Разновидности социальных статусов личности




1)Формализованные: обычно закрепленные и защищенные законом (например, статус директора завода, акима области);Возникает в рамках формальных институтов, групп, имеет ощутимые преимущества.

2)Неформализованны е статусы (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива;Имеют диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия основаны на общественном мнении.

3)Предписанный (аскриптивный) – вместе со всеми правами, обязанностями, привилегиями приобретается от рождения.(национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики)

4)Приобретенные (достигаемые) статусы – для их достижения необходимо приложить специальные усилия(статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера).

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. Он включает:1) Главный статус – наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует;Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

2) Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, пола, возраста, религии, класса, национальности)

3)Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами

Социальная роль – это совокупность действий, которую должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе. Если статус – это функции, права и обязанности, то социальная роль – это ожидание поведения типичного для людей данного статуса в данном обществе.

Каждый статус включает ряд ролей. Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Систематизация ролей (Т.Парсонс)

1)Эмоциональная, когда одни роли требуют социальной сдержанности, другие, напротив, раскованности;

2)Способ получения роли – одни роли предписываются, другие – завоевываются;

3)Масштаб - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта;

4)Формализация – действия в строго установленных рамках, либо произвольно;

5)Мотивация – направлена на личную прибыль или на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного совпадения.

Ролевые требования (предписания, пожелания, ожидание соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли выделяются следующие элементы:описание типа поведения, соответствующего данной роли;предписания (требования), связанные с данным поведением;оценка выполнения предписанной роли;санкция – социальное последствие того или иного действия в рамках требований социальной системыПоскольку человек выполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом.

Социальный контроль, его функции и структура.Социальный контроль — это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченноевзаимодействие составляющих ее элементов посредством социально-нормативного и правового регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных(групповых, классовых, государственных) структур. Целевая функция системы социального контроля, ее направленность и содержание зависят от исторически обусловленных, социально-экономических, социально-политических, социально-правовых характеристик данной социальной системы, ее места в процессе исторического развития сменяющих друг друга типов общества.В процессе социального контроля складываются отношения индивида и общества, которые, однако, более сложны, чем «подгонка» индивидуальных качеств под социальный стандарт.Индивид и общество (индивид и социальная группа) представляют собой исходные взаимодействующие составные элементы системы социального контроля. Процесс социального контроля — это процесс взаимодействия этих элементов. Соответственно в схему механизма социального контроля включаются два вида действий, а именно контролируемая деятельность индивидов и контролирующая деятельность общества, его социальных групп и институтов. Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы:индивид; социальная общность (группа, класс, общество); индивидуальное(контролируемое) действие; социальное (контролирующее)действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой как контролируемое и контролирующее действия, причем речь идет именно о взаимодействии, а не об однонаправленном контроле без обратной связи. Акт социального (группового) контролирующего действия, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное(контролируемое) поведение, в свою очередь сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного),предопределяющего характер последующих актов индивидуального действия, в силу чего теперь уже эти последние служат реакцией на социальные (контролирующие) действия.Индивид (индивидуальное действие) и социальная группа(социальное действие) служат исходными взаимодействующими элементами системы социального контроля, характер такого взаимодействия зависит от ряда важных промежуточных переменных социально-психологического характера, характеризующих как индивида, так и противостоящую ему социальную группу. В их числе: социальная перцепция, установка восприятия,сквозь призму которой воспринимает одну и ту же социальную реальность индивид (индивидуальная перцепция) и социальная группа (групповая перцепция).

Социологические идеи М.Вебера.С точки зрения немецкого социолога Макс Вебера (1864-1920), социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Макс Вебер – создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии ХХ века. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального сознания и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида.В методологии М.Вебера выделяются следующие основные моменты: 1)концепция идеального типа;2)Метод причинно-следственного (каузального) объяснения; 3)Принцип сопереживающего понимания мотивов поведения; 4)Принцип отнесения к ценности.Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Это понятие он использовал как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества.В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто «переживание» исторических событий.М.Вебер ввел понятие «идеальный тип». Это - искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять действительную сущность и общества в целом и его структуры. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Он разработал теорию социального действия, т.е. действия сознательного, ориентированного на действия других людей. Действие становится социальным лишь тогда, когда действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; действие, поведение людей соотнесено с поведением других, сориентировано. М.Вебер выделяет два признака социального действия: субъективно подразумеваемый смысл и ориентация на поведение других людей.На основании четырех типов мотивации М.Вебер выделяет четыре вида социального действия: целерациональное действие,ценностно-рациональное действие,аффективное действие,традиционное действие.

Таким образом, наименование «понимающая социология» и «теория социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который (смысл) они сами в эти действия и поведение вкладывают.

Социологическое понимание культуры.Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Изменяя окружающий мир человек изменяется сам. Любое общество проявляет, реализует, развивает и осознает себя в культуре. По ее характеристикам и особенностям можно составить научное представление о духовном облике цивилизации, народа, группы, индивида; нравственных доминантах общественной жизни.Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.Культура является объектом изучения всех без исключения гуманитарных и общественных наук. Социологи исследует деятельностные и поведенческие аспекты культуры, ее место и роль в обществе.В культуре раскрывается весь духовный мир человека. В качестве духовного образования культура включает в себя ряд элементов: язык, ценности, символы, типичные связи и взаимодействия, систему культурных артефактов.В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень различают три формы культуры – элитарную, народную и массовую.Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. В соц. т\е сущ. несколько социолог. определений культуры, зачастую кардинально не совпадающих друг с другом. Самым распространенным противоречием в этих определениях является различие между обобщенным пониманием культуры, как всего, что создано человечеством, и отнесением к культуре лишь нематериальных элементов – знаний, убеждений, искусства, морали и т. п.

Социология социального факта Э.Дюркгейма.Выдающийся французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858-1917)– продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Дюркгейм считал, что предметом социологии является совокупность социальных фактов - всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее воздействие(законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежная система).По его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивидуальные психологические факты. Индивид находит соц.факты в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками: объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида; способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия.Его методологической позиции присущи две особенности: натурализм – теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук и с оциологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, который считают одной из разновидностей социологического реализма. Основная особенность направления социологизма заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество. Структуру социологии, по Э. Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли: морфология, физиология и общая социология. Социальная морфология подобно анатомии должна заниматься изучением того, как устроено общество и каковы материальные формы проявления его структуры: социальные организации, состав и плотность народонаселения, распределение по занимаемой территории и т. д. Социальная физиология изучает различные сферы жизнедеятельности общества и разделяется на ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т. п. И, наконец, общая социология синтезирует достижения и выводы двух первых разделов и устанавливает наиболее общие социальные законы.Центральной проблемой является проблема социальной солидарности. Социальная солидарность сплачивает общество, создает общественное целое.Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы, первая фаза - механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество); вторая фаза - органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Социология в системе социогуманитарных дисциплин.Социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. Это объясняется следующими причинами:она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; Она связана с такими науками как философия, политология, история, экономика, психология.Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.Уяснение специфики социологии как самостоятельной науки связано с выявлением ее соотношения с другими общественными науками. Социология предлагает научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов, она представляет другим наукам методику и технику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности. Ближе всех к социологии находится антропология. Несмотря на то, что социология и антропология изучают общество – это совершенные разные типы обществ. Социология тесно связана с такими науками как психология, политология, социальная философия, экономика, юриспруденция. Однако все эти науки имеют только им присущий предмет изучения. Социология рассматривает не одну сферу, как, например, экономика или политология, а общество как целое, в единстве и взаимосвязи всех его сфер. Среди ученых еще не сложилось окончательного мнения о том, куда отнести социологию – в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социологию, наряду с психологией, экономикой, политологией, антропологией и этнографией относя к социальным наукам. К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки, в свою очередь, оперируют формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное знание. Эти науки отличаются также тем, что для гуманитарных дисциплин главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов. Социология имеет много общего с философией, культурологией, историей, но также она тесно взаимодействует со статистикой, в своих исследованиях использует математические расчеты, опирается на эмпирический материал. Поэтому социологию можно отнести к наукам с двойственным статусом: она и социальная, и гуманитарная дисциплина.

Социология как наука. Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798 -1857). Социология – это наука об обществе, о наиболее общих законах и закономерностях развития общества, об элементах общества и механизмах их функционирования, о поведении людей.

Социология, как и любая наука, имеет свой предмет, объект, категории методы и функции. Объектом социологии является взаимодействие индивидов и социальных общностей в социально-культурном контексте общества (социальная реальность). Предметом социальных наук выступает общество, предметом гуманитарных дисциплин – культура. Несмотря на то, что социология относится и к тем и другим наукам, обществом она интересуется больше, чем культурой. Культура – это способ жизнедеятельности общества и обойти ее социология никак не может. Поэтому социологию часто называют социокультурной дисциплиной.

Социология О.Конта.Основателем социологии является французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он ввел в научный оборот термин «социология»,и первым сказал о том,что человеческое общество может и должно стать предметом научного изучения. Основатель позитивистского направления.В «Иерархии основных наук» к фундаментальным наукам О.Конт относил математику, астрономию, физику, химию, биологию. Среди них, по его мнению, не хватает науки об обществе, ее еще предстояло создать, и ею должна стать социология. Предметом социологии, считал Конт, должна стать наука об общественных явлениях. Но поскольку социология появилась позже других общественных наук, то на ее долю приходится все то, что ими не изучается. Однако, в отличие от естественных наук, изучающих отдельные явления, социология должна изучать общественную систему, все социальные процессы и явления во взаимосвязи со всей жизнью общества. И здесь действует один принцип – от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же – это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Опираясь на труды своих предшественников, Конт выдвинул конструктивную идею, суть которой состояла в том, чтобы отделить социологию от философии и от других абстрактных наук, не базирующихся на опытном знании. Социологическая концепция его основывалась на «законе трех стадий », по которому каждое общество в своем развитии проходит три этапа: теологический, метафизический, позитивный. На первом из них в обществе господствуют религиозные представления, на втором главенствует философия, а на смену им приходит третий этап, позитивный, во время которого решающая роль переходит к позитивным, т.е. конкретным положительным знаниям. О.Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент,он обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.Социологическая теория О.Конта состоит из двух частей: социальной статистики и социальной динамики. В задачи социальной статистики входило изучение человека, семьи, общества, условий жизни человека, всех социальных общностей, в которых действует человек. Существенной чертой социальной статистики является изучение личности как существа, наделенного духовной силой, принимающего участие в создании материальных и духовных ценностей, и в то же время существа внутреннего противоречивого. Поставив задачу – проследить взаимосвязь между личностью, семьей и обществом, О.Конт пытался выяснить, какова степень воздействия семьи на личность, и какая существует взаимосвязь между личностью и обществом. О.Конт исходил из того, что семья является основным социальным организмом общества, В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества, т.е.социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. В целом статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса. «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель», - вот основные принципы, лежащие в основе оценки О. Контом общественных явлений. Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки для осуществления социальных реформ.
В целом социологическая концепция О. Конта явилась идеалистической, так как исторический закон в его истолковании представлял собой закон развития человеческого сознания, а не общественных отношений, определяющих все стороны жизни общества, включая идеологию. С позиции материализма теория О. Конта относится к социологии идеалистического толка, которая считает определяющими факторами развития общества идеи, а не материальные условия, повлекшие их возникновение.

Структура и методы социологического знания.В зависимости от критерия, положенного в основу научного познания, выделяются три уровня структуры социологического знания.

Первый тип структуры подразделяется на микросоциологию и макросоциологию.

Макросоциология изучает глобальные процессы общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов мотивации социальной активности.Макросоциология как правило относится к фундаментальной науке. Микросоциология изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, межличностные взаимодействия в сравнительно небольших социальных группах, а также роли, которые они играют в этих группах. Второй тип структуры уровней научного знания социологии представлен общесоциологическими теориями, теориями среднего уровня и конкретными социологическими исследованиями. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития. Термин «теории среднего уровня » введен американским социологом Р. Мертоном. По его мнению, эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знания. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания.

Третья типология структуры социологического знания представлена фундаментальной теоретической социологией, нацеленной на концептуальное осмысление реалий социальной жизни, и прикладной эмпирической социологией, изначально ориентированной на методы наблюдения и эксперименты.

Используемые методы сбора и обработки эмпирических данных имеют прежде всего прагматическую направленность – обоснование «социальных технологий» пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и функций. «Современная социология представляет собой трехуровневый комплекс знаний (теорий, концепций, методов), основу которого составляют единство и взаимообогащение эмпирического и теоретического, обеспечивающее целостность социологической науки». Методы социологии по масштабу применения подразделяются на общенаучные и частнонаучные; по уровню знания - на теоретические и эмпирические(Исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методики и техники социологического исследования); по этапам исследования – на методы сбора(опрос (анкетирование и интервью) наблюдение, анализ документов, эксперимент), методы обработки, методы анализа обработанной информации. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включённое наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри». Также наблюдение может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает ли объект наблюдения об этом. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

· вводная часть (введение в проблему),

· основная часть (вопросы по проблеме),

· заключительная часть (социальная).

Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию), частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирическую социологию.

Общая социологическая теория – это системат.изложение наиболее общих законов, по кот. развивается обществ. жизнь, а т\е основных категорий и понятий, описывающих функц-ие общества и его элементов.В рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологич. теорий.

Частные социологические теории относят:

• социолог. направления, ориентированные на отдельные сферы деят-ти: экономическая социология, разрабат.социал. проблемы экономики; медиц. социология; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования обществ. жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.

Под эмпирической социологией понимают не только «совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической инф-ии», но и сами результаты конкретных исследований.

Структура и функции культуры. 1)Адаптационная ф. культуры, которая дает возможность каждому индивидууму приспосабливаться к существующим в обществе ценностям и формам поведения.

2)Познавательная ф. культуры, сущность которой заключается в возможности получения человеком знаний, необходимых для понимания социальных явлений.

3)Аксиологическая ф. даёт возможность выработать ценностные ориентации, скорректировать поведение и идентифицировать себя в обществе.

4)Информационная и коммуникативная ф. культуры, заключающиеся в выработке, сохранении и передаче информации, обмене культурными ценностями.

5)Нормативной ф. культуры составляет выработка и распространение определённых норм поведения, которые общество навязывает человеку, и, в соответствии с которыми, формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, модели поведения.

6)Гуманистическую ф. культуры- культура как реализация высших ценностей путем культивирования человеческого достоинства.

7)Функция социализации заключается в приобщении человека к определённой системе знаний, норм и ценностей, существующих в обществе.

8)Воспитательной функции: культура не только приспосабливает человека к определенной природной и социальной среде. Она еще и выступает универсальным фактором саморазвития человечества.

9)Мировоззренческая ф. культуры заключается в том, что она обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.С другой стороны, это "живая" человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.Именно в таком непрерывно соверщающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.Итак, несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.Все это структура культуры по ее носителю.Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности-Материальная к.: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура;Духовная.к.:познавательную(интеллектуальную)культуру;нравственную;художественную;правовую;педагогическую;религиозную;Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).Функциональный блок. Раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят:1)традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;2)с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.)Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Структура организаций.Центральным элементом любой организации является её социальная структура. Сложность систем бывает абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующий способность управления). Эти виды сложности не всегда совпадают.В организациях представлены все степени сложности, - как в многомерности, так и в неопределенности. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения. Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная организация – это способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко обозначены определенными установлениями независимо от личностных характеристик членов, занимающих эти позиции. Внутри каждой формальной организации всегда создается организация неформальная. Неформальная организация - это спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, взаимодействий, являющаяся продуктом более или менее действительного межличностного и межгруппового общения. Взаимоотношения в неформальной структуре не закрепляются официальными правилами, они складываются на уровне непосредственного межличностного взаимодействия. Неформальная структура более изменчива, подвижна и неустойчива, чем формальная. Существуют два пути формализации социальных систем. Первый путь- через оформление естественно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предшествующего опыта. Формальная организация здесь как бы выводится из опыта- «рефлексивная».Второй путь формализации – это «конструирование» социальной организации. В данном случае создание программы предшествует актуальному существованию организации.Наиболее типичными организационными структурами, применяющимися и различающимися в разных условиях, являются функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, неофункциональная, матричная структуры. Организационные структуры вариативны. Они различаются степенью дифференциации и специализации видов деятельности и структурных подразделений;степенью стандартизации и формализации деловых отношений;формами контроля; способами коммуникаций.

В ряде современных концепций организации вводятся два измерения организационной структуры:

1. горизонтальное, именуемое параметром «структурной деятельности». Он включает такие характеристики структуры, как степень структурной дифференциации, степень формализации и стандартизации деятельности.

2. вертикальное, именуемое степенью концентрации власти. Включает такие характеристики структуры как мера автономии организации в принятии решения и степень централиз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: