Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика.
Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.
Актив класса и его обязанности. Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.
Виды и организация коллективно-творческого дела в рамках класса силами класса. Организация общешкольных и внутриклассных мероприятий. Виды и формы. Разработка школьного КТД. Смотр успехов «Я - лидер!». Самопрезентация. Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Я - лидер!» Подведение итогов, выдача свидетельств об окончании «Школы лидера»
Календарно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Я – лидер!» (8 класс)
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Кто такой лидер Школа юного лидера. Вводное занятие Основные понятия Представление о себе, как о лидере | |||
Организаторская техника лидера Готовность стать лидером Правила руководства лидера Принципы организаторской деятельности Понятие «стиль работы» лидера, его виды Практикум «Копилка лидера» | |||
Умения и навыки лидера Как правильно вести беседу. Практикум «Узелки на память» | |||
Виды деятельности лидера Коллективно-творческое дело Проектная работа в деятельности лидера Разработка поздравления-выступления «С новым годом!» Разработка, организация и проведение мероприятия для школьников | |||
Человек. Гражданин. Лидер Гражданская позиция лидера Лидер-патриот Азы правовой культуры Деловая игра «Суд» Умение подбирать команду. Игра «Подбор персонала» | |||
Школьное и классное самоуправление Самоуправление в школе и для школы КТД для своего класса Актив класса и его обязанности Разработка школьного КТД Актив класса в школьном и классном самоуправлении Смотр успехов «- лидер!» самопрезентация Промежуточная аттестация Итоговое занятие «Мы – лидеры!» | |||
Итого |
|
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Я – лидер!» (9 класс)
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание в теме | ||
Дата | Тема занятия | Кол-во часов | ||
Раздел 1. Кто такой лидер? (3 часа) | ||||
«Школа лидера» вводное занятие | Знакомство с группой. | |||
Основные понятия | Понятия «Лидер», «организатор» Определение понятийного аппарата лидера | |||
Представление о себе, как о лидере | Самооценка лидерских качеств | |||
Раздел 2. Организаторская техника лидера (всего 5 часов) | ||||
Готовность стать лидером | Знакомство с методикой микроигр по определению структуры межличностных отношений | |||
Правила руководства лидера | Правила наименьшего действия, заинтересованности исполнителя. Контроль и оценка | |||
Принципы организаторской деятельности | Составляющие мастерства лидера. Организаторская форма как форма организации поведения лидера средство его успешной деятельности | |||
Понятие «стиль работы лидера» и его виды | Лидер – регламентатор, коллегиал, объективист, максималист, спринтер | |||
Практикум «Копилка лидера» | Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти | |||
Раздел 3. Умения и навыки лидера (2 часа) | ||||
Как правильно вести беседу? | Возможности общения с людьми.Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. | |||
Практикум «Узелки на память» | Умение говорить,слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны | |||
Раздел 4. Виды деятельности (9 часов) | ||||
Коллективно-творческое дело | Виды КТД. Этапы подготовки и проведения КТД | |||
12-14 | Проектная деятельность в работе лидера | Шаги проекта.От идеи до анализа. Выстраивание шагов проектной деятельности | ||
15-17 | Разработка поздравления - выступления «С новым годом!» | Разработка сценария миниатюры новогоднего выступления | ||
18-19 | Разработка, организация и проведение мероприятия для школьников | Разработка игры. | ||
Раздел 5. Человек. Гражданин. Лидер (4 часа) | ||||
Гражданская позиция лидера | Понимание слова Родина. Деятельность на благо родины Формирование в личности национального и культурного достоинства | |||
Лидер – патриот | История герба, государственная символика. Символика лидера. | |||
Азы правовой культуры. Деловая игра «Суд» | Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка. Выпуск правового бюллетеня | |||
Умение подбирать команду Деловая игра «Подбор персонала» | Умение видеть команду и определять характеристики членов команды.Команда – надёжный фундамент | |||
Раздел 6. Школьное и классное самоуправление (12 часов) | ||||
Самоуправление в школе и для школы | Различные системы организации самоуправления в школе Ученический совет. Школьное ученическое самоуправление | |||
25-26 | КТД для своего класса | Разработка коллективно-творческого дела для своего класса | ||
Актив класса и его обязанности | Направление работы класса и формат работы. Делегирование полномочий,организация работы секторов различной деятельности | |||
28-29 | Разработка школьного КТД | Разработка сценария, выбор формы проведения. Определение ролей | ||
Актив класса в школьном и классном самоуправлении | Направление работы актива класса и формат работы | |||
31-32 | Смотр успехов. Самопрезентация «Я – лидер» | Определение уровня притязаний каждого лидера. Анализ деятельности Подведение итогов тестирования. Индивидуальные консультации | ||
33. | Промежуточная аттестация(защита проекта) | |||
34-35 | Итоговое занятие «Я – лидер» | Подведение итогов работы. Награждение активных обучающихся Вручение свидетельств об окончании «Школы Лидера» | ||
Итого: 35 часов |
Список литературы
|
|
1. Кон И.С. «В поисках себя. Личность и ее самосознание» – М., 2014 г.
2. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.
3. «Вестник» Практическое руководство для придумывающих каникулы. – М., 2001.
4. Вершиловский С.Г. Дополнительное образование детей. - М., 2000.
5. Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.
6. Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2010.
7. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.
8. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М., 2001.
9. Фришман И.И. Форум юных граждан. – М., 2011.
10. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
11. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
12. Как вести за собой. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
13. Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.
14. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.2006.
15. ЛутошкинА.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1999.
16. Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
17. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.
18. Афанасьев С. Сто отрядных дел. – К., 2000.
19. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2009.
20. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. – М., 2002.
21. Григоренко Ю.Н. Коллективно – творческие дела. – М., 1999.
22. Жуков И.Н. Игра и детское движение. – М., 1992.
23. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. – М., 2001.
24. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1997.
25. Рожков М.И. Познай себя. – М., 1992.
26. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М., 2001.
27. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. – М., 2000.
28. Хочу быть лидером! - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2016.