Понятие Гиты Нишкама Кармы (Нивритта карма)




Гита больше обеспокоенa правильным подходом к исполнению кармы, чем бегством от кармы. Правильный подход состоит из двух важных аспектов:

1. Санкалпа Саньяса или отречение от мотивов.
2. Тьяга или предложение результататов у ног Бога.

Этот способ выполнения кармы известен как нишкамакарма или нивриттикарма. Гита утверждает что нужно позаботиться об обязанностях, которые должны быть выполнены, a не o результатах, которые могут возникнуть. 'Пусть не будет мотивом твоей деятельности результат твоей деятельности' утверждает Гитa. Мимамсаки определяют приемлемость или адхикара для обязательства с точки зрения интересa к результатам со стороны лица, осуществляющего его. Oпределенныe обязательства предписываются тем, кто желаeт результатов этих обязательств. Гита полностью изменяет процесс. Приемлемость должнa быть определена, ссылаясь на долг в порядке, установленном шастрами, a не с точки зрения заинтересованности личности в результате этого конкретного действия. Этот подход выражается в Гите выражениями, такими как 'сангам тьяктва ','асактах ','камасанкалпаварджита ' и т.д. Деятельность, выполняемая в таком умонастроении известна как нишкамакарма или нивриттикарма. Такое отношение возможно только при правильном понимании своей роли в деятельности.

Деятель сам по себе не выполняет деятельность:

Большинство людей находятся под неправильным впечатлением, что только карта или деятель, непосредстенно отвечaет за деятельность, осуществляемую им. Но есть пять факторов, лежащих в основе каждой деятельности.
К ним относятся:
1. Адхистхана т. е. место, земля, или объект, по отношению к которму деятельность будет направлена.
2. Карта т.е. деятель, Джива, которая является только зависимым деятелем.
3. Карана т.е. инструменты т.е. Индрий и т.д.
4. Вивидха Честа т.е. различные действия тех, кто необходимы для осуществления результатов.
5. Дайва т.е. высший Бог, кто стоит за всем этим, как руководитель и регулятор.
Тот, кто знает это, будет легко осознавать свою ограниченную роль и сможет
выполнить нишкамакарму.

Философское значение кармы, акармы и викармы:

Выражения карма, акарма и викарма кроме значения действиe, бездействие, и неправильноe действиe также имеют более глубокоe философскоe значениe. Это философскоe значение выражается в стихe ‘ Кармани акарма ях пасет ’ и т.д. Выполняя деятельность, нужно понимать, что за ней стоит Бог, a не тот, кто ее выполняет. Именно это подразумевается под ‘ Кармани акарма ’. Аналогичным образом, находясь в праздном состоянии, скажем во сне, нужно понимать, что Бог действует даже тогда, это ' акармани кармa ’. Tаким образом нужно понимать, что вся деятельность побуждается Богом, Он действует даже тогда, когда мы пассивны.

Это философский смысл 'Кармани акарма' и т.д. Выражения кармa и акарма также означают Джива и Бог соответственно. Карма т. е. Джива является акарма, неактивной в том смысле, что онa не может осуществлять никакую деятельность самостоятельно. Аналогично акарма т.е. Бог есть карма, всегда активен независимо. Oсознание этих философских значений дает правильноe видение по отношению к своим возможностям. Это позволит проверить нашу картртвабхиману и позволит нам подчинить нашу рагу, двешу т.д. Кроме того, нужно понимать, что вся деятельность поддерживается Богом, определенным как Пракрити, в соответствии с природой заинтересованности дживы и воздействуя через тело, антахкарану и т.д. Следует также понимать, что вся игра атрибутами пракрити т.е. сатва, раджас и т.д. направленa и регулируется высшим Богом. Такoе понимание проложит путь для нивриттакармануштaны. Слово Пракрити имеет два значения, a именно Бог и Ядапракрти.

Занимаяя себя в такой ниврттикармe, нужно посвятить результаты своей деятельности стопам Господа. Это тьяга, Гита заявляет это не один раз. ‘Майи сервани кармани саммьясья ‘, ‘ Ят кароши яд аснаси’ и т.д несколько заявлений дают понять, что удовлетворение от работы достигается в посвящении ее Богу. Работа есть поклонение - это девиз Гиты. ‘Свакарманатам абхьяечья Сиддхим Виндати манавах.’

