ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 ми­нут).




Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 ми­нут).

Ответы к заданиям 2-5, 7-11, 13, 14, 16-18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответом к заданиям 15, 19 является последователь­ность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк от­ветов № 1..

Задания 1, 6, 12, 21-24 выполняются на бланке ответов № 2. Для выполнения заданий 21-24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на приме­рах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.

Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование геле-вой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выпол­нить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!


ВАРИАНТ 1

1. Какие из перечисленных-понятий используются в первую очередь при описании полити­
ческой сферы общества?

Гражданин; правовая норма; нравственность; отклоняющееся поведение; коммерческий банк.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ за­пишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

2. К основным подсистемам общества относят

1) сферу политики 2) область образования

3)налоговую систему 4)средства коммуникации и связи

3. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Индивид, осознанно и целенаправленно действующий в обществе, является лично­стью. Б. Одним из условий становления личности является социализация.

1) верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Вера учится в 9 классе школы и занимается в изостудии. Какие виды образования получа­ет Вера?

1) общее и дополнительное

2) основное и специальное

3) очное и дистанционное

4) обязательное и профессиональное

5. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство зародилось на самых ранних этапах развития человеческого общества. Б. Средством постижения мира и человека в искусстве выступает художественный образ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. При снятии денег в банкомате Кирилл Афанасьевич не смог извлечь пластиковую карту. В чём состоит опасность данной ситуации для сбережений пользователя банкоматом? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, ука­зав номер задания.

 

7. И рыночная, и традиционная экономики

 

1) основаны на товарном производстве

2) исключают государственное вмешательство

3) развиваются на основе научных достижений

4) подвержены циклическим колебаниям

8. К типам предприятий, выделяемым в зависимости от формы собственности, относится

1) производственное объединение

2) акционерное общество

3) естественная монополия

4) филиал фабрики

9. Верны ли следующие суждения о рынке труда?

А. Труд в рыночной экономике имеет добровольный характер. Б. Главным участником рынка труда является государство.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Социальная роль — это

1) принадлежность человека к элите общества

2) отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций

3) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе

4) положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обя­занностей

11.Верны ли следующие суждения о тенденциях развития социальной сферы?

А. Для постиндустриального общества характерен рост среднего класса. Б. Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к ры­ночной уменьшается.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12.Социологи страны Z провели опрос об отношении граждан разного возраста к политике го­сударства, связанной с миграцией населения. Был задан вопрос «Какие направления ми­грационной политики вы поддерживаете?» Полученные данные (в % от числа отвечав­ших) представлены на гистограмме.


Опрошенные моложе 30 лет


Опрошенные старше 30 лет


 


Поддерживаю привлечение

квалифицированных

специалистов


Поддерживаю

противодействие

нелегальной миграции


Г— ------------------------------------------- 1

Поддерживаю привлечение

неквалифицированных

работников

 


Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опро­шенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. От­вет запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

13.Политическими правами, гарантированными Конституцией Российской Федерации, об­ладают

1) государственные служащие

2) все граждане государства

3) граждане трудоспособного возраста

4) все люди, проживающие в стране на законных условиях

14.Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В авторитарном государстве, в отличие от других видов государства, существует на­следственный порядок передачи власти. Б. Признаком любого государства является разделение властей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

15. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.


ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) труд 2) учение 3) игра

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) деятельность в воображаемой ситуации Б) практическая полезность

B) нацеленность на обретение знаний Г) замещение реальных объектов условными Д) основной вид деятельности

в подростковом возрасте

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Ответ:


 

А Б В Г Д
         

16. К обстоятельствам, смягчающим уголовную ответственность, относится

1) состояние алкогольного опьянения

2) содействие в раскрытии преступления

3) совершение преступления в группе лиц

4) использование документов представителя власти

17. Наталья продаёт свою дачу двоюродному брату. Куда она должна обратиться, чтобы заве­рить договор купли-продажи?


1) к адвокату

2) к мировому судье


 

3) к нотариусу

4) в юридическую консультацию


18. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путём всенародного голосования. Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

19. Максим заканчивает школу. Все в классе знают, что он хочет в будущем стать программи­стом. Родители и другие члены семьи поддерживают его в этом стремлении. Сравните два вида упомянутых в условии групп: семью и классный коллектив. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт различия.


1) влияет на формирование моделей поведения

2) осуществляет первичную социализацию

3) является малой группой

4) включает как формальные, так и неформальные отношения

 

Черты сходства Черты различия
       
       

20. Заполните пропуск в таблице.

 

Судебный орган Характеристика
Верховный Суд Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции
...суды Районные суды, городские суды общей юрисдикции

У любого государства есть обязательные функции, исполнение которых и оправдывает его существование. Эти функции принято разделять на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся следующие:

Во-первых, защита существующего строя, экономической и социально-политической сис­темы общества. Будучи порождением этой системы, государство заинтересовано в её сохране­нии и располагает такими полномочиями, которые позволяют осуществить данную задачу.

Во-вторых, государство регулирует экономическую жизнь общества. Степень регулирова­ния может быть различной: от контроля за каждым ящиком гвоздей в каждом цеху на каждом предприятии — до минимального вмешательства в хозяйственную жизнь с помощью налогов, пошлин и т. п.

Однако существование абсолютно свободной от, вмешательства государства экономики вряд ли возможно.

В-третьих, на государство возлагается задача издания законов и установление "правопо­рядка. В этом случае оно выступает монополистом. И это справедливо. Можно представить, что сталось бы с обществом, если бы изданием законов занимались все, кому хочется!

В-четвёртых, государство призвано регулировать отношения между группами и слоями общества. Мы уже знаем, сколь сложна эта задача и сколь необходимо её выполнение. Разница интересов, доходящая до противоположности, настоятельно требует существования политиче­ского института, который способен предотвращать конфликты в обществе или разрешать их, если они всё-таки возникли.

От исполнения государством внешних функций зависит его место в системе международ­ных отношений. Во-первых, государство обеспечивает целостность страны и её безопасность. Во-вторых, оно защищает экономические и политические интересы страны на международной арене. Наконец, в-третьих, оно обеспечивает развитие отношений с другими странами, сотруд­ничество и участие в международных делах. Выполнение внешних функций позволяет государ­ству оставаться суверенной единицей, но при этом не замыкаться, не отгораживаться от ос­тального мира непроницаемой стеной.


Перечисление внутренних и внешних функций государства убеждает нас в его необходи­мости. Попробуем представить себе современное общество, где отсутствует государство: рано или поздно это состояние приведёт к хаосу, неразберихе, конфликтам.

(По СЛ. Наумовой)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

22. Почему, по мнению автора, государство заинтересовано в защите существующего строя, экономической и социально-политической системы общества? Почему государство в со­стоянии успешно решить эту задачу? Какие внутренние функции, в соответствии с тек­стом, выполняет исключительно государство?

23. Какой фактор, по мнению автора, влияет на позицию государства в системе международ­ных отношений? Приведите два примера выполнения современным государством внеш­них функций; в каждом случае поясните, как результаты указанного Вами вида деятель­ности влияют на внутригосударственные процессы.

24. Автор убеждён в необходимости существования государства в современном мире. Исполь­зуя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) суждение автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: