ОПЕРА «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» (1898)




История создания. Жанр оперы – бытовая лирическая драма. Написана на сюжет Л. Мея, либретто И.Ф.Тюменева, знатока лит-ры и старины, друга Р-К. Комп. обратился к эпохе И. Грозного, в кот. разворач. действие «Псковитянки», но здесь нет крупн. историч. событий. И хотя в основе сюжета лежала реальная история попытки 3-й женитьбы царя и скорая смерть его невесты Марфы Собакиной, сам царь появл.на сцене только 1 раз, как «немой» персонаж. Центром сюжета стал любовный узел. Р-К: «стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу», кантилена приобрела ведущее значение (особенно в партии Марфы). Здесь нет подлин. нар. тем, за исключением песни «Слава», но есть темы нар.-песенного склада.

Партия Марфы писалась в расчете на Н.Забелу-Врубель, голосом которой Р-К был очарован. И как ни трагична судьба героини, комп-р создал образ Марфы светлым, лиричным. Премьера оперы (1899) сост. с успехом в частной опере Мамонтова.

Особенности драматургии: конфликтная, динамичная. Скупо обрис. истор. обстановку, Р-К сосредоточил внимание на драме центр. персонажей. Выделяются 2 группы образов. 1-я группа – светлые образы: Марфа, Лыков, Собакин, связанные трагич. обстоятельствами. 2-я группа – Грязной и Любаша, стоящие на пути Марфы, приносящие ей несчастье. Их хар-ры схожи: им свойств. страстность, склонность к решит. действиям. Их муз.образы отличаются от других сильным драматизмом. Осн. оперн. ф-ма – арии, но в наиб. драм. эпизодах комп. обращается к непрерывно развив-ся сценам с речитативами и вок. эпизодами ариозного характера.

В опере – множество лейтмотивов. Это л/м Грязного, Бомелия, темы-воспоминания Марфы, фатальные темы: л/М Бомелии, л/м яда, тема «Слава» характериз. Ивана Грозного и опричнину (ее исп. Мус в «Борисе»).

Бытовые картины служат фоном для развития действия. Таковы «Пирушка» у Грязного с пляской и хором «Яр хмель» (с.56), нар. сценка во 2д., когда народ беседует о предст. новой женитьбе царя и смотринах невест.

Образ Марфы (сопрано) привлекает мягким лиризмом, светлой напевностью. Ария Марфы из 2д. – светлая, лирическая в 3-ч. ф-ме. Образ девушки накануне свадьбы. Уже вступит. фраза «В Новгороде мы рядом с Ваней жили» (с.124) - лирич., взволн., для нее хар-ны мягкие восх. Хром. и тремоло в сопр-и. 1-я тема арии «Как теперь гляжу на зеленый сад» напоминает лирич. песню – льющаяся пес. мелодия, несложное сопр-ние. 2-я тема «А родные все, на нас глядючи» (ср.ч. арии) окрашена светлой грустью. Задуш. Мел. звучит в миноре. Здесь же в ср. разделе в орк. появляется л/м златых венцов (символ свадьбы) с.128. Острая вводнотоновость в сочетании с сочной гармонией создает настроение восторженности.

Ария Марфы из 4д. (с.253) – одна из вершин корсаковского лиризма. Ее музыка резко контрастирует со сценич. ситуацией, с только что прозвуч. признанием Грязного об убийстве им Лыкова. Этот контраст придает сцене трагический характер. Марфа лишается рассудка. Ей кажется, что она по-прежнему счастливая невеста Лыкова. Возвращаются темы из 1-й арии Марфы (2д.): начальная («В Новгороде…») на словах «Иван Сергеич, хочешь, в сад пойдем», 1-я тема («Как теперь гляжу») звучит в орк. у кларнета-соло. Но особенно богатое развитие получает л/м златых венцов. На нем построен осн. раздел арии «Взгляни, вон там, над головой». Перебрасывается арка от 2 акта к 4-му, способствуя созданию монолитности формы.

Образ Любаши (меццо-сопрано). Ее интонац. сфера наиболее разнообразна. От просьб, мольбы, упреков она доходит до гневн. решимости отомстить сопернице и вернуть любовь Грязного. Контраст кроткой страдалицы Марфы и сильной, страстной, борющейся за свое счастье Любашей – один из самых ярких в опере. В то же время комп-р относится к Любаше с симпатией, сопереживает ей. Ее прекрасн. песенные и ариозн. темы подчерк. ее народн. хар-р. Этот персонаж ввел Р-К, обострив конфликт

Песня Любаши «Снаряжай скорей» (с.77) из 1д. звучит для гостей Грязного. В ней рассказывается о девушке, кот. вынуждена отказаться от «сердечного друга» и выйти за немилого старика. Трагическая песня восприн. как обобщенное выражение женского горя (в кульминации 1 куплета звучит нисходящ. интонация причета). Она звучит как подлинная лирич. нар. песня. Ее характерные признаки: натур. минор, исполнение без сопровождения, куплетная форма.