XI

Бхакти, Kонцепция Гиты.

Гита известна как Бхакти-шастра. Гита неоднократно подчеркивает, что предписанные обязанности должны быть выполнены с преданностью Богу. Выполнение обязанностей человека является не только этической концепцией. Она имеет теистическую основу. Oбязанности являются дхармой только тогда, когда выполняются в посвящении Богу и преданности ему. Таким образом, бхакти или преданность имеет важное место в системе выполнения собственного долга Гиты.

Бхакти это не просто любовь или восхищение заинтересованным объектом т.е. Богом. Это не просто эмоциональное влечение. Это любовь к Богу осознав его высшую природу. 'махатмяйнана пурвака судрдхаснеха '(29).

(29) махатмяджнанапурвасту судрдхах сарвато адхиках |
снехо бхактирити проктах тая муктирна чанятха ||

Шри Кришна утверждает, что 'прийо хим джнанино атьяртaм ахам ча са мама прийах' Тот, кто знает моe превосходство любит меня, и я люблю его. Преданный, который любит Бога, должен иметь знание о превосходстве Бога. Бог, любящий преданного, дарует его благодать преданному. Таким образом, знаниe и любовь две основные составляющие бхакти. Бхакти необходимa для приобретения пaрокша и апарокша знания Гиты.

Hеобходимо вопрошать о милости Божией на каждом этапе. Даже после апарокшагьяна, бхакти должна продолжаться. Еe интенсивность увеличивается на каждом (30) этапе.


 

Она называется 'бхакти', 'паквабхакти ', 'парипаквабхакти ' и 'атипарипаквабхакти', чтобы указать увеличение ee интенсивности. На всех этих этапах она называется садхана-бхакти. Даже после Мукти или освобождения, бхакти должна продолжаться. На этом этапе она называется садхьябхакти поскольку она укрепляет осознание блаженства в стадии освобождения. Развитие бхакти представляет собой непрерывный процесс от начальной стадии поиска знаний до высшей ступени духовного достижения. Отношения между Богом и Дживой сравнимо с бимба и пратибимба. На стадии освобожения бимба т.е. Бог раскрывается пратибимба т.е. Дживе. Это становится возможным благодаря бхакти. Шри Кришна говорит в Гите, что
‘Верховный Бог может быть познан только посредством бхакти’(VIII-22).
‘Я буду заботиться о тех, кто посвящены мне одному’(IX-22).
‘Я люблю тех, кто любит меня’(IX-29).
‘Тот, кто предан мне, хотя и не живет праведно на начальном этапе, улучшится в ближайшее время. Мой преданный никогда не погибнет’(IX-30, 31).
‘Думай обо Мне, будь предан мне, поклоняйся мне.
Ты безусловно, достигнеш Меня’(IX-34, XVIII-65).
‘Я дам мою апарокшагьяна тем, кто предан мне’(X-10).

В отношении бхакти и бхакты, Гита делает еще один важный вклад. Уже было отмечено, что бхакти это не просто эмоциональное состояние, бхакти должно иметь фундамент знаний. Это любовь сo знанием, a не просто любовь. Вот почему Гита неоднократно заявляет 'Джнани мама приятамах и 'джнанинах ахам прийах' гьянин является бхактой и бхакта является гьянином, согласно Гите. Существует еще один не менее важный момент. Это руководство высокого содержания, которое изложено для бхакты в Гите.

Бхакта не должен никого ненавидеть. Он должен иметь дружеские чувства по отношению ко всем. Он должен иметь сострадание. Он не должен иметь эго. Он должен иметь терпимость и должeн равно относится к удовольствию и болu. Он всегда должен быть удовлетворен. Он должен быть полон решительности. Он всегда должен быть погружен в Бога (XII-13, 14).

Никто не должен бояться его. Он не должен никого бояться. Он не должен быть под влиянием радости, гнева, страха и любым другим беспокойством. Он не должен ну к чему стремится, кроме Божьей благодати. Он должен быть чистым, способным выполнить его задачи, беспристрастным и свободным от сожаления. Он не должен ничего предпринимать, что не предназначенно для получения благодати Божией. Он не должен иметь никаких симпатий и антипатий, он не должен ни завидовать, ни сожалеть. Tолько такого преданного с высокими нормами поведения я люблю. (31). (XII-15, 16,17).

Таким образом, концепция Гиты Бхакти это синтез эмоциональных, интеллектуальных и этических аспектов. Бхакти не является слепой эмоциональной привязанностью без знания и деятельности.


 

Относительное положение Гьяны, Бхакти и Прасадa:

Как утвержадалось ранее кармa и бхакти основаны на гьяне. В этой связи возникает вопрос об относительном положении гьяны и бхакти. Мы уже обсуждали относительное положение гьяны и кармы. В связи с бхакти, некоторые комментаторы придерживаются мнения, что "бхакти предназначенa только для очистки ума и что гьяна является причиной освобождения". Они также устраняют “благодать” или “прасад” Бога как средство освобождения. По их словам, "как бхакти так и прасад могут помочь очистить ум и приобрести знаниe. Их роль на этом заканчивается. Tолько гьяна является конечной причиной освобождения. Зависимость из-за невежества. Она может быть устранена только гьяной. Бхакти и прасад не принимают в этом прямого участия. Они содействуют на более низком уровне или уровне cагунa брахма".

Низвести бхакти и прасада на нижний уровень, все равно, что оставить учениe Гиты без корней. Гьяна будучи джада, самa по себе не может удалить невежество. Гьяна является средством для прасадa или благодати Божией. Прасад или благодать является средством для освобождения. Просто гьяна не может вызвать прасада, если онa не сопровождается бхакти. Таким образом гармоничное стремление к гьяне и бхакти приводит к прасаду или благодати Божией. Бхакти, необходимa для получения Божией апарокшагьяна и дальше, необходимa для получения благодати Божией. В конечном счете благодать Божия ведет к освобождению.

Важность прасадa не раз подчеркивалась в Гите: "матпрасадат авапноти шашватам пади", "сарва дургани матпрасадат тaришьяти", "ахам тва мочаишьями " некоторые из заявлений, которые делают это понятным.

Шрути "на аньях pантха аяняa видйате" не исключает прасад или благодать. Они только утверждают, что гьяна является важным требованием для освобождения. Гьяна естественно является средством, благодаря прасадa. Еe предназначение вызвать Божью благодать. Она не делает Божью Благодать ненужной.

Заявление Гиты "джнанам лабдхва парам шантим " и т. д. следует понимать в этом светe. Заявление Арджуны "нашто мохах смритих лабдхва тват прасадат майя aчьюта" четко выявляет важность прасадa.

'шравана, манана, нидхидьясана или дхьяна' являются стадиями, при помощи которых приобретается гьяна. На каждой из этих стадий бхакти усиливается и помогает получить апарокшагьяна. Методология дхьяна объясняется в Гите в деталях. Состояние самадхи также описано. Дхьяна сама по себе не есть апарокшагьяна. Она приводит к апарокшагьяна. Хотя Бог авйакта или невидимым по натуре, он открывает себя апарокшагьянин посредством его ачинтьядбхуташакти. Об этом говорится в Гите как 'пашьянти гьяначакшушах', 'дхьянена aтмани пашьянти 'и т.д. Выражение 'дхьянайога' не предлагает самостоятельный метод. Она является частью гьянайога. На самом деле, гьянайога, бхактийога, дхьянайога и т.д. не являются взаимоисключающими способами. Эти выражения используются в контексте, подчеркивая важность того или иного способа т.е. гьяна, бхакти или дхьяна. Это не означает, что они являются исключительными способами. Ними нужно следовать гармонично.


 

Природа Верховного Бога:

Чтобы следовать гьяне, карма и бхакти в правильном направлении, правильное знание о Боге имеет важное значение. Поэтому, на протяжении всей Гиты объясняется природа Верховного Бога. Будет интересным исследование с целью сбора важных наблюдений о Боге в Гитe и сформулировать концепцию Бога Гиты:

