ЛЕКЦИЯ 5. Формы организации обучения




В дидактике известны три основные системы организационно­го оформления педагогического процесса:

1. индивидуальное обуче­ние и воспитание,

2. классно-урочная система,

3. лекционно-семинарская система.

 

Индивидуальное обучение и воспитание является более ранней фор­мой организации процесса передачи знаний. Сегодня она не имеет широкого распространения, а до XVIII в. являлась господствующей. Учителя того времени брали на обучение (в первую очередь, рели­гиозное или профессиональное) 10—15 учеников разного возраста и с разной степенью подготовленности. Содержание обучения было строго индивидуально, так же как и сроки обучения. Учитель после­довательно сообщал каждому ученику знания, демонстрировал об­разцы выполнения заданий, проводил проверку. При этом коллек­тивные наставления и беседы почти не использовались.

Классно-урочная система (основы которой были заложены Я.А. Коменским, а позже дополнены К.Д. Ушинским, А. Дистервегом и другими великими учеными-педагогами) имеет, в отличие от индивидуального обучения и воспитания, четкие требования к ор­ганизации педагогического процесса. К этим требованиям относят­ся: постоянное место и продолжительность учебных занятий, объе­динение в группы (классы) учеников одного возраста, постоянный состав учебных групп, стабильное расписание занятий, основной формой которых является урок, имеющий, как правило, следую­щие части: опрос, сообщение учителем новых знаний, упражнения на закрепление этих знаний (большая часть урока), проверка.

Важным преимуществом классно-урочной системы является возможность сочетать в ней массовые, групповые и индивидуаль­ные формы учебно-воспитательного процесса. Массовые формы используются при организации внеурочной работы (утренники, школьные вечера, конкурсы, спортивные соревнования, олимпиа­ды, конференции и др.).

Групповые формы подразделяются на учебные (урок, школьная лекция, семинар, экскурсии, лабораторно-практическое занятие) и внеучебные (кружки, спортивные сек­ции, факультативы, клубы по интересам).

К индивидуальным фор­мам учебного процесса относят консультации и репетиторство.

К основным достоинствам классно-урочной системы можно от­нести: возможность использовать классный коллектив в качестве педагогического средства стимулирования познавательной дея­тельности каждого ученика; четкость и системность в последовате­льности изучения учебного материала; экономическую выгоду при массовом обучении.

Недостатки этой системы относятся, в основном, к организа­ции урока как основной форме педагогического процесса: единооб­разие содержания; ориентация на среднего ученика как в содержа­нии, так и в темпах усвоения учебного материала; недостаточная возможность обеспечения развития тех учащихся, чей уровень от­личается в ту или иную сторону от возрастной нормы.

В истории педагогики предпринимались попытки усовершенст­вовать классно-урочную систему (белль-ланкастерская система в Англии, дальтонский лабораторный план Е. Паркхерта и план Трампа в США, бригадно-лабораторная форма организации обучения в России и ряде зарубежных стран), однако эти попытки на практике показали низкие результаты обучаемости и не получили широкого распространения.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается не­изменной формой организации учебного процесса уже на протяже­нии более 300 лет.

Лекционно-семинарская система, появившаяся в связи с созданием первых университетов, также почти не претерпела существенных изменений за историю своего существования. Она используется в практике профессиональной подготовки и рассчитана на то, что ее участники (студенты) уже имеют навыки учебной деятельности и способны к самостоятельному поиску и усвоению знаний. Основ­ными формами обучения в лекционно-семинарской системе явля­ются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты, экзамены, производственная практика.

В последнее время элементы лекционно-семинарской систе­мы широко используются в общеобразовательной школе, сочета­ясь с формами обучения классно-урочной системы. Это, с одной стороны, повышает эффективность обучения школьников, а с другой — обеспечивает преемственность между средней и вы­сшей школой.

Лекция — это развернутое, продолжительное и системное изло­жение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции — теоретическое обобщение, где конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией или необходимым отправным моментом.

Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются фор­мой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в старших классах общеобразовательной школы используются адап­тированные варианты элементов лекционно-семинарской систе­мы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дис­циплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обоб­щает теоретические знания, но и учит школьников приемам конс­пектирования.

Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее под­готовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной фор­ме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является организация коллективного обсуждения изучаемой темы.

Практические и лабораторные занятия применяются при изуче­нии дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия прово­дятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учеб­но-производственных комплексах. Обычно работа учащихся орга­низуется индивидуально или небольшими подгруппами и представ­ляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам (изучение функциональных возможностей приборов и механиз­мов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: