В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса:
1. индивидуальное обучение и воспитание,
2. классно-урочная система,
3. лекционно-семинарская система.
Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней формой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до XVIII в. являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, религиозное или профессиональное) 10—15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель последовательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал образцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллективные наставления и беседы почти не использовались.
Классно-урочная система (основы которой были заложены Я.А. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистервегом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к организации педагогического процесса. К этим требованиям относятся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объединение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следующие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка.
Важным преимуществом классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиады, конференции и др.).
|
Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные секции, факультативы, клубы по интересам).
К индивидуальным формам учебного процесса относят консультации и репетиторство.
К основным достоинствам классно-урочной системы можно отнести: возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной деятельности каждого ученика; четкость и системность в последовательности изучения учебного материала; экономическую выгоду при массовом обучении.
Недостатки этой системы относятся, в основном, к организации урока как основной форме педагогического процесса: единообразие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержании, так и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень отличается в ту или иную сторону от возрастной нормы.
В истории педагогики предпринимались попытки усовершенствовать классно-урочную систему (белль-ланкастерская система в Англии, дальтонский лабораторный план Е. Паркхерта и план Трампа в США, бригадно-лабораторная форма организации обучения в России и ряде зарубежных стран), однако эти попытки на практике показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого распространения.
|
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной формой организации учебного процесса уже на протяжении более 300 лет.
Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основными формами обучения в лекционно-семинарской системе являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.
В последнее время элементы лекционно-семинарской системы широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой — обеспечивает преемственность между средней и высшей школой.
Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изложение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом.
Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются формой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адаптированные варианты элементов лекционно-семинарской системы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обобщает теоретические знания, но и учит школьников приемам конспектирования.
|
Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее подготовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной форме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы.
Практические и лабораторные занятия применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учебно-производственных комплексах. Обычно работа учащихся организуется индивидуально или небольшими подгруппами и представляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механизмов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.).