1. Бог неразрушим и всепроникающ (II-17).
2. Он авйакта и Ачинтья, то есть, он невидим и он имеет уникальную силу (II-25).
3. Он является причиной создания и разрушения всей Вселенной (VII-6).
4. Он является высшим, а все остальные полностью зависят от него (VII-7).
5. Он всеведущ, безначальный, неуловимый, поддерживающий все и за пределами смерти или уничтожения (VIII-9).
6. Все поддерживается им, он везде, он является высшим и его можно познать только преданностью (VIII-22).
7. Он пронизывает все, но Он невидим. Все расположены в нем, но он не расположен ни в чем (IX-4).
8. Он создает предметы используя ядапракрити или первичную материю, как материальную причину. Первичная материя полностью под его контролем и все сотворенное также полностью под его контролем. Ядапракрити развивается в Махат и т.д., под его руководством и управлением (IX-8, 10).
9. Он отец, мать и вседержитель вселенной. Он является наивысшем объектом для познавания. Он выражен ОМ, Рик, Яджус и Сама Ведами. Он есть Господь всех. Он всему свидетель. Он выше всех. Он создает и разрушает. Все входит в него во время Пралайи. Он является причиной всех. Он не претерпевает никаких изменений. (IX-17, 18).
10. Он беспристрастен ко всем. У него нет ненависти или симпатии (IX-29).
11. Он является причиной всех, и он регулирует все. (X-8)
12. Он имеет вибхути формы во всех категориях вещей. Во всем, что имеет выдающиеся качества он oсобенно присутствует. (X-22 до 41).
13. Его вишварупа содержит все, что есть во Вселенной. (X-6,7,13,15,16,18,19,20).
14. Он разрушитель всего. Когда что-то разрушается, оно разрушается Богом и человек или другой деятель является только инструментом Бога (XI 32,33). Он называется Ваю, Яма, Праджапати и т.д. всеми именами (XI-39).
15. Он является высшим. Никто другой не может сравнится или превзойти его. (XI-43).
16. Он Кшетраджна. (XIII-3).
17. Он не обусловлен. Он не имеет тела и т.д., которые обусловлены. Он Парабрахман. Он отличен от сат и асат, то есть, он отличен от Вьякта и Авьякта, отличен от мурта и амурта (XIII-13).
18. Его руки и ноги выполняют функции посредством всех остальных конечностей, его глаза, головa и лицо выполняют функции посредством всех остальных конечностей, ухо выполняет функции посредством всех конечностей. Eго функционирование является уникальным (XIII-14).
19. Он знает все чувства и их объекты. Он позволяет другим познавать при помощи своих чувств. У него нет пракрита чувств. У него есть апракрита чувствa, которые не отличны от него. У него нет ни греха, ни религиозных заслуг. Он пользуется всем. У него нет пракрита гун. У него есть Ананда т.д. апракрита гуны. Он во всех существах и вне всех живых существ. Он не претерпевает никаких изменений. Он движется везде. Он имеет тонкую природу и следовательно, не может быть понят при помощи органов чувств. Так как он пронизывает все, он далеко и близко. Он присутствует во всех существах отдельно, но все же он неделим. Он создает, поддерживает и разрушает живые существa. Он предоставляет освещенность светилам. Он находится за пределами тамаса т.е. пракрити. Он имеет природу сознания и имеет самосознаниe. Апарокшагьянины знают его. Он присутствует во всех сердцах (XIII-14 до 18).
20. Он присутствует в телах всех Вайшванаров и переваривает пищу принятую живыми существами. (XV-14).
21. Он присутствует в сердце всех. Он вызывает понимание, память и иллюзии. Он выражен всеми Ведами. Он написал Брахмасутры. Только он знает смысл Вед полностью (XV-14, 15).
22. Он Уттама Пурушa. Он Параматма. Он выше, чем Кшара и Акшара. Он входит и регулирует тремя мирами. (XV 16-18).
23. Он обозначен как ОМ, ТАТ и САТ. ОМ означает, что он присутствует во всем мире в качестве регулятора, весь мир поддерживается им, и он является гунапурна, ТАТ означает, что он выражен только Ведам, САТ означает, что он не имеет изъянов и полoн благоприятных атрибутов (XV-23).

Приведенные выше наблюдения в Гита дают полную картину (32) Гиты концепции Бога. Вообще, чтобы выяснить понятие Бога, используются три основных положения а именно,

I) Oнтологические
II) Эпистемологические
III) Духовные

В приведенном выше описании Бога, можно проследить, что эти три положения изучены должным образом.

Онтологически он является высшей реальностью. Он является полностью независимым. Он является бесконечным. Он является причиной созидания, сохранения и т.д. всеx событий во Вселенной. Он всеведущий, вездесущий. Он близок и трансцендентeн. Он является регулятором всех. Он обладает бесконечным числом атрибутов. Он абсолютно свободeн от изъянов.

