Этапы социологического исследования:




1. Методологическая и методическая подготовка исследования

2. Сбор первичной социологической информации

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее компьютерная обработка

4. Математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов и рекомендаций

 

Развитие социологии в Казахстане. Краткий анализ.В 1987г. учреждено Казахское отделение советской социологической ассоциации.В 1988г. открыто социологическое отделение на базе философско-экономического факультета КазГУ.В 1988г. открыты Республиканский центр изучения общественного мнения (РЦИОМ) и Социологический центр при Институте экономики АН КазССР.Созданы социологические центры: Информационно-аналитический центр Аппарата Президента РК, РЦИОМ, Информационно-аналитическая служба Парламента РК, Отдел анализа при министерстве культуры, информации и общественного согласия РК.Общественные опросы и маркетинговые исследования проводятся частными центрами: БРИФ; Центр социологического исследования Института развития Казахстана; ЦЕССИ-Казахстан (Институт сравнительных социальных исследований); Ассоциация независимых политологов и социологов; КОМКОН-2 Евразия.Ведущими социологами Казахстана являются ученые:Аитов Н., Биекенов К., Габдуллина К., Жаназарова А., Тажин М., Садырова М., Сейдуманов С., Абдирайымова Г., Дарменова Б., Джаманбалаева Ш., Садвокасова А., Шаукенова З.Казахстанские социологи активно работают в исследовательских центрах, проводят социологические исследования, результаты которых направлены на исследование и решение многих социальных поблеем казахстанского общества. Результаты научных исследований публикуются в монографиях, научных трудах, публикуются в научных журналах. Казахстанские социологи принимают участие в международных, республиканских, региональных конференциях. Они прилагают немалые усилия в создании и упрочении социологической науки в Республике. Благодаря их усилиям в Казахстане были проведены Конгрессы социологов Казахстана: 2002 г. - I Конгресс социологов Казахстана; 2005 г. – II Конгресс социологов Казахстана; 2008 г. – III Конгресс социологов Казахстана в рамках II Конгресса социологов тюркоязычных стран; 2011г. – IV Конгресс социологов Казахстана.

Роль социализации в формировании личности. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Она охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни, начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. К социализации более приемлем термин «освоение», а не «обучение». Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и личности. От успеха социализации во многом зависит реализация способностей человека, адаптация его в социальном окружении. Для общества успех процесса социализации является своеобразной гарантией того, что представители новой генерации сумеют занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опят, умения, ценности, т.е. гарантией самовозобновляемости социума. Ошибки в системе социализации порождают не только конфликты поколений, но и дезорганизацию социальной жизни, распад социальных институтов общества. Следует помнить, что социализация – это то, как усваивается человеком культура. Культура – это то, что осваивается человеком в процессе социализации. Социализация – одновременно и механизм и процесс. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.Человеческие детеныши, изолированные от общества не могут стать полноценными личностями, полноправными членами общества, так как они не прошли начального периода социализации-Ферральные люди – это продукт социальной изоляции.

Семья как социальный институт. Исторические типы семьи.Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Функции семьи:Специфические - рождение, содержание и социализация детей.

Неспецифические - т.е. те, что семья вынуждена выполнять, связаны с накоплением и переда-чей собственности, статуса, организацией производства и потребления.

Типология семьи:

1. моногамное супружество или полигамное (полигиния - многоженство, полиандрия - многомужество)

2. патрелинеальные и матрелинеальные семьи (наследование фамилии, имущества)

3. патриархальные и матриархальные семьи (глава семьи)

4. гомогенные (эндогамия) и гетерогенные (экзогамия) семьи (гомогенные - супруги вы-ходцы из одной социальной страты, гетерогенные - из разных)

5. малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4) и многодетные (5 и более детей)

Самыми распространенными в современном мире являются нуклеарные семьи, состоящие из детей и их родителей, т.е. из двух поколений.

Брак - исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной.

Типология брака:

1. по процедуре церемонии (гражданский и церковный)

2. по правовому статусу (юридический, фактический)

Системный и структурно-функциональный подходы к анализу общества.Основатель структурно-функционального анализав социологии Т.Парсонс проводил анализ социальной системы не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может. Общество как система, считал он, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):адаптация (приспособление к изменившимся условиям); целедостижение;поддержание образца, то есть способность системы воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру; интеграция, то есть способность системы интегрировать вновь образованные элементы, неизбежно возникающие по мере ее развития, подчинять их своей логике.

Определив основные функции системы, Парсонс выделяет реальных исполнителей этих функций в обществе. Ответственными за выполнение этих функций являются четыре подсистемы: экономика, выполняющая функцию адаптации, политика, которая выполняет функцию целедостижения, функцию интеграция выполняют правовые институты и обычаи, функцию поддержания образца или воспроизводства структуры – система верований, мораль и органы социализации, включая семью и институты образования. В рамках такого подхода, требующего признания за каждым институтом, каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно было объяснить причины кризисов, конфликтов, распада систем.Интерес рассматривается в качестве главной пружины, приводящей в действие механизмы функционирования общества. Итак, если при изучении проблемы функционирования общества главным является выяснение факторов устойчивости, стабильности общества как системы, то целесообразно обратиться к элементам структурно-функционального анализа. Системный подход к анализу общества.Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой — целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов.Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер.Прежде всего системный подход требует, чтобы были выявлены действительно всеобщие стороны, связи и отношения общества, то есть такие, которые присущи обществу на всех этапах его исторического развития и, стало быть, носят необходимый и достаточный характер.

Современные западные социологические парадигмы.Понятие «парадигма» введено в научный оборот американским философом и историком науки Т. Куном в 70-х гг. ХХ века, и означает совокупность фундаментальных оснований научного знания. Часто под парадигмой понимают крупные теории или группу теорий(классическую и современную,начиная с 80-х годов ХХ века).С конца 80-х годов возникает принципиально иной тип общества, который в науке называют информационным, постмодернистским, посттрудовым, постиндустриальным и т.д. Это общество базируется на информационной основе. В качестве фактора, определяющего общественное устройство рассм. информация. Личность в этом обществе имеет иные потребности,установки,мотивы поведения, которые выходят за пределы материальных устремлений. Взаимодействия людей начинают выходить за рамки трудовых отношений и реализуются во всех сферах жизни.Парадигма постиндустриального общества складывается на волне острой критики индустриального общества, для которого характерны экологические катастрофы, беспрецедентное имущественное неравенство, экономические кризисы и т.д.. Все концепции в рамках современной парадигмы основаны на единой методологической основе – индустриальное общество исчерпало свои возможности, оно объективно должно перерасти в постиндустриальное.Главные приоритеты – общечеловеческие ценности и выживание человечества. Главный системообразующий фактор информация, а не труд.Созданные в рамках этой парадигмы концепции Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Гидденса и др. выделяют те или иные факторы становления постиндустриального общества, раскрывают контуры грядущей цивилизации, выявляют особенности социальных институтов и социального поведения людей.

Концепция Д. Белла. Определяющими факторами постиндустриального общества американский ученый считает теоретическое знание как организующее начало общественной системы, а также «кибернетическую революцию», которая обусловит технологический рост в производстве товаров.Будущее общество видится ему в совокупности пяти компонентов: в сфере экономики – переход от производства товаров к производству услуг; в сфере занятости – преобладание класса специалистов и техников; осевой принцип – ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе; предстоящая ориентация – контроль над технологиями и технологическими оценками деятельности; процесс принятия решений – создание новой интеллектуальной технологии, связанной с ЭВМ. Эти компоненты подчиняют экономическую политику социальной, а сама социальная политика становится социальной инженерией. Концепция Э. Тоффлера Американский ученый различает три волны развития человеческой истории. Первая, доиндустриальная, или сельскохозяйственная цивилизация просуществовала до середины 17-18вв. и была основана на простом разделении труда.Вторая, индустриальная, или промышленная цивилизация.С одной стороны повысилась материальная обеспеченность людей на основе рыночных отношений, с другой, - произошла потеря индивидуальности, потребление и культура стали массовыми,произошел отрыв людей от природы и т.д. Третья цивилизация является информационно-компьютерной. Информационные технологии преобразуют инфраструктуру и образ жизни людей: потребление, культура и средства массовой информации будут демассифицированы; режим труда человека перестанет подчиняться синхронному ритму машин, а будет планироваться в соответствии с биологическими ритмами самого человека, жилище станет электронным и т.д.

Концепция Э. Гидденса. По мнению английского социолога следует выделить следующие факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на социальные процессы в будущем: исключительно высокие темпы технологического обновления на основе использования информационной технологии и микроэлектроники; разрушение традиционных отраслей производства западной экономики и их перемещение на восток; расширение глобальных связей между индустриальными странами; крупные сдвиги в сферах культуры и частной жизни, связанные с изменениями гендерных отношений; сохранение существенного неравенства между богатыми индустриальными странами и бедными странами третьего мира; зыбкий баланс между возможностью длительного глобального мира и ядерной катастрофой.По глубокому убеждению Гидденса автором всех социальных институтов является человек, который сам творит свою историю.

Социализация личности. Социальный контроль и социальные отклонения. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен.Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации(появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

3. Стадия интеграции(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

4. Трудовая стадиясоциализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадиясоциализации рассматриваетпожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.

Социальный контроль через социализацию. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя,как действовать в той или иной жизненной ситуации.Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т.д.).Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Отклоняющееся (девиантное) поведение.Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты. Культурные и психические отклонения. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Индивидуальные и групповые отклонения. Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

1)Сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

2) Сверхмотивация. Личностные качества.

Культурно осуждаемые отклонения. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений. Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Социальная динамика личности: социализация и активность.Личностная динамика рассматривается в социологии двояким образом: с одной стороны, как внешне обусловленная и детерминированная деятельность человека, осуществляемая им в процессе социализации, а с другой — как его собственная активность, выраженная в индивидуальном стиле жизни и жизненных стратегиях.Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности,так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).Процесс социализации формирует личность в качестве полноценного субъекта деятельности. Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. В научной литературе существует несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества.Это — «инкультурация -процесс,в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит», «аккультурация -процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры» и «интернализация (интериоризация). -перенос «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности ». Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм,идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием индивидуализирующих и типизирующих факторов.По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляющуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализацию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию пожилых людей, содержание которой составляют процессыадаптации, в основном приспособления к старости и к мысли оприближающейся смерти.

Десоциализация -процесс развития личности в раннемили зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением,с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни(преступники, пьяницы, наркоманы и пр.).Структура процесса социализации личности включает всебя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты),условия и механизмы. Стадии, или этапы, социализации. Факторы:универсальные, охватывающий весь жизненныйцикл личности, и частные, охватывающие первичную социализациюличности. П о мнению Дж. Мила, этот процесс включает в себя несколькостадий, связанных с формированием Я: стадию имитации(копирование поведения взрослых людей или представителейреферативной группы); игровую стадию (проигрывание ролей);стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданийдругих людей на основе образа «обобщенного другого»)В концепции 3 Фрейда индивид находится все время в состоянииконфликта с обществом. При этом он руководствуетсябиологическими побуждениями и прежде всего сексуальнымивлечениями.В своем сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду,четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможностей или ограничений); генитальная (на этой стадии дети активно выражают озабоченность проблемами половой близости).Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.До 2 лет — сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира);2—7 лет— предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений);7—11 лет — стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами);12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).По мнению Эриксона социализация продолжается весь жизненный цикл. Агентами социализации называются отдельные люди, группы и институты, которые участвуют в процессе формирования личности.(семья и родственники,СМИ) К онцепций социализации:С. определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в данном обществе и определяющих степень ее включенности в систему социальных отношений. Её необходимо рассматривать как двусторонний процесс с одной стороны, как типизацию, принятие правил поведения, типичных для данной общности (типизация);с другой — как активное воздействие личности на свое социальное окружение, создание новых, индивидуально окрашенных форм жизни и опыта (индивидуализация).Процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация). Процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.); Агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии. В качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).Социальная динамика личности имеет также «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в ее активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни. Высшей формой активности личности в современном обществе выступает ее гражданская активность-форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод); в поддержании целостности общества и его институтов. Активность- деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности,отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется высокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).

Одной из наиболее распростр. форм акт-ти лич-ти выступает ее соц. активность - способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условии и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своею участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция-устойчивая позиция личности,направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. Социальной динамики личности:Социальная динамика личности имеет два ракурса социологического изучения: с одной стороны, она проявляется в процессах и механизмах социализации, а с другой — в той или иной форме активности, направленной на созидание и конструирование собственной жизни. Активность личности понимается не только в широком смысле (как способ взаимодействия с миром, в том числе с обществом), но и в узком смысле (как сознательная и созидательная деятельность личности как члена общества).

Непосредственной предпосылкой и условием активности выступает активная жизненная позиция личности.Наиболее высокой формой социальной активности является гражданская активность — способ участия в делах гражданского общества; ей соответствует стратегия гражданского участия.В процессе выражения гражданской активности и самодеятельности личности формируются ее особые качества, получившие название гражданственности.

Социальная дифференциация и социальное неравенство.В каждом конкретном обществе люди занимают неодинаковые статусы, выполняют разнообразные роли,вступают в различные отношения. Каждый человек занимает множество социальных позиций, из которых складывается его социальное положение. Совокупность статусов составляет социальную структуру общества. Индивиды со сходными статусами включаются в социальные группы и общности, которые образуют социальный состав населения. В этом случае люди равны друг другу, поскольку их существование обусловлено общественным разделением труда. Однако, если эти позиции обусловливаются не только общественным разделением труда, но и распределением социальных благ, между людьми проявляется неравенство. Неравенство – неодинаковый доступ больших социальных групп людей (сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам, политической власти. Социальное неравенство тесно связано с социальными различиями. Факторы, порождающие социальные различия: уклад жизни, разделение труда, социальные роли.Социальные различия – это прежде всего статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, разные возможности и позиции людей, несовпадение их прав и обязанностей. Теории, объясняющие основные принципы иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Основой стратификационного строения общества является социальное неравенство. Представители различных школ в социологии по-разному интерпретируют способ организации неравенства в обществе. К.Маркс ввел в качестве основания вертикального расслоения общества обладание собственностью, средствами производства. М.Вебер кроме экономического критерия (отношение к собственности и уровень доходов) ввел такие критерии как принадлежность к статусным группам и политическим кругам (партиям). Он полагал, что в обществе статусные группы и политические партии различаются по степени влияния и престижности. Социальная дифференциация подразумевает любые социальные различия, в том числе не связанные с неравенством, со стимулированием разных форм деятельности.Основания социальной стратификации:системно-функциональная целесообразность (иерархия статусов, ролей, норм);ценностно-символическая основа (ценности, предпочтения, символы);система мотиваций, поощряющая или предупреждающая какие-либо действия и отношения.Социальное неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества – денег, власти, образования, престижа – между различными стратами или слоями населения.

По указанным основаниям можно выделить произвольное количество слоев. Исследование У.Л.Уорнера выявило социальную иерархию: Высший высший класс –элитарный слой общества. Их отличает унаследованное богатство и социальная известность семьи. Они очень богаты, но не выставляют богатство напоказ. Низший высший класс –профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Они заработали, а не унаследовали свое положение. Богатые с большим количеством материальных символов: самые большие дома, самые дорогие автомобили Высший средний класс –люди, для которых главным является карьера. Основой карьеры может стать высокая профессиональная, научная подготовка или опыт управления бизнесом Дом в престижном районе для них является главным признаком их успеха и достатка. Низший средний класс –типичные люди, являющиеся примером респектабельности, добросовестного отношения к работе, верности культурным нормам и стандартам. Высший низший класс – люди, ведущие обычную жизнь, заполненную повторяющимися изо дня в день событиями. Представители этого класса проживают в непрестижных районах города, в небольших домах или квартирах. От них требуется наличие лишь среднего образования и некоторых навыков. Низший низший класс – люди, находящиеся в крайне бедственном положении. Человек из низшего класса отвергает нормы средних классов, живет сегодняшним днем, тратит большую часть своих доходов на питание и делает покупки в кредит.

Социальная общность, определение, виды социальных общностей.Социальная общность - форма объединения людей. Разновидности социальных общностей:1. Мнимые общности:(отсутствие взаимных социальных действий, солидарности, при наличии совпадающих целей и интересов)

А) категории (выявленные исследователями с целью статичных исследований множества)

Б) агрегации (объединения людей пространственно находящихся в одном месте)

В) массы (действия, но не социальные объединения людей с массово-типическим поведением)

2. Контрактные общности: "ориентация на другого".

А) аудитория (разовые, кратковременные, узконаправленные; взаимодействие лектора (певца, актера, ведущего) и слушателей

Б) толпа (спонтанность, временная общность людей, территориально локализованная). Разновидности толпы: случайная, конвенционная (люди обмениваются знаниями, мнениями и интересуются сами), действующая (активная), экспрессивная (обмен чувствами)

3. Социальные круги: профессиональный, друзей, одного социального положения; собравшихся вместе для удовлетворения таких социальных потребностей, как общение, признание, внимание к себе, забота о других.

4. Институализированные общности (социальные группы): единство, основанное на устойчивых, самовозобновляющихся взаимодействиях, отличающихся наличием общей групповой цели, единым "мы-сознанием" (конформизм), общих ценностей и

норм.

Социальная типология личности.В Древнем Риме еще во II в. до н. э можно встретить известное описание четырех основных темпераментов человека: холерический(желчь); меланхолический (черная желчь); сангвинический (кровь) и флегматический (лимфа).Немецкий философ Фридрих Шиллер определил контрастные типы человека художественной культуры-наивный и сентиментальный. Уильям Джемс подразделял всех мыслящих людей на идеологов(это люди принципов и систем) и позитивистов(в большей степени практически ориентированы).В.Оствальд: классификацию гениальных людей, которых он делит на классиков и романтиков.В психологических учениях XX в. наиболее изв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: