, страха и т.д. (II-56)


 

3. Он не будет иметь симпатии и антипатии. Он будет не только держаться подальше от чувственных объектов, но даже от умственной склонности к ним (II-58, 59). Он будет держать все его чувства под контролем (II-61). Его ум достигнет состояния, когда он не будет прельщен чувственными объектами вообще (II-65).
4. Апарокшаджнанин будете бодрствовать в отношении Бога, по отношению к Которому другие дремлят. Он дремлит по отношению к мирским вещам, о которых остальные бодрствуют. Это говорит о том, что он будет иметь Апарокшаджнан или видение Бога, но он будет безразличен к мирским объектам (II-69).
5. Состояние, в котором находится Апарокшаджнанин, а именно концентрация на Боге, устраняет все нежелательные желания, известные как Браамхи Стхитхи. Как только человек достигает его, он не возвращается в материальный мир. Тот, кто находится в этом состоянии, оставляя свое тело достигает Брахмана, который не имеет тела пракрити.

IX

Карамайога Гиты

После обсуждения санкхьи или правильного знания и йоги, как средства для ее достижения, Гита затрагивает особый вопрос карма-йоги в третьей главе.

Выражение Кармайога не должны приниматься в узком смысле просто Кармануштаны.
Простое выполнение ритуалов и других обязанностей не является Кармайогой. Много путаницы в отношении взаимосвязанного положения джнаны и кармы, кармы и Саньясы, Камьякармы и нивриттакармы возникло из-за путаницы между простой кармануштаной и кармайогой. Впечатление, что джнанайога и кармайога являются отличными друг от друга также возникла из-за путаницы. Все станет ясно, если задасться вопросом, превосходит ли гьяна карму, и если да, то почему настаивают на проведении кармы? Этот вопрос, очевидно, основан на путанице, что под кармой подразумевают просто Карманустхану или же Камякарманустхану. Но концепция Кармайоги Гиты имеет гораздо более широкий размах. Она включает в себя гьяну. Она не противоречит гьяне. Именно исполнение кармы с необходимой основой гьяны является Кармайогой Гиты.

Кармайога имеет четыре аспекта, а именно:
1. Кармануштана или выполнение предписанных обязанностей.
2. Гьяна или приобретение правильного знания посредстом шравана, манана и т.д.
3. Саньяса или беспричинность в своих действиях т.е. санкальпа саньяса и
воздерживаясь от раги, двеши т.д. неправильных эмоций.
4. Тьяга или предложение плодов своей деятельности у ног Бога т.е. Бхагавата
фаласамарпана. Это широкое понятие Кармайоги включает в себя правильное действие, правильное знание, правильную мотивацию, и правильную цель. Такое представление Кармайоги не конфликтует ни с гьяной ни с саньясой. Значения выражений
джнана и саньяса также имеют гораздо более широкий смысл в Гите.


 

Чтобы понять полный смысл Кармайоги, несколько сложных вопросов, затронутых в Гите, и несколько важных высказываний, сделанных в отношении кармы должны быть отмечены. Гита ясно утверждает:
1. Никто не может оставаться вне деятельности. Быть неактивным невозможно.
2. Довольствоваться только той деятельностью, которая утоляет голод, жажду и другие подобные побуждения только впустую тратить свою жизнь и увиливать от своей ответственности. Это приравнивается к совершению грехa т. к. уклонение от своей ответственности.
3. Никто не достигнет цели жизни отрекаясь от деятельности целиком. Простое воздержание от Камьякармы также не поможет человеку достичь цели жизни.
4. Надо выполнять предписанные обязанности.
5. Тот, кто подавляет свои чувства, но мысленно продолжает думать об объектах -
лицемер. Таким образом, лучше всего было бы выполнять свои обязанности.
6. Деятельность приводит к рабству только тогда, когда она осуществлялась без преданности Богу.
7. Великие личности, как Джанака достигли цели жизни, исполняя свои обязанности и таким образом получая знания и благодать Божью. Люди следуют великим
личност ям в обществе. Поэтому, чтобы подать пример остальным, надо
выполнять предписанные обязанности. Даже Бог осуществляет деятельность, чтобы подать пример людям. Нежелательно вводить в заблуждение людей, заинтересованных в исполнении предписанных им обязанностей.
8. Бог создал людей и деятельность. Он сформулировал цикл взаимопомощи между ними включая сотрудничество между людьми и божествами. Он должен соблюдаться.
9. При осуществлении предписанных обязанностей, не следует присваивать независимость деятельности самому себе.
10. Следует посвятить свою деятельность у ног Бога, понимая верховенство Бога, не мотивируясь никакими результатами кроме знания о Боге и Благодати, понимая, что Бог есть действующая сила, и Я всего лишь инструмент.

Интерпретация стиха 'ясту атмаратирева'

В контекe Кармайоги, сделано заявление, что ‘Тому кто полностью поглощен Богом и будучи полностью удовлетворенным Божей благодатью, не заинтересован ни в чем другом, не нужно выполнять никакую деятельность’. Этот стих описывает положение того, кто находится в асампраджната самадхи, а также того, кто освобожден. Им обоим не нужно выполнять какую-либо деятельность. Этот стих не относится к джанин в целом. Таким образом, было бы не правильно истолковать этот стих, поддерживая отсутствие кармы для джанин в целом, и ограничивая Кармайогу только для карми. Гьянайога и Кармайога не два отличных пути. Карма настолько же необходима для гьянинов насколько гьяна имеет важное значение для карми. Это только вопрос степени. Санака, Санандана и др. великие гьянины имели меньше кармы, в то время как другие имеют больше. В любом случае, как джнана так и карма необходимы тем и другим. Поэтому, стих 'ясту атмаратирева'не предусматривает гьянинов как противоположность карми в контексте кармайоги. Его целью является совсем другое. Он описывает состояние человека, который находится в асампрайната самадхи и того, кто освобожден


 

Концепция Яджначакры

Еще одним моментом, который особенно отмечен в контексте Кармайоги является концепция Яджначакры. В ходе яджначакра показано, как все виды деятельности во вселенной опираются на взаимное сотрудничество природы, человека, божеств, ритуалов, и в конечном итоге Богa. Это уникальный подход понимания всей деятельности во Вселенной на основе комплексного подхода в основании которого руководство и управление Бога. Он позволит устранить наше эго и гордость, выполняя нашу деятельность, а также устранит наши безразличие и апатию в отношении нашего долга. Мы являемся частью огромной системы, которая в постоянном движении, и мы должны извлекать радость, играя в ней нашу маленькую роль в преданности главному принципу этой огромной системы т.е. Богу, этот смысл заключен в понятии яджначакры. Основные этапы Яджначакры заключаются в следующем: воплощенные существа рождаются из еды, еда рождается из дождей, дожди вызываются жертвоприношениями, жертвоприношения выполнением соответствующей деятельности человека, Бог позволяет людям выполнение этой деятельности.Бог открывается в Ведах. Бог везде, и он особенно присутствует в жертвоприношениях. Тот, кто не следует этой Яджначакре, выполняя свои предписанные обязанности, живет напрасно. Он впустую потратил свою жизнь.Правильное понимание значения этой Яджначакры позволит получить комплексный взгляд на жизнь и правильно определить свою роль в жизни.

Карма, Акарма и Викарма:

Объясняя карму, Гита говорит также о акармe и викармe. Нужно четко различать действие, бездействие и неправильное действиe. Викарма является неправильным действием в то время как акарма является бездействием. Не следует заниматься либо неправильными действиями или быть неактивным.

Действия состоят из действий телесных, словесных действий и умственных действий. Все они сатвика, раджаса или тамаса. Ягья, Дана, тапас и т.д., это другие формы деятельности. Существует много форм жертвоприношений (ягьи): дравья ягья, йога ягья, свадхьяя ягья, гьяна ягья и т.д. Все они включают в себя различные виды деятельности. Таким образом, концепция жертвоприношения Гиты не ограничивается только ритуалами.