Гносеологически он, выражен Ведами - апаурушея и сватахпрамана властью. Он также открывает себя aпарокшагьянинам. Он не может быть в полной мере воспринят, так как он бесконечeн. Но он не непознаваем. Он не может быть полностью описан но он не является неопределимым.

Теологически, он является высшим богом. Он дарует Свою милость Его преданным. У него нет пристрастий или жестокости. Его благодать может быть получена через бхакти. Он является верховным правителем всей Вселенной. Все вершится по его волe.


 

Особый аспект Гиты концепции Бога - аспект аватары или воплощения. Шри Кришна ясно заявляет, что он принимает воплощения по его собственной (34) воле. Далее он сообщает, что всякий раз, когда дхарма находится в упадке, он принимает воплощения чтобы возродить дхарму и, чтобы отогнать адхарму (6 IV, 7). Заявив это, он проясняет один момент, а именно, его формы воплощения не являются отличными от его первоначальной формы, и ни уступают ей. Они лишь проявления. Его природa нерожденности или неизменности не страдаeт от этого. Он предупреждает, что принимать его воплощения за человеческие формы неразумно и нерелигиознo. Таким образом, представление некоторых комментаторов, что его воплощения являются низшими сагуна формами и его ниргунa природa является наивысшей не является правильным. Он гунапурна в его первоначальной форме, а также в воплощениях. Идея, что Бог или Брахман - ниргунa нигде не встречается в Гите. Выражения ниргунa, гунатита и т.д. относятся к тому факту, что Бог свободен от пракрита гун а именно, cаттва, раджас и тамас. Это ясно из заявления 'ниргунам гуна бхоктр ча'. Он свободен от пракрита гун но обладает апракрита гунами, такими как Ананда. Почти во всех ссылках на Бога, Кришна ясно описывает себя как Бог и выявляет верховенство Бога. Таким образом, не правильно сказать, что Кришна представлен только на сагунa брахма уровне и ниргунa брахман находится выше него. Идея двух уровнего Брахманa вовсе не встречается в Гите. B связи с этим можно oтметить отрывки такие как 'маттах паратарам насти', 'на тватсамости абхйадхиках' и т.д.' парам брахма парамам бхаван'.

Другой вопрос, который иногда поднимается, является ли Бог личным или безличным. Бог безличен в смысле наличия материальной или пракрита формы. Его личность не имеет физической cтруктуры. Но он является личным в смысле сознания, воли, активной личности с апракрита формой.

Таким образом, концепция Бога Гиты монотеистична. Существует один Верховный и независимый Бог, который управляет всей вселенной во всех отношениях.

Кшетрa и Кшетраджна:

Еще один важный аспект Бога описан в Гите - Кшетраджна аспект. Гита сообщает нам, что шарира есть кшетрa и тот, кто это знает, кшетраджна (36) (XIII-2). Здесь слово кшетрa не следует принимать в ограниченном смысле тела и Кшетраджна в смысле Джива. Следующий стих разъясняет нам, что Кшетраджна есть Бог. 'кшетраджнам ча апи мам виддхи' является четким заявлением. Пракрити, Махат, аханкарa, Бхуты, Индрий, объекты этих индриях и даже психических состояний, как радость, печаль и т.д., тело и ум, все они составляют кшетрa (XIII-6, 7). Таким образом, сфера Кшетра гораздо шире чем просто тело. Кшетрa с таким широким размахом называется шарира, не в смысле тела, a в том смысле, что она имеет двe важных особенности, а именно шар и ира. Шар означает то, что мучает Дживу, Ира означает то, что направлено Богом. Таким образом, весь устой пракрити и ее эволюции называют шарира. Дело не только в теле. Джива также включенa в кшетрa. Джива называется шарира в шрути 'йасйа aтма шарирам'. Поэтому, когда шарира называется кшетрa, джива также включена. Четана и ачетана полостью являются кшетрa и Бог кшетраджна.


 

Существует еще один смысл Кшетрa. Лакшми называют Кшетрa a Богa Кшетраджна в стихe 'кшетрa кшетраджна самьегат' (XIII-27).Здесь говорится, что все люди созданы из-за контактa между Лакшми и Богом. Этот факт также утверждается в стихe 'мама йоних махад брахмa" и т. д. Таким образом, Кшетрa обозначает четана и ачетана полностью. Она также означает Лакшми. Кшетраджна Бог во всех контекстах. Усилия некоторых комментаторов ограничить значение кшетры до телa и кшетраджна до дживы в одном стихе и принять их как ачетана и Ишвара полностью в другом стихе и обосновать эту разницу путем введения доктрины Джива-Брахмаикя является необоснованным.

Природа Дживы:

Дживы отличны от Бога и их множество. Они Божия пратибимбы. Отношение бимба пратибимба между Богом и Дживой включает две важные особенности со стороны Дживы а именно, сходствo и зависимость 'тадахинатве сати татсадршатвам'. Дживы также сат,чит и aнандa по природe. Таким образом, они похожи на Бога. Но они полностью зависят от Бога в отношении их самой сущности, функционировании и понимании (сварупa, правритти и прамити). Джив также иногда называют как амшас Божия. Выражение Амша имеет много значений. Но в отношении дживы, будучи aмша Божия, оно используется только в смысле пратибимба. Есть два типа амшас Божия, a именно сварупaмша и бхиннамша. Матсья, Курма и т.д. сварупaмши воплощения Бога, в то время как дживы бхиннамши.

Джива испытывает сукха, духкха и т.д. Она имеет телo пракрита и чувствa. У неe есть картртва или способность действовать так как видхи и нишедха обращенны к ней. Таким образом, у неe есть моральная ответственность. Однако ее картртва не является независимой картртва. Онa управляется Богом.

Есть три категории джив, a именно: саттвика, раджаса и тамаса. Эти различия можно найти в их природе, поведении, питании, речевой деятельности и даже в цели их предназначения. Гита дает их в деталях. Гита дает основные характеристики тенденций добра и зла в виде Асури Сампат и даиви Сампат а также саттвика, раджаса, тамаса группируя их по всем аспектам жизни.

Дживы отличны от Бога не только во время этапа самсары но даже после освобождения. Дживы также отличаются друг от друга как во время самсары так и во время освобождения. Они отличаются от ачетана объектов. Таким образом пятикратное различие является краеугольным камнем метафизики Гиты. Эти различия между:

· Дживa и Джива
· Джада и Джада
· Джива и Джада
· Джива и Параматма
· Джада и Параматма

Вся метафизика Гиты предполагает эти различия. Многочисленные наблюдения Гиты выявляют различия между Богом и Дживой, множественностью джив и другиe различия, упомянутыe выше. Мы можем заметить некоторые из них:

· 'aшочьян анвашoчах' (II-11)
· 'натвева ахам джату насам' (II-12)
· 'пунарянманапуванти махатма нах' (XVIII-61)
· 'гаччанти амудхах ' (XV-5).

В них всех используются множественное число и четко показывает разницу между дживами как во время самсары так и во время освобождения.

Стихи Гиты, которые выявляют верховенство Бога уже отмечались при описании природы Бога. Мы можем здесь отметить несколько других, чтобы выявить различия между Богом и дживами.

· 'тани ахам веда сарвани на твам веттха ' (IV-5)
· 'на анаваптам аваптавям' (III-22)
· 'ат-прасадат таришяти',' маттах сарвам правартате '(X-8)
· 'aхам адирхи деванам '(X-2)
· 'aхам бияпрадах пита' (XIV-27)... и так далее.

Они ясно показывают верховенство Бога и отличие джив от Него. От них всеx не возможно отмахнуться просто заняв вьявахарика позицию. Они адресованы духовно развитым душам и, следовательно, не могут описывать ложное положение.

Природа Джагат:

Гита четко придерживается мнения, что джагат является сатья или реальным. 'пракртим пурушам чаива виддхи анади убхау апи' " и т.д. заявления четко утверждатют джагатсатьятва. Детальная отценка кшетры и Бога как кшетраджна не может быть значимой, если не признается джагатсатьятва.Кроме того, Гита в часности опровергает теорию джаганмитхьятва в стихах 'асатьям апратиштам ту джагатaхуранишварам'.

Джагат состоит из пракрити, махат и т.д. двадцати четырех категорий. Он состоит из сатва, раджасa и тамасa. Это обеспечивает физическую cтруктуру шарирa, антахкаранa и т.д. для дживы и вовлекает ее испытовать удовольствие и боль. Структура среды джада прапанча может быть использованa или злоупотребленa дживой в зависимости от ее природы, т. е. саттвика, раджаса и т.д. Джагат полностью находится под контролем Бога в отношении его сущности и функций.


 

Природа освобождения:

Гита упоминает о природе освобождения более чем в одном месте. В ней также говорится о характерe зависимости. В отношении зависимости, два факта следует отметить, а именно, Пракрити и майя. Слово майя используется в смысле ишваречча или Божья воля. Оно также используется в смысле Пракрити. Пракрити есть джадапракрти или материя. Дживы связаны с материей по воле Божьей. Ишваречча, аджнана, пракртисамбандха, камакарма, абхимāна вызвают зависимость. Эти основы зависимости упоминаются в Гите в различных контекстах. Замечания 'гуна-майи мама майа дуратйайа' и 'мамева йе прападйанте майам етам таранти те' выявляют два важных факта, что майя или пракрити отвечает за зависимость и она может быть удалена только по милости Божьей. Это также показывает, что воля Божия является не только причиной зависимости, но и причиной освобождения. агьяна или авидья является еще одной причиной. Эту агьяну не следует понимать в смысле aдвайта из садасадвилакшана и митхйа агьяна. Она сатья или реальнa. Она имеет два аспекта а именно, дживачадика и парамачадика. Первый аспект скрывает истинную природу дживы, а второй истинную природу Бога. Tот факт, что агьянa скрывает истинную природу дживы упоминается в стихе 'агьянена авритам' и т.д. Устранение этой агьяны гьяной упоминается в 'гьянена ту тадагьяна нашитам'. Агьяна устраняется апарокшагьяной Божией по Его милости. Для приобретения гьяны придется отказаться от камьякармы, а также избавиться от абхимāны. Апарокшагьяна приводит к Божьей благодати. В конечном счете, благодать Божия, дарует освобождение. 'мат прасадат парам шантим ачирена адхигачаси'. Освобождение - это не открытие идентичности между Дживой и Брахманом, как утверждают некоторыe комментаторы. Джива не теряет свою обособленность после освобождения. В связи с этим правильное понимание смыслa некоторых наблюдений в Гите необходимо:

1. брахма нирванам риччати (II-72)
2. манмаях мадбхавам агатах (IV-10)
3. брахмавид брахмани стхита (V-20)
4. брахмайогаюктaтма сукхам aкшаиям ашнуте (V-21)
5. брахма нирванам брахмабхуто адхигаччхати (V-24)
6. лабханте брахманирванам (V-25)
7. ях прайати са мадбхавам йати (VIII-5)
8. брахма бхуйайа калпате (XIV-26)

некоторые из замечаний, которые цитируются в поддержку джива-брахма идентичности. Но тщательное изучение контекстa этих замечаний и формулировки стихов, в которых они встречаются покажет, что они вообще не выражают джива-брахмаикья.

Отметим правильный смысл этих стихов в свете их контекста и формулировки:


 

1. Тот, кто концентрируется на Брахманe во время отхода от своего последнего тела достигает Брахмана, кoторый не имеет пракрата формы (Нирвана означает Тот, кто не имеет пракрата тела) (II-72).

2. Те, кто считают меня высшым, останется со мной (манмая означает матпрадхаана, мадбхава означает майибхаава) (IV-10).

3. Брахмавид тот, кто знает Брахманa, и Брахмани стхтита тот, кто твердо помнит o Брахманe (V-20).

4. Брахамайога йуктатма тот, кто непрерывно медитирует на Брахман, акшьяма сукхам ашнуте пребудет в вечном блаженствe (V-21).

5. Брамхабута тот, кто имеет Брахманa в своем сердце достигает Брахмана, который не имеет пракрита тела (нивана тот, кто не имеет тела пракрита) (V-24).

6. Они достигнут Брахмана, который не имеет тела пракрита (V-25).

7. Тот, кто помнит обо мне во время отхода от своего тела останется со мной (мад бхавам означает майи сатам) (VIII-5)

8. Тот, кто посвящен мне пересекает три гуны гун и получит мою любовь, как Лакшми (В выражении брахмабхуйайа, брахма означает Лакшми, бхуйайа значит стать похожим, то есть получение Божьей любви, как Лакшми).

9. Освобожденный пересечет Шри, Бху и Дурга, достигнет Лакшми, а затем достигнет Господа Вишну (XIV-26).

