Цели занятия: познакомиться с внешним строение и образом жизни белого и бурого медведя, развивать умение слушать и слышать
Ход урока
1. Организационный момент
Ход беседы:
- Ребята, мы родились в великой стране, имя которой…. (дети: Россия).
Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей.
- Хотите совершить путешествие на север нашей страны?
- Какой океан находится на севере? (Северный Ледовитый океан).
- Как называется самый северный район нашей страны? (Арктика). Пейзаж Арктики.
- Что вы знаете об Арктике? (снега и льды лежат вечно, лето короткое и прохладное, полгода ночь, полгода день – их называют полярные, вечная мерзлота, сильный ветер, айсберги).
- Здесь так холодно и темно, что кажется, что здесь никто не живет. Так ли это? (нет, здесь живут животные и птицы). Дети выбирают картинки животных и называют их. Белый медведь, тюлень, морж, полярный заяц, полярная сова.
- Как животные приспособились к суровым условиям? (белая маскировочная окраска, теплая шерсть).
С Севера мы перемещаемся в центральные районы нашей страны, где расположены лесные зоны. Здесь обтает очень много животных, т. к. им очень привольно живётся в лесах, где много пропитания. Здесь обитает родственник белого медведя…
Дети: Бурый медведь.
- Белый медведь – белый густой, теплый мех, и на подошвах лап, белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах, хорошо ныряют и плавают, тихо подкрадываются к добыче, сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы; строят берлоги из снега. Медведица очень заботливая мать, кормит детенышей молоком и согревает своим теплом.
- Что вы можете о нём рассказать?
Дети: Медведь большой, косолапый. Шубка у медведя бурая. Зимой он спит в берлоге, а летом ходит по лесу, ест ягоды.
- Могут ли в дикой природе встретиться эти звери? Почему?
- А при каких обстоятельствах они могли бы встретиться? (В зоопарке, в цирке, в сказке)
- На какую тему должны быть сказки? (О животных)
- Назовите 2-3 сказки, в которых вы встречали медведя или медведей. (“Три медведя”, “Теремок”, “Колобок”, “Маша и медведь” и т. д.)
- Среди названных вами сказок в основном русские народные сказки. Мы с вами знаем, что Россия - многонациональное государство и у каждого народа свой язык, одежда, предметы быта, своя культура. И сегодня мы познакомимся с творчеством народов Севера. Жители сурового и холодного края – ненцы. Некоторые из них проживают недалеко от нас на территории Ямало-Ненецкого округа и Тюменской области.
- Прослушайте ненецкую сказку «Бурый медведь и белый»
Однажды лесной бурый медведь пошёл на север, к морю. В это время морской белый медведь пошёл по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть встала дыбом. Он сказал:
- Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?
Бурый ответил:
- Когда она у тебя была, земля-то? Твоё место в море! Твоя земля - льдина!
Белый медведь встал на дыбы. Бурый медведь встал на дыбы. Они схватились, и началась борьба. Боролись до полудня- никто не одолел. Боролись до вечера. Оба устали, сели. Молчат. Первым заговорил бурый. Он сказал:
- Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увёртливее. Поэтому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья...
2.Слушание сказки «Бурый медведь и белый»
3. Сравнение белого и бурого медведей.
- Давайте сравним белого медведя и бурого медведя.
Дети: Белый медведь живет на Севере, а бурый в лесу. Белый медведь белого цвета, а бурый коричневого цвета. Шерсть у обоих теплая и пушистая. У белого медведя голова вытянута с маленькими ушами на длинной шее, а у бурого медведя круглая голова с круглыми ушами на короткой шее.
4. ФИЗМИНУТКА «МЕДВЕЖЕНОК».
Вышел мишка из берлоги,
Потянулся на пороге,
Влево, вправо повернулся,
Раз - нагнулся, разогнулся.
И пошел себе гулять,
Мед на завтрак добывать.
5. Беседа по сказке.
- Как начинается произведение?
- Что произошло дальше?
- Вы волновались? Когда? Почему?
- Как заканчивается произведение?
6. Работа по развитию речи детей.
- Как назовём медведя ласково?
Дети: мишенька, мишутка, медведушка.
- Как называют детёныша медведя?
А как мы назовём его маму?
7. Игра «Узнай по описанию» по рядам.
Трусливый, дрожащий, пугливый, косой гложет кору деревьев…
Неуклюжий, косолапый, белый или бурый любит лакомиться малиной и мёдом…
Хитрая, рыжая, хищная, питается мелкими грызунами…
Серый, колючий, шустрый, круглый, защищается от врагов колючками…
Хвостатая, юркая, быстрая, запасает орешки…
Злой, голодный, зубастый, часто воет на луну…Физкультурная минутка «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Удары ладонями и кулачками поочередно)
8. На закрепление можно нарисовать рисунки с медведем или изготовить поделки бурого и белого медведя.