Уже в 1д. в образе Люб. углубляются трагич.черты. В дуэте с Грязным ее вок. партия «Знать, не любишь больше ты свою Любашу» (с.93) передает глубокую тоску. Здесь также проявляются черты протяжных песен. Начин. из вершины-источника, она ниспадает в пределах широкого диапазона. Скачки на м7 обостряют мелодию, придают ей горестный характер. В этом же дуэте партия Любаши разрастается до небольшого ариозо «Ведь я одна тебя люблю» (с.97). Музыка страстная: восх. секвенция, движение по звукам Ум53, пульсир. аккомп-т. В нем зарожд. тематизм нового, речевого типа.

Ария Любаши из 2д. «Господь тебя осудит» с. 160. Мелодия распевная, близка лирич. романсам. Другие стороны образа Любаши – пылкость, ревность, ненависть к сопернице раскрывается в ансамблевых сценах. Горестн. восклицания с широкими ходами мелодии.

Образ Григория Грязного (баритон) неоднозначен, противоречив. Сильный, дерзкий, он, не задумываясь, совершает преступление, но ему не чуждо чувство любви к Марфе. Л/м Грязного, кот. открывает 1д. (с.13), рисует его суровую, мятущ. натуру. Мрачный колорит этой тревожной темы с ее резкими угловатыми интонациями (опора на м2 и нисх. тритон). Иным представлен Григорий в арии из 1д. «Куда ты, удаль прежняя, девалась», в начале которой – печальное лирич. размышление. Осн. тема динамизируется, приобретает декламационность. Есть в 3-частн. арии и пылкий порыв «Не узнаю теперь я сам себя» и воспоминания о былых забавах - «Бывало, мы» в ср.ч. Реприза динамизир., напряжение достигает кульминации.

Бомелий, в отл. от Григория, лишен хороших человеч. чувств, он – воплощение зла в опере. Он способен на любую гнусность, готов ценой человеч. жизни овладеть Любашей. Впервые его л/м звучит в 1д., при перв. его появлении (с.28). Эта «ползучая» тема, рисующая коварство, подлость, трусость (гобой, фагот staccato, узк. диапазон м3). Л/м Бомелия выполняет в оп. двойную функцию. Это еще и л/м ядовитого зелья, приобр. зловещий хар-р. Именно таков он в сцене 2д., где Любаша стучит в дверь Бомелия (с.144). Здесь опорным явл. минорн.53, кот. передвигается по звукам Ув53 (с.147). Еще мрачнее л/м звучит в тот момент, когда Бомелий назначает цену (в той же сцене): тревожной изломанной нисх. мелодии верх. голоса противостоит восх. хроматич. движение баса (с.152). Здесь опорным является Ув53 на 1-х долях каждого такта. Л/м зелья появ. в партии Грязного, подливающего яд в вино (в контрапункте с л/м Грязного) (с.195).

Еще один зловещий образ – Иван Грозный. Он почти не появ. на сцене, а выведен в либретто как олицетворение опред. уклада. Главный л/м, относящийся к Ив.Грозному, - р.н.п. «Слава», символ самодержавия (взят из оп. «Псковитянка»). Она развив. в 1д. в песне гусляров, кот. подхватывают опричники (с.43), звучит торжественно и величаво. Во 2 д. (с.132) он звучит грозно, словно предсказание, в то момент, когда царь смотрит на испугавшуюся его появлением Марфу. В последний раз «Слава» звучит в финале 3д. при торжеств. объявлении Малютой Скуратовым воли царя, избравшего Марфу (с.220). Она звучит в контрапункте с темой Грязного. Сочетание 2-х суровых тем создает образ неодолимой силы. После окончания речи Малюты остается бесконечный канон на интонациях «Славы».

Увертюра написана в сонатн. ф-ме. Ее особ-сть в том, что ГТ и ПП в опере больше не встречаются. Это самостоят. муз. образы, хотя интонационно они напоминают некоторые мелодии из опер. ГТ – стремительная, тревожная, суровая. Она перекликается с трагич. эпизодами оперы. ПТ – светлая, певучая, созд. образ Марфы, еще не испытавшей тяжелых ударов судьбы, близка ее 1-й арии из 2д. В коде появляется л/м златых венцов.

 

Темы наизусть:

 

1д. Л/м Грязного №73

Ария Грязного «Куда ж ты удаль» №74

Л/м «златых венцов» №91

Песня Любаши «Снаряжай скорей» 1д.с.77

Л/м Бомелия №77

2д. Ария Марфы «Как теперь гляжу» №81 с.160

Ария Любаши «Господь тебя осудит»

4д. Ария Марфы «Взгляни, вон там»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: