Большевики и церковь
В 1917 году в поселке была создана партийная организация Российской социал-демократической партии (большевиков), в которую вошли: Я.В. Казаринов, А.Ф. Коногоров, С.М. Пьянков, М.П. Аликин; ряды партии быстро росли, и через год большевиков на заводе было уже 60 человек.
В 1917 – 1918 годах много рабочих находилось в старой армии: часть из них перешла на сторону революции и защищала социалистическое государство, а некоторые вернулись домой и работали в ревкоме (М.И. Аликин, П.А. Каменских, А.Е. Лихачёв)
30 декабря 1929 года состоялось собрание в присутствии В.П. Ширинкина, В.В. Винокурова, В.Ф. Костарева, И.В. Пьянкова, С.Г. Вотинова, на котором обсуждался вопрос «О создании союза воинствующих безбожников» и «О закрытии церкви».
Слушали Т. Костарева об организационном оформлении общества Союза воинствующих безбожников. Постановили: по линии партийных и комсомольских ячеек, следуя указаниям секретаря ЦК Е.М. Ярославского провести запись в члены Союза безбожников. Списки подать В.П. Ширинкину. Данный вопрос осветить во всех стенгазетах.
Слушали В.П. Ширинкина о закрытии церкви. Постановили: 5 января 1930 года созвать закрытые ячейковые цеховые партийные и комсомольские собрания с вопросом о закрытии церкви. На эти собрания послать докладчиками Ф.Н. Ширинкина, М.П. Аликина, В.Н. Тарасова. Вопрос о закрытии церкви поставить на цеховые рабочие собрания
Надо отдать должное партийцам: разъяснительной работе они придавали большое значение.
Церковь стояла, как невеста, среди невзрачных строений посёлка. У кого могла подняться рука на эту красоту? Никто не знал, что пройдёт лет двадцать и большевики начнут бороться с религией, начнут закрывать и разрушать храмы, сжигать иконы. Никто не мог знать, что закрыта будет и эта церковь. А потом начнётся страшная война. В посёлке будут жить и работать пленные немцы. И заставят перевезти церковь на улицу Пушкина. При разборке купола один военнопленный упадёт и разобьётся. На улице Пушкина в бывшей церкви сделают детский сад. И только через 45 лет, после победы над фашистами, здание вновь будет передано пол церковь.
|
«Не думаю, что своё злодейское дело по разрушению куполов они делали из – за ненависти к религии, скорей из – за слабой культуры и образованности», - вспоминал П.К. Чудинов – доктор биологических наук. В детстве он стал
невольным свидетелем разрушения церкви.
Кстати, на обороте фотографии церкви старческим почерком написано: «Сей Храм животворящей Троице освящён в 1834 году, нарушен в 1935 году. 18 декабря служили в неделю 101 года и три дня. Крестили меня в этом Храме в1878 году 26 июля. Серафимия Степановна Чупина (Полыгалова). Ныне в здании бывшего Храма находится вечерний техникум. Насмешкой над нашим старым прошлым выглядит он. Или: если бы на невесту вместо фаты надеть рваную шапку- ушанку и обуть её в рваные подшитые валенки.
Справедливости ради надо поведать, что деревянную церковь, где помещался детсад, умные головы отдали верующим.
Диспут «Нужна ли рабочему церковь»?
3 августа 1929г. в посёлке руководство завода и представители Оханского райкома ВКП (б) провели диспут «Нужна ли рабочему церковь», на который собрали 530 человек. Только 30 рабочих проголосовали против закрытия церкви.
Присутствующий на диспуте отец Вселовод (Пьянков) напрасно говорил о смирении сердец безбожников, предрекал, что все инаковерующие попадут в ад. Он также сказал, что и среди коммунистов есть хорошие люди, они попадут в царство небесное.
|
Служители культа решили после диспута вести работу по сохранению церкви.
Поздно вечером 18 августа 1929 года они на собрании верующих поставили вопрос – нужна или нет каменная церковь при заводе? Заседание приходского церковного совета проходило ночью. В церковный совет входили: Болотов Яков Алексеевич, крестьянин – середняк, житель д. Чуваковка, Мальцев Александр Егорович, счетовод, Арефьев Михаил Павлович, пенсионер, Макурин Иван Нифонтович, проживающие в посёлке. Они стали собирать подписи в защиту церкви, заручившись поддержкой 1450 человек.
Два бывших члена церковного совета Потапов Василий Васильевич, рабочийзавода и Сиротин Иван Михайлович, фотограф-кустарь, оказали чекистам «медвежью услугу», дав показания, что духовники разлагают народ.
Верующие также решили направить в Москву во ВЦИК делегата, который вручил бы петицию от жителей посёлка с просьбой сохранить церковь в посёлке Юго-Камский. Это не входило в планы партийцев из Оханска. С помощью карающего меча ОГПУ они и решили расправиться с «заговором».
В сентябре 1929г. Оханское РО ОГПУ вскрыло «заговор» группы церковных служащих посёлка Юго – Камский Оханского района.
13 сентября были арестованы:
- Пьянков Всеволод Егорович, 1876г. рождения, уроженец с Острожка Оханского района, настоятель Юго – Камской церкви, имеющий троих детей (жена Елизавета Экзароховна, сыновья: Серафим-19 лет, Василий-14 лет, дочь Елена-22 года);
|
- Бирюков Пётр Николаевич, 1870 г. рождения, уроженец с. Рождественское Кунгурского уезда, дьякон Юго-Камской церкви, имеющий жену (Клавдия Петровна) и трёх детей (сыновья: Александр-23 года, Павел-21 год, дочь Ольга-20 лет; старшая дочь Анна была уже замужем и жила в Чусовом.
- Мыльников Осип Яковлевич, 1882г. рождения, уроженец и житель пос. Юго- Камский, председатель церковного совета, имеющий жену (Анна Николаевна) и пять детей (сыновья: Виталий-29 лет, Анатолий-16 лет, дочери: Антонида - 18 лет, Лидия-14 лет, Елизавета -9 лет).
К несчастью двое последних имели крепкие хозяйства, их можно было бы отнести к так называемым кулакам.
Бирюков П.Н. имел ранее лошадь, 2 коровы, засевал четыре десятины земли, у него были также хороший дом с надворными постройками, пасека, молотилка, косилка, сортировка-триер, веялка и другой инвентарь.
Мыльников О.Я. имел в Юго - Камском двухэтажный дом, лошадь, 2 коровы, плуг, занимался портяжничеством.
Бедноте явно не нравилось, что церковники крепко стоят на земле, получают доходы от земли и церкви.