Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2-5, 7-11, 13, 14, 16-18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1..
Задания 1, 6, 12, 21-24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21-24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование геле-вой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
1. Какие из перечисленных-понятий используются в первую очередь при описании полити
ческой сферы общества?
Гражданин; правовая норма; нравственность; отклоняющееся поведение; коммерческий банк.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2. К основным подсистемам общества относят
1) сферу политики 2) область образования
3)налоговую систему 4)средства коммуникации и связи
3. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Индивид, осознанно и целенаправленно действующий в обществе, является личностью. Б. Одним из условий становления личности является социализация.
1) верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Вера учится в 9 классе школы и занимается в изостудии. Какие виды образования получает Вера?
1) общее и дополнительное
2) основное и специальное
3) очное и дистанционное
4) обязательное и профессиональное
5. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство зародилось на самых ранних этапах развития человеческого общества. Б. Средством постижения мира и человека в искусстве выступает художественный образ.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
6. При снятии денег в банкомате Кирилл Афанасьевич не смог извлечь пластиковую карту. В чём состоит опасность данной ситуации для сбережений пользователя банкоматом? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7. И рыночная, и традиционная экономики
1) основаны на товарном производстве
2) исключают государственное вмешательство
3) развиваются на основе научных достижений
4) подвержены циклическим колебаниям
8. К типам предприятий, выделяемым в зависимости от формы собственности, относится
1) производственное объединение
2) акционерное общество
3) естественная монополия
4) филиал фабрики
9. Верны ли следующие суждения о рынке труда?
А. Труд в рыночной экономике имеет добровольный характер. Б. Главным участником рынка труда является государство.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Социальная роль — это
1) принадлежность человека к элите общества
2) отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
3) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
4) положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
11.Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?
А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса. Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12.Социологи страны Z провели опрос об отношении граждан разного возраста к политике государства, связанной с миграцией населения. Был задан вопрос «Какие направления миграционной политики вы поддерживаете?» Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Опрошенные моложе 30 лет
Опрошенные старше 30 лет
Поддерживаю привлечение
квалифицированных
специалистов
Поддерживаю
противодействие
нелегальной миграции
Г— ------------------------------------------- 1
Поддерживаю привлечение
неквалифицированных
работников
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13.Политическими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, обладают
1) государственные служащие
2) все граждане государства
3) граждане трудоспособного возраста
4) все люди, проживающие в стране на законных условиях
14.Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В авторитарном государстве, в отличие от других видов государства, существует наследственный порядок передачи власти. Б. Признаком любого государства является разделение властей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) труд 2) учение 3) игра |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) деятельность в воображаемой ситуации Б) практическая полезность
B) нацеленность на обретение знаний Г) замещение реальных объектов условными Д) основной вид деятельности
в подростковом возрасте
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
16. К обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность, относится
1) состояние алкогольного опьянения
2) содействие в раскрытии преступления
3) совершение преступления в группе лиц
4) использование документов представителя власти
17. Наталья продаёт свою дачу двоюродному брату. Куда она должна обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?
1) к адвокату
2) к мировому судье
3) к нотариусу
4) в юридическую консультацию
18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации была принята путём всенародного голосования. Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. Максим заканчивает школу. Все в классе знают, что он хочет в будущем стать программистом. Родители и другие члены семьи поддерживают его в этом стремлении. Сравните два вида упомянутых в условии групп: семью и классный коллектив. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) влияет на формирование моделей поведения
2) осуществляет первичную социализацию
3) является малой группой
4) включает как формальные, так и неформальные отношения
Черты сходства | Черты различия | ||
20. Заполните пропуск в таблице.
Судебный орган | Характеристика |
Верховный Суд | Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции |
...суды | Районные суды, городские суды общей юрисдикции |
У любого государства есть обязательные функции, исполнение которых и оправдывает его существование. Эти функции принято разделять на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся следующие:
Во-первых, защита существующего строя, экономической и социально-политической системы общества. Будучи порождением этой системы, государство заинтересовано в её сохранении и располагает такими полномочиями, которые позволяют осуществить данную задачу.
Во-вторых, государство регулирует экономическую жизнь общества. Степень регулирования может быть различной: от контроля за каждым ящиком гвоздей в каждом цеху на каждом предприятии — до минимального вмешательства в хозяйственную жизнь с помощью налогов, пошлин и т. п.
Однако существование абсолютно свободной от, вмешательства государства экономики вряд ли возможно.
В-третьих, на государство возлагается задача издания законов и установление "правопорядка. В этом случае оно выступает монополистом. И это справедливо. Можно представить, что сталось бы с обществом, если бы изданием законов занимались все, кому хочется!
В-четвёртых, государство призвано регулировать отношения между группами и слоями общества. Мы уже знаем, сколь сложна эта задача и сколь необходимо её выполнение. Разница интересов, доходящая до противоположности, настоятельно требует существования политического института, который способен предотвращать конфликты в обществе или разрешать их, если они всё-таки возникли.
От исполнения государством внешних функций зависит его место в системе международных отношений. Во-первых, государство обеспечивает целостность страны и её безопасность. Во-вторых, оно защищает экономические и политические интересы страны на международной арене. Наконец, в-третьих, оно обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотрудничество и участие в международных делах. Выполнение внешних функций позволяет государству оставаться суверенной единицей, но при этом не замыкаться, не отгораживаться от остального мира непроницаемой стеной.
Перечисление внутренних и внешних функций государства убеждает нас в его необходимости. Попробуем представить себе современное общество, где отсутствует государство: рано или поздно это состояние приведёт к хаосу, неразберихе, конфликтам.
(По СЛ. Наумовой)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Почему, по мнению автора, государство заинтересовано в защите существующего строя, экономической и социально-политической системы общества? Почему государство в состоянии успешно решить эту задачу? Какие внутренние функции, в соответствии с текстом, выполняет исключительно государство?
23. Какой фактор, по мнению автора, влияет на позицию государства в системе международных отношений? Приведите два примера выполнения современным государством внешних функций; в каждом случае поясните, как результаты указанного Вами вида деятельности влияют на внутригосударственные процессы.
24. Автор убеждён в необходимости существования государства в современном мире. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) суждение автора.