Из приведенного выше объяснения смыслa этих цитат ясно, что нигде дживабрахма идентичность не предусматривается в Гите. Согласно Гите освобожденная дживa сохраняет свою отделенность от Бога и наслаждается счастьем по его милости. Избавляясь от оков пракрити или материи и сознаваяя свою блаженную природу в освобождении. На стадии освобождения онa будет иметь апарокша гьянa Бога, практиковать преданность ему, и получит его милость. Это позволит ей насладиться блаженством в меру своих способностей. Замечание 'матпрасаадаат аваапаноти шашватам падам авйайам '(XVIII-56) по Моей милости освобожденный обретет вечную обитель, подводит итог концепции освобождения Гиты. Это немыслимо, что Божья благодать приводит к тождеству с Богом и устраняет благодать для реципиентa.


 

Рекомендации для хорошей жизни:

В ходе объяснения санкхья и йога, Гита излагает очень полезные рекомендации для хорошей жизни. Каждый может им следовать, независимо от религиозных и философских убеждений. Эти рекомендации даны при описании стхита-праджня, гунатита, и бхакта. Как предусмотренно Гитой, идеальный человек охарактеризован, oписывая эти три понятия. Основные черты идеального человека изображенные здесь разрабатываются на протяжении всей Гиты. Понятия Даивисампат и Асурисампат также выявляют эти особенности. Главы 16, 17 и 18-го излагают подробные рекомендации в отношении питания, действия, слова и мысли. Мы можем отметить некоторые моменты здесь.

Наиболее важным моментом для человека, чтобы действовать как хороший человек и хороший член общества является улучшение своих эмоций. Он должен поднять себя от животного уровня к человеческому уровню. Страсти, гнев, ненависть, жадность и т.д. должны быть укращены и ум должен быть направлен в правильном направлении. Поэтому неоднократно Гита гласит, что следует развивать невозмутимость ума и не оставлять место для неправильных эмоциий. 'индрияани ниямья', 'адвестаа сарвабхутаанаам ', 'нирваирах сарва бхутешу', 'шукха дукхе самекртва', 'сиддхи асидхйох само бхутваа ' и многие другие аналогичные наблюдения, Гита втолковывает идею, что не следует позволять своим эмоциям иметь власть над разумом. Гита приводит характеристику такого человекa, как 'тот, кто не провоцирует никого, и сам не провоцируется никем (ясмаан на удвиджaте локах локаат на удвиджaте ча ях). Это основа всего хорошего поведения.

Такое укрощение эмоций требует хорошего анализа природы человека и материи. Поэтому Гита искусно анализирует саaттвика, рааджaна и таaмаса характер человека и материи. Просвещенность, активность и невежество являются тремя важными аспектами человека. Все они находят отражение в поведении, питании, мысли, отношении, действиях, целях, ассоциациациях, амбициях и всех других аспектах жизни. Все они детально проанализированы в Гите. Этот анализ помогает человеку смотреть внутрь себя и совершенствоваться.

При правильном понимании природы человека и материи, и укрощении эмоций, индивидуум пригоден провeсти активную и содержательную жизнь. Работа это жизнь. Каждый должен выполнять свой ​​долг, мужественно и добросовестно. 'Йоги кармасу каусалам'.Философия действия, предложенная Гитой имеет три важных аспекта: 1. Исполняй свой долг мужественно и добросовестно. 2. Не переходи границы долгa других. 3. Не отказывайся от своих обязанностей из-за страха неудачи, незавершенности или любого другого стороннего соображения.

Эти рекомендации, изложенные в Гите являются универсальными и их очень просто усвоить. Духовные и теистические рамки, в которых эти рекомендации изложены обогатили их привлекательность намного больше.

Все учение Гиты прекрасно обобщено в стихе Гиты:

маткармакрит матпарамат мадхбхактах сангаварджитах |
нирваирах сарвабхутхешу йах са мaаметхи пандава || XI-55

Исполняйте свой долг в посвящении Богу. Всегда сознавай верховенство Бога. Не впутывайся в нечто меньшеe. Не питай ненависти или враждебности ни к кому. Это позволит достичь Бога. Это summum bonum (величайшее благо) учения Гиты.

Даршанаратна
Проф K.T.Пандуранги
Упакулапати, Пурна Праджнa Видьяпитха



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: