В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу.Создано: Китай, Тангутское государство Си Ся, Хара-Хото. Конец XII - XIII вв.
ЧАСТЬ 6. Экспонаты на выбор.
1) Седельная покрышка с изображением грифонов, в двух частях
Создано: Пазырыкская культура. Рубеж IV - III вв. до н.э.
Найдено: Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1947 - 1948 гг.). Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган
Покрышка с обеих сторон была украшена изображениями грифона - фантастического животного с телом льва и головой орла. Вытянутое тело чудовища расцвечено аппликациями: ярко-синие шея, лапы и клюв, красноватые треугольники на лапах, разноцветные каплевидные вставки, обозначающие ребра, розовые "запятые", украшающие гребень и т.д. Каждая вставка окружена декоративным швом, как филигранным бордюром, вышивкой намечены крыло, "воротничок" и контур всей фигуры. Это изображение часто приводится как пример доказательства теснейшей связи алтайских аппликаций из войлока с прикладными искусствами Ближнего Востока. Ряд ученых считает, что образ грифона пришел на Алтай из ахеменидского Ирана и Среднеазиатского Междуречья, где "запятые" и "точки" использовались в ювелирной пластике, а мотив грифона имеет давние традиции. Существует и противоположная точка зрения о влиянии аппликационной техники кочевников на "инкрустационный" стиль в иранском искусстве. Этот своеобразный прием мог быть также результатом взаимодействия ювелирного и ткацкого производства Ирана. На Алтае появились и собственные особенности образа и технических приемов изображения.
2) Автор: Михр-Али
Портрет стоящего Фатх-Али-шаха
1. Иран, 1809-1810 гг.
2. Фатх-Али-шах представлен, согласно европейской традиции парадного портрета, во весь рост на фоне темной стены, украшенной резной панелью. В его правой руке - скипетр, увенчанный фигурой удода, вещей птицы царя Соломона, упомянутой в Коране. Роскошное парадное облачение шаха включает высокую корону с тремя плюмажами из перьев черной цапли (символ царского достоинства), платье из светло-желтого шелка, саблю, пояс, бозубанды (нарукавники) и скипетр, усыпанный жемчугом и изумрудами. Наверху справа медальон с надписью: "Султан Фатх-Али-шах Каджар". Под медальоном в прямоугольном картуше - стихи, повествующие о том, что сам Аллах "изобразил этого знаменитого монарха". Фатх-Али-шах - один из самых известных в России персидских монархов, второй правитель Каджарской династии, правившей в Тегеране с 1796 г. В годы его царствования (1801-1834) шли русско-иранские войны (1804-1813 и 1826-1828) и произошло нападение на русскую миссию в Тегеране в 1829 г., приведшее к трагической гибели А.С. Грибоедова.
Задание 2
Буддизм
1.Большая часть экспозиции музея связана с ветвью тибето-монгольского буддизма.
2.Буддизм исповедуют буряты (в 17 веке),калмыки(в 16 веке),тувинцы (в 16 веке).
Под потолком - витражи, созданные по эскизам Рериха. Внутри изображения из священного писания.
Христианство
1) Апостол Павел стал самым выдающимся проповедником новой религии — христианства. Проповедь апостола Павла открыла дорогу в христианские общины. Он ввел все сказанное и сделанное богом через Иисуса Христа, сделал христианство учением. Павлу более чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что
христианство из еврейской секты превратилось в мировую религию. Его центральная идея о божественном начале Христа и о спасении посредством веры оставались основой христианства во все последующие века.
2)Основная часть экспонатов музея была создана в эпоху государственного (Константиновского) христианства.
3) В V веке от христианского мира отделяются древневосточные церкви, не принявшие решения 4 вселенского собора, проходившего в пригороде Константинополя
В XI веке самое крупное разделение христианского мира, самое трагическое. Разделение на западную и восточную христианские церкви (на православных и католиков)
В XVI веке из католической церкви выделяются масса протестантских церквей.
Ислам
1) Столопы исла́ма — основные предписания шариата, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман. Всего их пять: шахада, намаз, ураза, закят и хадж.
Религиозный характер имеет первый столп - «исповедание формулы веры». В него входит:
Признание единобожия и Признание пророческой миссии Мухамеда.
2) В музее хранится Османов список.
3) И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, ху дожественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман – каллиграфия и орнамент (арабеска) – искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно. Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь.
Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум. Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов.
Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус.
-Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
-Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.
-Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют “звериным” стилем).
-Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.