Разновидности социальных общностей




1. Мнимые (множества)

2. Контактные

3. Групповые

К множествам можно отнести:

Категории – формально-статистическое множество людей, имеющих какой-то общий признак (но не наличие социальных связей, они изолированы друг от друга). Выделяются социальные категории – профессиональные, возрастные, половые, имущественные.

Агрегация – это объединение людей, пространственно находящихся в одном месте, т.е. локализованное множество. Есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом.

Массы - вид мнимых общностей, имеющих не только однородность социального положения или места положения, но и однородность реакции на внешний объект, ответных действий, ориентаций, ожиданий.

К видам контактных общностей относятся:

Аудитория – это одноразовое, кратковременное, как правило, узконаправленное взаимодействие лектора и слушателей.

Толпа – это спонтанная, временная общность людей, определяемая сиюминутным настоящим.К разновидностям толпы относятся - случайная толпа (толпа «зевак»), обусловленная толпа (очередь), действующая толпа (сборище, восставшая толпа, мятеж).

К контактным общностям относятся также социальные круги-это круги профессионалов, друзей, знакомых, людей одного социального положения, собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности. Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям):

- по степени сплоченности различают группы первичные и вторичные.

- по масштабу – малые и большие;

- по формам образования выделяют формальные и неформальные группы.

- на основе социально значимых критериев различают номинальные и реальные социальные группы.

Номинальные группы выделяются в основном для статистического учета населения в целях лучшей организации или решения определенной народно-хозяйственной задачи. По этой причине они являются разновидностью больших социальных групп. Реальные группы выявляются на основе социально значимых признаков, таких как пол, национальность, возраст, профессия, место жительства, раз мер доходов. Группа, которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, ценности и мнения которой оно ориентируется, называется референтной.

Возникновение и функционирование организацийЛюди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях,покупают все, что требуется для жизни и т.д.-все это происходит в организациях или через них.Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.

Есть два механизма образования организаций, как форм социальной общности.Чаше всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором- акционерные общества и так называемые массовые союзные организации.

Социальные свойства организации таковы:1) организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении ее стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала;2) организация складывается как человеческая общность,специфическая социальность, т. е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности конфликтности;3) организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Функц: Центральной осью функционирования трудовых организаций является управление.Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый из них — целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта). Второй компонент управления —социальная самоорганизация, т. е. спонтанные процессы внутри-коллективного регулирования (дилерство, «шкала престижа»,неформальное груипообразование, социальные нормы).Оба названных компонента образуют третий — организационный порядок, включающий в себя продукты «прошлого»управленческого труда,систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе, «деловых обыкновений».Объектами управления являются индивид, группа, организация,другие социальные образования и процессы.Методы управления — это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы). Стиль руководства тесно связан с культурой управления.

Динамика культуры.Культура человеческого сообщества за время своей истории претерпела огромные изменения. Изменения в культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, способов деятельности, норм поведения, ценностей, вызывается двумя взаимодействующими группами причин:

- внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития данного общества, его культуры

- внешними, возникающими в процессе взаимодействия с другими культурами.

Изменение культуры происходит в форме саморазвития, в распространении и закреплении культурных инноваций, в результате взаимодействия культур, в форме добровольного заимствования культур, а также вынужденного заимствования культур и форме навязывания культуры.Модификацию или изменение культуры во времени и пространстве описывает культурная динамика Источники и факторы культурной динамики: открытие, изобретение, обращение к культурному наследию, диффузия, синтез.Ни одна культура не является статичным образованием — в ней всё всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер.Одной из наиболее широко используемых характеристик эволюции культуры выступает периодизация исторического развития: культура первобытного общества, культура Древнего мира, культура Средних веков,культура Нового времени. В основе данной исторической шкалы заложено представление о развитии той или иной культуры как о линейно-поступательном движении от простого к сложному, которое предложили в XIX в. эволюционисты. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры), культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики. Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества. Так, каждому типу и стадии соответствуют собственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей.В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Их длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Типы факторов, лежащих в основе культурных изменений: Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей среды. Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (например,в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обществе.Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этою фактора проявлется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как неравновесность стратификационного деления; смена поколений. Духовно-идейный фактор включает в себя идеи, ценности, целостные программы культурной активности. Формы культурной динамики: отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью,результатами.1) Изменения по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. (циклическими) Культурный застой характеризуется как состояние длительной неизменности, повторяемости культурных норм, ценностей,смыслов. Вместе с тем застой следует отличать от наличия в любой культуре устойчивых традиций и обычаев. Застой наступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями,подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые. Многообразие форм культурных изменений позволяет видеть,что культурная динамика складывается в результате действия разнонаправленных, порой до противоположного вектора,процессов и тенденций. К основным проявлениям культурной динамики относятся: Культурная адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и элементов картин мира. Культурная ассимиляция – процесс утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Культурный конфликт – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой и обществом. Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур.

Законы развития общества- это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений обществ. жизни, характер-ие основную направленность соц. развития. между законами общ-ва и природы им. нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятия закона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, они действуют объективно. Специфика же обществ. законов: возникли вместе с возникновением общ-ва и потому не вечны; св. м\у собой и обусловлены обстоятельствами своего возник-ия, целями законодателя, порядком вещей; это показывает их более сложный характер, связанный с высоким уровнем организации социума как формы движения реальности; в жизни и развитии общ-ва значительно больший удельный вес и место имеют статистические законы: в исторических событиях очень многое подвластно случайности.

Общество в своем развитии проходит качественно определенные этапы. На каждом из них действуют и общие законы, характеризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве. Общие и особенные законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качеств. определенность каждой общественно-экономической формации, показывая ее исторически преходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое.

Закон 1:Трудящие создают продукты, в которых заключена энергия потребления Е. Для восстановления сил им необходима энергия потребления А. Если из Е вычтем А, то в остатке будет прибавочная энергия. Набор продуктов, в котором содержится эта энергия, есть прибавочный продукт. Прибавочный продукт является источником существования надстройки и развития базиса. Без прибавочной энергии общество обречено на вымирание.Бытие общества немыслимо без прибавочной энергии.

Закон 2: Развитие общества может совершаться двумя путями:1-й (интенсивный) - трансформация старого базиса в новый; 2-й (экстенсивный) - расширение базиса за счет роста числа трудящихся. С ущ-ие общ-ва возможно только за счет преобразования старого базиса в новый. Общество существует потому, что меняется.

Закон 3: Базисные отношения м\т б\ь т\о двух видов, характер которых полярный:1) индивидуальный, частный; 2) общий, коллективный.

Интервью и анкетирование.Специфика опроса состоит в том, источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию. Для сбора первичной социологической информации используется интервью и анкетирование.

Интервью представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного или нескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методом интервью производится отбор лиц, подлежащих опросу. Выборка может быть простой и сложной. Простая выборка предполагает интервьюирование определенного числа случайно выбранных людей (например каждого десятого). Сложная выборка формируется в том случае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определенным признакам (например по возрасту, квалификации) на меньшие группы, и интервьюируются представители этих последних.Если речь идет о свободных ответах, различают интенсивное (свободная беседа) и экстенсивное (серия заранее заготовленных вопросов) интервью. Интервью может быть индивидуальное («с глазу на глаз» и телефонное), а также групповое (фокус-группы). Анкетирование может быть как очное, так и заочное. Очное анкетирование проводится в форме индивидуального и группового, а заочное анкетирование – в форме почтового и прессового. Интервью и анкетирование имеют как достоинства, так и недостатки.С одной стороны, собранная информация позволяет выявить статистические закономерности, вскрыть тенденции развития тех или иных социальных процессов.С другой стороны, ответы респондента преломляются через призму его субъективных представлений и оценок, что может поставить под сомнение достоверность данных. Кроме того нельзя исключать неискренность респондента, его неосознанные заблуждения, нежелание отвечать, некомпетентность и преднамеренная дезинформация. Для конструирования опросника исходной является модель, построенная в результате операционализации основных понятий. Как правило, опросник состоит из трех блоков: основных вопросов (проблемных), вспомогательных (уточняющих, контрольных) и «паспортички»-вопросов, выявляющих социальные и демографические характеристики респондентов. Независимо от тематики исследования вопросы должны быть сформулированы ясно, однозначно, и быть понятными для респондентов.

Вопросы классифицируются:

1. по структуре - линейные, перечневые, табличные, шкальные, тестовые, графические, семантические, образные;

2. по форме – закрытые, полузакрытые, открытые;

3. по характеру ответов – альтернативные и неальтернативные.

Исторические типы стратификационных систем. Стратификационную систему составляют характер социального расслоения и способ его утверждения. В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости). Более слабые занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, которое закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта "естественная" стратификационная система существовала в первобытной общине.

Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением.

В основе кастовой стратификационной системы лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Широкое распространение данная система получила в Индии.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия в Европе сложились к XV в. Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

Классовая стратификационная система установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству исобственности. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.Чистые классовые стратификационные системы достаточно редко встречаются, что обусловлено многообразием исторического, культурного развития, образом жизни разных групп населения.

Классический период развития социологии.Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он ввел в научный оборот термин «социология»,и первым сказал о том,что человеческое общество может и должно стать предметом научного изучения. Опираясь на труды своих предшественников, Конт выдвинул конструктивную идею, суть которой состояла в том, чтобы отделить социологию от философии и от других абстрактных наук, не базирующихся на опытном знании. Социологическая концепция его основывалась на «законе трех стадий », по которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа: теологический, метафизический, позитивный. На первом из них в обществе господствуют религиозные представления, на втором главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям. О.Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент,он обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка. Двумя главными категориями социологии, согласно Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика дает понимание условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом. Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. В целом статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ. Герберт Спенсер (1820-1903) как один из основоположников органической школы, вслед за О.Контом, ввел в социологию идею изменчивости и «плавного» эволюционизма. Проводил аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это рас­крывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов.Таким образом, Г.Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами, а отдельные части общества с частями организма(в трехтомной «Основаниях социологии»), каждая из которых влияет на функционирование целого. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции. Он считал, что общество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Выдающийся французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858-1917)– продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Дюркгейм считал, что предметом социологии является совокупность социальных фактов - всякий образ действия,способный оказывать на индивида внешнее воздействие(законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежная система).Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук и с оциологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности.Центральной проблемой является проблема социальной солидарности. Социальная солидарность сплачивает общество, создает общественное целое.Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы, первая фаза - механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество); вторая фаза - органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).Таким образом, классический этап развития социологии представлен именами таких известных ученых как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Их взгляды сыграли выдающуюся роль в деле становления социологии как науки. Они явились основателями научных методов и исследовательской техники в области изучения общества.С точки зрения немецкого социолога Макс Вебера (1864-1920), социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей.
Макс Вебер – создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии ХХ века. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида.В методологии М.Вебера выделяются следующие основные моменты: 1)концепция идеального типа;2)Метод причинно-следственного (каузального) объяснения; 3)Принцип сопереживающего понимания мотивов поведения; 4)Принцип отнесения к ценности.Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Это понятие он использовал как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества.В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто «переживание» исторических событий.М.Вебер ввел понятие «идеальный тип». Это - искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять действительную сущность и общества в целом и его структуры. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Он разработал теорию социального действия, т.е. действия сознательного, ориентированного на действия других людей. Действие становится социальным лишь тогда, когда действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; действие, поведение людей соотнесено с поведением других, сориентировано. М.Вебер выделяет два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей. На основании четырех типов мотивации М.Вебер выделяет четыре вида социального действия: целерациональное действие,ценностно-рациональное действие,аффективное действие,традиционное действие.Таким образом, наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который (смысл) они сами в эти действия и поведение вкладывают. В ХIХвекесформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма.Методологией марксистской социологии, или исторического материализма, является идея материалистического понимания истории и формационный подход к историческому процессу.Концепция общественно-экономических формаций К. Маркса основана на признании прохождения человечеством в своем развитии пяти ступеней, или формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Историческая смена формаций происходит в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Главный вклад Маркса (1818–1883) в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что, суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований.Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антагонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался в недрах феодализма. По Марксу, в конечном итоге социализм одержит победу над капитализмом. Борьба как причина социальных перемен – в этом сущность конфликтологической теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и в настоящее время.

Конфликтологический подход к анализу общества был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество - это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие. Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин.В изучении конфликтов можно выделить два основных направления:1.Концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости;2. Теории К. Маркса, М. Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура. Парсонс формулирует ряд функциональных предпосылок стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностей, избежать социальных конфликтов и потрясений. Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Культурные универсалииОбщими чертами, свойственными всем культурам, являются культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества

Культурные универсалии существуют потому, что удовлетворяют наиболее важные потребности. К нимотносятся: язык, религия, символы, украшения, спорт, изготовление орудий труда, подарки, запрет кровосмешения.

Личность как объект социологического анализа. Основные социологические теории личности. Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.В социологии понятие личность означает устойчивую систему' социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека. Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны следующие теории личности:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Сторонники этой теории личность понимают как совокупность отражений реакций других людей. Стержнем личности является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира человека, на изучение психологических аспектов взаимосвязи личности и общества. Сфера психики человека включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает личность крайне противоречивой, поскольку идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория личности (Р.Минтон, Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

4. Марксистская теория личности рассматривает личность как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность личности раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. Т.о., можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

Методы сбора, обработки и анализа данных.К методам сбора первичной социологической информации относятся: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов, эксперимент. Наблюдение -это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксация сущностных сторон социальных явлений, процессов. О существляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Недостатки метода наблюдения сводятся в две группы: объективные, которые не зависят от наблюдателя и субъективные, связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя. Метод анализа документов. Документы содержат сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, групп населения и общества в целом.

Виды анализа документов: качественный анализ (традиционный); формализованный (контент-анализ).Как самостоятельный метод качественный анализ приобретает особое значение при изучении уникальных документов. Их число всегда невелико, поэтому нет надобности в количественной обработке информации. Согласноконтент-анализу, содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. Эксперимент представляет собой разновидность углубленного аналитического социологического исследования и одновременно метод сбора информации о факторах, воздействующих на состояние тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия. Анализ исследования. Для того, чтобы первичная социологическая информация составила основу объективных выводов, ее необходимо интегрировать в обобщенный статистический показатель, проанализировать и научно проинтерпретировать.Формами обобщения первичной информации являются: статистическая группировка, ряды распределения, таблицы сопряженности, графики и диаграммы, индексы.Интерпретация данных проводится методами соотнесения, сравнения, последовательного исключения, синтеза.По результатам социологического исследования составляется отчет, приложение к отчету, информационная или аналитическая сп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: