Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека зависит от его образа жизни. В связи с этим, воспитание культуры здоровья актуально уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Направление деятельности по формированию валеологичекой культуры в первой младшей группе – двигательная активность и овладение основами гигиены. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Перспективный план работы в 1 младшей группе по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Режимный процесс | Содержание навыков | Методические приемы |
Первый квартал | ||
Одевание- раздевание | Учить доставать из шкафа уличную одежду, обувь. Побуждать надевать носки, штаны, кофту или свитер, куртку и шапку. Учить снимать колготки. Приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. | Д/и «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Туфельки поссорились- подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, где лежат наши вещи». Чтение потешек: «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленька», З.Александрова «Катя в яслях». |
Умывание | Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладони друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки. Приучать пользоваться носовым платком. | Д/у «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши», «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Рассматривание картинок «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Беседа по ним. Чтение: потешки «Водичка-водичка», «Гуси-лебеди летели». Игра «1,2,3 – полотенце свое найди». |
Второй квартал | ||
Питание | Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать ее небольшими кусочками, жевать коренными, а не передними зубами. | Чтение потешек: «Идет коза рогатая», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысонька». З.Александрова «Вкусная каша». |
Одевание- раздевание | Учить расстегивать застежки-липучки, упражнять в использовании других видов застежек. Учить надевать обувь, штаны, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном побуждать снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке. | Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром детей». Д/у «Туфельки поссорились – помирились». Д/у «Уложим куклу спать». Чтение З.Александрова «Мой Мишка», Н.Павлова «Чьи башмачки». Игры с дидактической юбкой. |
Умывание | Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем и вешать его на место. | Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки» и беседа по ней. Д/у «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки» Чтение потешки «Водичка, водичка…» |
Третий квартал | ||
Питание | Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать все до конца, проглатывать пищу, не оставлять ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой. | Игровая ситуация «Как Мама учила Мишку правильно кушать». Д/у «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду». Чтение потешки «Уж я Танечке пирог испеку». Е.Благинина «Аленушка». |
Одевание-раздевание | Продолжать учить застегивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спину стула, шорты, колготки класть на сиденье. Учить вежливо выражать просьбу о помощи. | Игровая ситуация «Как мы помогли кукле Кате собраться в гости к Мишке». Д/у «Поучим зверюшек застегивать пуговицы». Игровая ситуация «Как петушок разбудил утром детей». Игры с дидактической юбкой. |
Умывание | Учить засучивать рукава перед умыванием, закреплять умение мыть руки. Учить мыть лицо, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться носовым платком. | Д/у «Научим Мишку правильно умываться», «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем». Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», Е. Благинина «Аленушка». |
Четвертый квартал | ||
Питание | Учить держать правильно ложку, съедая бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды. | Игровая ситуация «Мишка пригласил в гости зайку и ежика». Д/у «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать». Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает». |
Одевание-раздевание | Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать свои вещи на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застежек. | Д/у «Покажем Мишке, как нужно складывать одежду перед сном», «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике». Чтение: И.Муравейка «Я сама», Н.Павлова «Чьи башмачки». Игры с дидактической юбкой. |
Умывание | Закреплять навыки мытья рук и умывания. Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчесывать короткие волосы. | Рассматривание картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная». Чтение: С.Капутикян «Хлюп-хлюп», Г.Лагздынь «Лапки». |
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: семинары - тренинги, консультации, практикумы для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и методических объединениях.
Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
· Информационные стенды и папки – передвижки для родителей, на которых размещаются консультации, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры), «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Охрана здоровья детей - забота общая», «Искусство быть здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей». «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
· Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
· Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и Недели здоровья и др.);
· Беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в ДОУ, принесла реальную пользу и оптимальный результат для детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья на всю жизнь.