Развитие сама, дама и т.д. является такой же деятельностью, что и исполнение ритуалов. Выполнение варнашрама обязанностей является частью деятельности. Служение людям в целом, всеми возможными способами также явлется обязанностью. Таким образом, понятие кармы Гиты состоит из всех этих видов деятельности, которые необходимы для физического, нравственного и духовного развития личности и общества. Любое послабление или отказ от своего долга является адхармой, выполнение же долга - свадхармой. Вмешательство в обязанности кого-то другого также будет адхармой.


 

X

Карма и Гьяна:

Из приведенных выше объяснений Кармайоги концепции Гиты, ясно, что карма и гьяна не являются противоположностью друг другу. Они помогают духовному прогрессу. Некоторые замечания в Гитe создают впечатление, что карма уступает гьяне, и поэтому приходится прибегать к гьяне отвергая карму. Такие замечания, как 'Дурена хи аварам карма’, ‘Гьянайогена санхьянам, ‘Буддхуау сараман анвикча’ и т.д. понимаются таким образом некоторыми комментаторами. Это не правильная оценка Гиты в отношении связи между кармой и гьяной. Везде, где Гита говорит о неполноценности кармы, она только говорит о неполноценности камьякармы. Карма, основаная на базе санкхьи или правильном знании, никогда не описывалась как подчиненная. Всякий раз, когда восхваляют гьяну, восхваляют не отделенную от кармы гьяну, а ту, которая дает правильное видение кармы. Нет сомнений, что гьяна и карма не являются равноправными партнерами для духовного развития человека. Но они не противостоят друг другу также. Для прогрессa в гьяне не требуется отказ от кармы. Идея, что карми подчененные или Мандадхикарины и гьяни превосходящие или Уттамадхикарины, в Гите вовсе не предусмотренa. В Гите осуждается камьякармин, а не Кармайогин, который имеет прочную основу гьяны. Карма выполняется по назначению только тогда, когда она сопровождается соответствующей гьяной. Карма освященa гьяной, и все сомнения удаляются гьяной. Карма, сопровождающаяся соответствующей гьяной не будет преградой. Tесное сотрудничество между гьяной и кармой предусмотренно в Гите. Bвести идею отказа от кармы в Гитe значит идти против самого духа Гиты, сделав бессмысленным ее учениe.

Карма и Санньяса:

Другим спорным вопросом в Гите является относительное положение кармы и Саньясы. Под Саньясой обычно подразумевают принятие нищенского существования и прекращения всей деятельности. Это толкование Саньясы в очень узком смысле саньяса ашрама. Но Гита вложила в это слово уникальное и богатоe значение 'Камьянам карманам ньяса саньясам кавайо видух’. Саньясой является отречение от желаний, выполняя карму. Предписанная деятельность должна осуществляться не мотивируясь результатами. Саньяса - это отречение от мотивов. Саньясa означает санкалпасаньяса. Укрощение неправильных эмоций Камы, кродхи т.д. также саньясa. Простое принятие нищенского существования или прекращение всех видов деятельности не является Саньясой. Саньяса в смысле санкалпa саньясы является частью Кармайоги. Имея это ввиду, Гита иногда приравнивает Саньясу к йогe. Беспричинность и обуздание Камы, кродхи и т.д., есть истинным смыслом саньясы. Наискармья или состояние бездействия не может быть достигнутo, воздерживаясь от предписанных обязанностей. Саньясa в смысле полного прекращения деятельности не приемлема для Гиты. K зависимости приводит только необдуманная и вне преданности деятельность, а не предписанные обязанности, которые выполняются в преданности. Таким образом, нет никакого конфликта между кармой и Саньясой в истинном смысле саньясы, а именно санкалпасаньясe.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: