Лекция 12 «Технология товародвижения в розничной торговле»
Вопросы:
1 – Технология товародвижения в магазине
2 – Торгово-технологический процесс на предприятиях розничной торговли
Вопрос 1 - Технология товародвижения в магазине
Товародвижение — процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления (ГОСТ Р 51303–2013).
Структура и последовательность товародвижения в магазине показана
Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку осуществляют с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Колесные контейнеры (тарооборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться материально ответственными лицами. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Проверяют товары по качеству товароведы.
Товарная обработка — этап, предназначенный для обеспечения однородности качества и количества, а также подготовки товара к продаже. В отдельных случаях при сортировке — одной из операций товарной обработки — может происходить улучшение качества за счет удаления товаров низших градаций, а также придания привлекательного внешнего вида (например, удаление пыли и других поверхностных загрязнений).
|
Хранению присущи следующие операции: создание и поддержание оптимальных условий хранения, соблюдение установленных сроков (годности, хранения, перевозки), контроль за условиями и сроками хранения, приемка по количеству и качеству при разгрузке, а также размещение на хранение и отпуск со склада, обеспечение прослеживаемости товарных партий.
Эффективность работы магазина во многом зависит от правильного размещения и выкладки товаров в торговом зале, так как это способствует ускорению оборачиваемости, сокращению затрат труда в процессе реализации, экономии времени покупателей, повышению качества обслуживания.
Выкладка товаров — способ укладки и создания композиции, наиболее выгодно их показывающей, при этом необходимо умело сочетать их размеры, форму, вид, цвет упаковки и т.д. Выкладка товаров должна привлекать внимание покупателей, побуждать их к совершению покупки, украшать магазин.
Вопрос 2 - Торгово-технологический процесс на предприятиях розничной торговли
Торгово-технологический процесс — комплекс последовательных операций, обеспечивающих процесс продажи и покупки товаров и товародвижения (ГОСТ Р 51303–2013).
Назначение торгово-технологического процесса — доведение товаров надлежащего качества до покупателей с наименьшими затратами труда при высоком уровне торгового обслуживания.
Торгово-технологический процесс магазинов состоит из операций, которые делятся на основные и вспомогательные. Операции, связанные с продажей и обслуживанием покупателей, являются основными. Все остальные операции создают условия для успешного осуществления продажи товаров, т.е. носят вспомогательный характер. Вспомогательные операции ускоряют основной процесс — продажу товаров, повышают производительность труда, увеличивают пропускную способность магазина.
|
Все основные и вспомогательные операции осуществляются в определенной последовательности, находятся в функциональном взаимодействии и направлены на выполнение основной задачи магазина — продажу товаров, а также на обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей.
Однако не все товары проходят последовательно все эти операции. Одни из них нуждаются в большем количестве вспомогательных операций, другие — в меньшем.
Схема основных операций торгово-технологического процесса
В магазине
Схема вспомогательных операций торгово-технологического
Процесса в магазине
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
В зависимости от предмета труда торгово-технологический процесс можно разделить на три основные части:
1) операции с товаром до предложения их покупателям;
2) операции непосредственного обслуживания покупателей;
3) дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
|
• разгрузку транспортных средств;
• приемку товаров по количеству и качеству;
• оформление приходных документов;
• перемещение товаров к месту хранения;
• хранение товаров;
• распаковку;
• подготовку товаров к продаже;
• перемещение товаров в торговый зал;
• размещение и выкладку товаров в торговом зале.
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей:
• установление контакта;
• определение потребностей;
• коммерческое предложение (может возникнуть на любом этапе беседы);
• работа с возражениями (на любом этапе беседы);
• завершение продажи.
На последней стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине необходимо создать все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров и удобной отборки товаров. Профессиональный продавец должен обладать достаточной гибкостью и помнить, что установление отношений и выявление потребностей — это подстройка к покупателю на деловом уровне и уровне человеческих отношений.
Следующая часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:
• обеспечение комплексного подхода к его построению;
• создание максимальных удобств для покупателей;
• достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
• создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, гарантирующих высокую культуру и производительность труда;
• обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.