Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков для формирования привычки к здоровому образу жизни.




Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека зависит от его образа жизни. В связи с этим, воспитание культуры здоровья актуально уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Направление деятельности по формированию валеологичекой культуры в первой младшей группе – двигательная активность и овладение основами гигиены. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

 

Перспективный план работы в 1 младшей группе по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

 

Режимный процесс Содержание навыков Методические приемы
Первый квартал
Одевание- раздевание   Учить доставать из шкафа уличную одежду, обувь. Побуждать надевать носки, штаны, кофту или свитер, куртку и шапку. Учить снимать колготки. Приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Туфельки поссорились- подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи». Чтение потешек: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленька», З.Александрова «Катя в яслях».    
Умывание   Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладони друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки. Приучать пользоваться носовым платком. Д/у «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши», «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Беседа по ним. Чтение: потешки «Водичка-водичка», «Гуси-лебеди летели». Игра «1,2,3 – полотенце свое найди».  
Второй квартал
Питание   Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать ее небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами. Чтение потешек: «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька». З.Александрова «Вкусная каша».  
Одевание- раздевание   Учить расстегивать застежки-липучки, упражнять в использовании других видов застежек. Учить надевать обувь, штаны, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке. Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром детей». Д/у «Туфельки поссорились – помирились». Д/у «Уложим куклу спать». Чтение З.Александрова «Мой Мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки». Игры с дидактической юбкой.    
Умывание   Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место. Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Д/у «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Чтение потешки «Водичка, водичка…»  
Третий квартал
Питание   Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать все до конца, проглатывать пищу, не оставлять ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой. Игровая ситуация «Как Мама учила Мишку правильно кушать». Д/у «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду». Чтение потешки «Уж я Танечке пирог испеку». Е.Благинина «Аленушка».  
Одевание-раздевание   Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спину стула, шорты, колготки класть на сиденье. Учить вежливо выражать просьбу о помощи. Игровая ситуация «Как мы помогли кукле Кате собраться в гости к Мишке». Д/у «Поучим зверюшек застегивать пуговицы». Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром детей». Игры с дидактической юбкой.    
Умывание   Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки. Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком. Д/у «Научим Мишку правильно умываться», «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем». Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка».  
Четвертый квартал
Питание   Учить держать правильно ложку, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды. Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика». Д/у «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать». Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает».  
Одевание-раздевание   Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать свои вещи на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек. Д/у «Покажем Мишке, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике». Чтение: И.Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки». Игры с дидактической юбкой.    
Умывание   Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы. Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С.Капутикян «Хлюп-хлюп», Г.Лагздынь «Лапки».  

 

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: семинары - тренинги, консультации, практикумы для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и методических объединениях.

 

Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

 

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

 

· Информационные стенды и папки – передвижки для родителей, на которых размещаются консультации, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры), «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Охрана здоровья детей - забота общая», «Искусство быть здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей». «Физическое развитие дошкольников» и т.д.

· Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

· Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и Недели здоровья и др.);

· Беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.

Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в ДОУ, принесла реальную пользу и оптимальный результат для детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья на всю жизнь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: