Диагностическое тестирование по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант № 969
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведенным ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответа № 1.
КИМ | Ответ: | Бланк |
Ответ: | мажоритарная | м | а | ж | о | р | и | т | а | р | н | а | я |
Ответ: | А | Б | В | Г | Д | ||||||||||||
Бланк |
Задания части 2 (21–29) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение. Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответом к заданиям 1–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Издержки фирмы
Ответ: _________________________
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Этнос; малая группа; большая группа; профессиональная группа; социальная группа. Ответ: ___________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Нижеприведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
1) театр, 2) музей, 3) кино, 4) библиотека, 5) музыка, 6) живопись.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите верные суждения об образовании. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека. 2) Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. 3) Гуманизация образования предполагает учет индивидуальных особенностей школьников. 4) Система образования реализует определенный общественный заказ. 5) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении времени на историческое образование. Ответ:_________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Ученица 11 класса Лариса готовится к ЕГЭ по истории. Найдите в приведенном ниже списке средства этой деятельности Ларисы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) получение высокого балла 2) чтение учебников, справочной литературы 3) поступление в ВУЗ 4) участие в диагностическом тестировании уровня подготовки 5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем образовании Ответ:_________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К функциям государственного бюджета относят содержание институтов государства. 2) Доходная часть государственного бюджета показывает источники поступления его денежных средств. 3) Расходная часть государственного бюджета включает средства на оборону страны. 4) В структуру расходной части бюджета входят налоги с физических и юридических лиц. 5) Государственный бюджет может быть сбалансированным, дефицитным или профицитным. Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
В компании Ч. принято стратегическое решение об открытии нового направления по производству бытовой техники. Найдите в приведенном ниже списке подтверждение того, что речь идет об интенсивном экономическом росте данного предприятия. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) масштабы производства увеличены за счет открытия новых цехов 2) на предприятии более эффективно задействовали имеющиеся площади 3) осуществляются инвестиции в инновационные разработки 4) приобретена дополнительная партия уже работающих станков 5) часть работников проходит переобучение для работы с использованием нового оборудования 6) увеличение использования в производстве компьютерных технологий Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
На рисунке отражено изменение предложения гречневой крупы на соответствующем рынке (P – цена, Q – количество). Проанализируйте изменения предложения (линия предложения S переместилась в положение S1). Чем может объясняться подобное изменение? Укажите цифры, под которыми указаны верные ответы.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Вертикальная социальная мобильность всегда имеет индивидуальный характер. 2) Горизонтальная мобильность обозначает переход индивида в социальную группу с равным статусом. 3) Одним из критериев социальной стратификации общества выступает объём власти. 4) Социальные группы дифференцируются по типу темперамента индивидов. 5) Различают восходящую и нисходящую вертикальную мобильность. Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Равные доли опрошенных каждой группы с ребенком в будние дни чаще всего занимаются подготовкой уроков, проверкой домашнего задания. 2) Среди родителей обучающихся в средних классах занятие спортом, спортивные игры как совместное занятие с ребенком в будние дни более популярны чем домашний просмотр телепередач, фильмов. 3) Половина родителей обучающихся в старших классах отметили, что в будние дни чаще всего просто общаются, разговаривают со своими детьми. 4) Среди родителей обучающихся в старших классах домашние дела как совместное занятие с ребенком в будние дни более популярны, чем занятие спортом, спортивные игры. 5) Доля тех, кто со своим ребенком чаще всего совершает прогулки, играет на свежем воздухе, среди родителей обучающихся в средних классах больше, чем среди родителей обучающихся в старших классах.
Ответ: ___________________________.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства. 2) При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу. 3) Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве. 4) К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам. 5) Один из принципов демократии – политический плюрализм. Ответ: ________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z – парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Парламент принимает законы. 2) Полномочия президента ограничены законом. 3) Правительство ответственно перед парламентом. 4) Главой государства является президент. 5) Президент избирается законодательным собранием. 6) Правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Ответ: ________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения. 1) получение квалифицированной юридической помощи 2) доступ к государственной службе 3) защита Отечества 4) участие в управлении делами государства 5) обращение в органы государственной власти Ответ:_________________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Выберите верные суждения о трудовых правоотношениях и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Трудовой договор с работником может быть заключён как в устной, так и в письменной форме. 2) К обязательным условиям трудового договора относится установление режима рабочего времени. 3) Одним из документов, предоставляемых работником при приёме на работу, является документ об образовании. 4) Трудовой договор заключается только с совершеннолетними гражданами. 5) Запрещается проводить испытание при приёме на работу лиц, не достигших совершеннолетия. Ответ: _______________. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Гражданин К. припарковал свой автомобиль на детской площадке. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовой оценке этих действий и их возможных последствий, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:_________________.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение ________ (А) в его сознании, а ________ (Б) – получение нового знания об окружающем мире.
Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, ___________ (В). Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под ________ (Г) обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, а в широком – все общество. ________ (Д), соответственно, является либо познавательный предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место ________ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
|
Часть 2 | |
Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (28,29 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво. | |
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. | |
С формальной точки зрения право представляет собой систему норм, которые исходят от государства. Другими словами, право состоит из правовых норм. Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле: как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода); как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определённые цели во внешнем мире (внешняя свобода). Каковы же характерные признаки правовой нормы? Норма права устанавливается или санкционируется государством. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных государственных актах. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта… С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определённые действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Эта содержательная сторона правовой нормы является такой же существенной, как и предоставляемая свобода действий. В самом деле, если представить, что свобода лица ничем не ограничена, то при таком порядке вещей вообще не может быть речи о праве… Таким образом, норма права сочетает в себе предоставление и одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц. Реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечёт применение со стороны компетентных государственных органов мер юридической ответственности к правонарушителям. Охранительный характер правовой нормы позволяет надёжно защищать законные права и интересы граждан государства. (В.Н. Хропанюк) | |
Что, по мнению автора, представляет собой право с формальной точки зрения? Как в тексте трактуется внутренняя свобода человека? В чём, по мнению автора, проявляется предоставительно-обязывающий характер нормы права? | |
Какой вид государственного принуждения упомянут в тексте? Опираясь на текст и обществоведческие знания, сформулируйте любые три признака этого вида государственного принуждения и приведите пример его применения. | |
Автор пишет о том, что норма права обязывает совершать определённые действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Проиллюстрируйте это утверждение на примере норм административного, гражданского, семейного права. (Сначала указывайте отрасль права, затем приведите пример.) | |
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, какие общественные условия способствуют усилению охранительного характера правовой нормы «надёжно защищать законные права и интересы граждан государства». (Выскажите три предположения.) | |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах внешнего социального контроля, и одно предложение, раскрывающее сущность любого вида внешнего социального контроля. | |
Приведите примеры любых трёх способов влияния граждан на выработку политических решений в демократическом государстве и для каждого способа кратко поясните, в чём проявляется влияние граждан. | |
Жители страны Z обнаружили, что цены на товары и услуги ежемесячно растут и в течение полугода цены увеличились на 110%, а качество товаров и услуг не изменилось. О каком экономическом явлении свидетельствует этот факт? (Назовите это явление и укажите его вид.) Поясните, в чём состоят его негативные последствия (используя обществоведческие знания, назовите два последствия). | |
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Общество как динамичная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. |
Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний. | |||
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом. | |||
29.1 |
| ||
29.2 |
| ||
29.3 |
| ||
29.4 |
| ||
29.5 |
| ||
В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, 29.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ. |