Двигательный режим | Алгоритм проведения | Длительность | Примечание |
Утренняя гимнастика | ежедневно | 5-6 мин. | Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз). Комплекс составляется на 2 нед. Формы проведения: традиционное, игровое, сюжетно- игровое. |
Музыкальное занятие | 2 раза в неделю | 10 мин. | |
Физкультурное занятие | 3 раза в неделю | 10 мин. вводная ч. 1-2 мин. основная ч. 6-8 мин. заключ. Ч. 1-2 мин. | Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 3-4 раз). Кол-во О.Д. 2-3 (одно новое). Формы проведения занятий: традиционное, игровое, по единому игровому сюжету. |
Физкультминутка | ежедневно | 1-3 мин. | Комплекс состоит из 3-5 упр. Комплексы подбираются согласно характера предшествующих занятий. |
Подвижные игры на прогулке, в режимных моментах | ежедневно | 10-15 мин. | 2-3 игры разной подвижности. |
Спортивные игры | 1 раз в неделю | В соответствии с программой и временем года. | |
Развитие движений на прогулке и в режимных моментах | ежедневно | 10-15 мин. | По результатам физкультурных занятий, по группам здоровья. |
Активный двигательный подъем | ежедневно | 5-10 мин. | После сна. |
Дыхательная гимнастика | ежедневно | 1 упр. | Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. |
Гимнастика для глаз | ежедневно | 2-3 мин. | Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. |
Пальчиковая гимнастика | ежедневно | 2-3 игры | Используется при проведении утренней гимнастики, физкультминутки, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. |
Индивид. работа с детьми по развитию движений | ежедневно | 5-10 мин. | Утром и вечером на прогулке. |
Самостоятельная деятельность детей | ежедневно | В течение дня. | |
Динамическая пауза | по необходимости | 5-10 мин. | Вместо вечерней прогулки. |
Игры с движениями и словами | ежедневно | 5-10 мин. | Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке. |
Неделя здоровья | 1 раз в год |
Формы оздоровительной работы в первой младшей группе:
Утренняя гимнастика.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. (Комплекс утренней гимнастики представлен в приложении № 1).
Физкультминутки и динамические паузы.
Физкультминутки и динамические паузы предупреждают утомление ребенка и помогают сохранить работоспособность в течение дня, повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Актуально применение простых, наиболее доступных упражнений, по мере утомляемости детей. Во время проведения упражнений используются элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, в зависимости от вида занятия.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. В качестве профилактики утомления больше подходят плавные, «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому, в начале разминки необходимо уделять больше внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
3. Дыхательная гимнастика.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. (Комплекс дыхательной гимнастики представлен в приложении № 2).
Закаливающие процедуры.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
При работе с детьми обязательно соблюдение основных принципов закаливания:
- Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
- Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:
- Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- Рациональная, неперегревающая одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Сон при открытых фрамугах;
- Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
- Воздушные ванны;
- Хождение босиком по массажным дорожкам (после сна).
5. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка - дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Кроме подвижных игр, широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений:
- Бег и ходьба;
- Прыжки;
- Метание, бросание и ловля мяча;
- Упражнения на полосе препятствий.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Физкультурные занятия.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
Физкультурные занятия имеют следующую направленность:
- Формирование умения сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
- Обучение ходьбе и бегу, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
- Приучение действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. – Обучение ползанию, лазанию, разнообразным действиям с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
- Обучение прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Комплекс физкультурных занятий представлен в приложении № 3.
7. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры служат для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения, превращаясь в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности и успокаивают.
Упражнения пальчиковой гимнастики представлены в приложении № 4.
Гимнастика для глаз.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Основные принципы:
- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Значение:
- проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
- гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
- гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
- основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
- для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом;
- демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
- упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
Упражнения гимнастики для глаз представлены в приложении № 5.
9. Гимнастика пробуждения.
Гимнастика пробуждения в детском саду - это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по массажным, ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.
Комплекс гимнастики пробуждения представлен в приложении № 6.