Турецкая диаспора глазами немецкого общества




В данном параграфе рассматриваются особенности восприятия немцами существования турецкой диаспоры у себя на родине. В первой главе мы рассмотрели реакцию на турецкую общину со стороны официальных властей страны, так как было рассмотрено законодательство принимающей страны. В нижеследующем параграфе будет освещено восприятие турков обществом в целом: в СМИ - как пресса освещает существование диаспоры; и, наконец, в обществе - как реагируют на это простые граждане.

Для Германии и немцев прошлое столетие было сложным и показательным временем: проверку временем прошли несколько государственных и общественных моделей.

Сформированное в конце XIX века национальное государство, к которому, так или иначе, стремятся все народы, так и осталось только в сознании немцев. Общественные и государственные модели никогда не отвечали национальным запросам граждан; успехи Германии в XX веке (имеется в виду экономика, политика, общественная деятельность и т.д.) неизбежно приводили к национальным катастрофам и ущемлению национальной гордости (в качестве примера можно привести Первую и Вторую Мировые войны).

Только в 1990 г. страна и нация были вновь объединены: по мнению всех российских и зарубежных исследователей, это событие благотворно отразилось не только на общественном сознании, но и на государственной, политической и экономической ситуации страны. Нация стала вновь единой, получили возможность возвращения на историческую родину многие этнические немцы из бывших социалистических государств.

Как уже было сказано ранее, Германия в конце прошлого столетия решала проблему старения нации путем возвращения этнических граждан и иммиграции. Такое решение было оправдано в политических кругах, но реальные возможности интеграции не были учтены.

Только из стран, принадлежащих бывшему социалистическому лагерю, в Германию въехало около 5,5 млн. человек из России, Казахстана и Украины. Это цифра показывает число так называемых этнических немцев; причем, по правилам предоставления гражданства этой категории населения; для переселения в Германию достаточно иметь хотя бы одного близкого родственника немецкого происхождения (родители, бабушки, дедушки).

Так как число только таких переселенцев было велико, это затрудняло процесс интеграции. На новой родине люди находили тех, кто говорит с ними на одном языке, вырос в схожих условиях и культуре. Это с одной стороны облегчало интеграцию, а с другой замедляло процесс. Для общества в целом это сыграло отрицательную роль: в Германии сформировалось параллельное общество - община русских немцев, которая в сознании немецких граждан приобрела негативный характер. На данный момент можно выделить из общего числа иммигрантов только две самые многочисленные общины - русскую и турецкую, которые превратились в своеобразные параллельные общества. Которые в силу своей многочисленности и сплоченности интегрированы в принимающее общество меньше всего.

Как уже было сказано выше на данный момент в Германии насчитывается 8,9% процентов иммигрантов от общего числа жителей страны (стоит упомянуть, что апологеты концепции «Германия - не страна иммиграции» приводят для сравнения тот факт, что во времена «старых добрых кайзеровских времен» количество иностранцев было около 10%, при населении всего в 65 млн. чел.). Для европейского государства это довольно внушительная цифра, если еще учитывать тот факт, что иммигранты представители совсем других культур и религий.

По мнению этнологов, в обществе начинают появляться проблемы в национальном самосознании и национальной самоидентификации, если рубеж иммиграции превышает 8% от общего числа жителей страны (это характерно именно для национального государства). В таких ситуациях жители национального государства чаще всего склонны к проявлению националистических чувств.

В Германии первые выступления против иммигрантов начались задолго до преодоления этого барьера: впервые упоминания об актах насилия на национальной почве можно встретить в прессе с 1976 г. В основном это были оскорбления и издевательства, реже избиения, афроамериканских студентов или турецких гастарбайтеров. Первое убийство на национальной основе произошло в 1984 г.: тогда толпа нетрезвых немцев забила до смерти турецкого подростка, на следующий день, его семья совершила акт самосожжения. Для общества это было шокирующее событие: политики, общественные деятели и простые обыватели осуждали такое поведение своих соотечественников.

По стране прокатилась волна чисток различных молодежных организаций; в СМИ стали появляться материалы, направленные на преодоление культурного барьера между иммигрантами и немцами, напоминания о печальном опыте фашизма. Тем не менее, это событие послужило началом, так называемой «охоты на турок». В последующее время конфликты и убийства на национальной почве уже в Германии ни для кого не являются шокирующим событием.

В настоящее время на первых полосах немецких ежедневных газет и популярных журналов можно встретить статьи о жестоких серийных убийствах турок (как граждан Германии, так и нет). Естественно, что в корне этого общественного явления лежит национальная вражда и неприятие турок, как части немецкого общества.

Помимо единичных актов насилия: убийства на улице, борьба молодежных группировок турок и немцев; частыми стали (особенно в XXI веке) запланированные жестокие серийные убийства: в качестве примера можно привести потрясшие всю Германию своей жестокостью убийства турецких мелких предпринимателей, которые начались еще в марте 2000 г. На данный момент убито девять человек, восемь из которых турки - убийца не найден до сих пор; в 2006 г. полиция объявила о премии размером 30 000 евро тому, кто сообщит какую-либо информацию по этому делу. Для Германии, где уровень преступности является одним из самых низких в Европе, а раскрываемость преступлений самая высокая в мире, такие факты негативно влияют на ситуацию внутри страны и имидж Германии за рубежом. Не менее зверскими и громкими убийствами турков - стали убийства в мечетях: только в прошлом году произошло два таких убийства, поражающих своей жестокостью.

Официально в немецком обществе нет на данный момент расизма; все закончилось с ликвидаций Третьего рейха. Но националистические отношения в обществе к определенным этническим группам скрывать на данный момент уже невозможно. Интересен тот факт, что официальные власти и пресса только упоминают в обзорах и сводках о единичных случаях расистского отношения к туркам, замалчивая общие тенденции.

Официальные опросы общественного мнения построены таким образом, что отражают только общее отношение к иммигрантам и иммиграции в целом. Если заходит речь непосредственно о гражданах Турции, проживающих в Германии, то их относят (в вопросниках) к мусульманам, и, соответственно, опросы фокусируют свое внимание на совсем другой проблематике.

Вопрос отношения в Германии к турецким гражданам необходимо рассматривать в исторической ретроспективе для выявления тенденций в зависимости от внутреннего положения в стране, ситуации в мире, экономической коньюктуры и т.д. На протяжении изучаемого периода можно выделить несколько важных событий, которые оказали значительное влияние на отношение к турецким иммигрантам в немецком обществе.

Предшествовавшее объединению страны, в общем, довольно негативное отношение к туркам в ФРГ, и активное обсуждение этого вопроса не только в парламенте, но и СМИ, сменилось достаточно равнодушным отношением после событий 1989 и 1990 гг. Это связано с тем, что с одной стороны в обществе в целом царил небывалый подъем и единение: все были полны надежд и ожиданий, естественно, что какие-то проблемы отошли на второй план; а с другой - в 1990 г. было принято новое иммиграционное законодательство, направленное на интеграцию живущих в стране турецких граждан.

Стоит так же упомянуть тот факт, что в это же время ФРГ официально провозглашает, что проблема старения населения будет решаться путем интеграции уже живущих иммигрантов, путем предоставления им гражданства и принятия правительством Германии мер, направленных на помощь в изучение немецкого языка в среде иммигрантов.

 


Заключение

 

XX столетие стало для Германии сложным и во многом показательным периодом истории. За это время испытание прошло несколько общественно-политических моделей, но для всех типов немецкого общества неизменным оставалось одно - присутствие трудовых иммигрантов. В разное время это отношение было различным.

Мы проследили, как изменялось положение трудовых иммигрантов на протяжении всего XX века. Были выявлены следующие тенденции: с начала прошлого столетия Германия решала проблему нехватки рабочих рук путем привлечения иностранных рабочих за вознаграждение, которое было гораздо ниже, чем у немецких работников. В большинстве же это были сезонные рабочие, что для предпринимателей выгодно, так как не нужно содержать рабочих и в течение остального времени. Интересно, что в самом начале этих процессов, регулированием трудовой миграции занималась частная фирма, которая взяла на откуп у властей данный вид деятельности. Это помогало занижать тарифы на работу иностранцев с одной стороны, а с другой - более эффективно контролировать приток того количества иммигрантов, которые действительно будут востребованы рынком.

Кроме этого, существовали так же этнические барьеры и ограничители. В начале прошлого столетия в Германии не охотно принимали на работу поляков и другие славянские народы. Срабатывал часто и религиозный фактор: война с католическим миром наложила свой отпечаток. Но, по мнению О. Дана, основные причины такого отношения являются результатом длительного и сложного формирования немецкого национального государства и становления немецкой нации. В силу этих обстоятельств немцы довольно холодно принимали трудовых иммигрантов. Еще срабатывал и тот фактор, что иностранные рабочие служили средством занижения заработных плат немецким работникам. Уже в то время начал складываться общественный миф, о том, что иностранцы - это причина безработицы среди немцев.

Во времена предшествовавшие Первой Мировой войне у властей было осознание необходимости охранять «чистоту нации» и заботиться о национальном самосознании и гордости. В этот период наблюдается спад трудовых иммигрантов. Но во время войны в Германии широко применялись трудовые ресурсы военнопленных.

После разгромного поражения в войне и больших людских потерь, Германия вновь начинает активно ввозить рабочую силу и вводит либеральное законодательство для иностранных рабочих: их права были практически такими же, как и коренных жителей странны. С возросшими потребностями экономики количество иностранных работников увеличивается. Но уже во времена Третьего рейха встает вопрос о рациональности ввоза такой рабочей силы. Идеология и национальное самосознания выступают против иностранцев в Германии, но власти, уступая нуждам промышленности, так как для странных наиболее важными в предвоенное время были экономические показатели.

Во время Второй Мировой войны Германия активно использовала силы военнопленных, но так как это особый период немецкой истории, который требует особого похода и метода изучения, поэтому мы лишь скажем о том, что такая система жестоко принудительного труда базировалась на той системе, созданной еще в начале века, которая служила для приема иностранных рабочих. Идеологические убеждения о превосходстве нации позволили довести систему труда до издевательства над иностранными рабочими.

В послевоенной разделенной Германии мы можем наблюдать те же самые процессы, что и после Первой Мировой войны: возрождающаяся промышленность требовала рабочие руки, которые приходилось ввозить из других государств. На этот раз ввоз рабочей силы осуществляется в массовом характере под контролем государства. С 60-х годов численность иностранных рабочих возрастает; трудятся такие рабочие по контракту и получают вознаграждение немного меньшее, чем немецкие работники. Власти и общество убеждены, что по окончании контракта они вернутся домой.

Ситуация сложилась таким образом, что самой многочисленной группой иностранных рабочих стали турецкие граждане, которые приезжали и уже не хотели возвращаться на родину в силу политического и экономического положения в Турции. В Германии они находили даже на нелегальном положении возможность трудиться и получать за этот труд достойное вознаграждение, дать лучшее будущее своим детям и получать социальную защиту, которая в Турции в середине и конце прошлого столетия была невозможна.

Трудовые иммигранты всегда воспринимались Германией в качестве буферного социального слоя, которым можно пожертвовать во времена экономического кризиса и напряжения в обществе. Но со становлением социального государства такое обращение даже с иммигрантами стало противоречить государственной политике и этике.

Некоторое время можно наблюдать такую тенденцию, что власти Германии не принимают никаких кардинальных мер по разрешению этого вопроса, ограничиваясь лишь отдельными мерами, направленными на преодоление того или иного проблемного аспекта жизни трудовых иммигрантов. Надо заметить, что, несмотря на хорошую законодательную базу, не всегда состояние дел в этом вопросе соответствовало законодательным актам.

К 1990 г. страна столкнулась с тем фактом, что приехавшие в 60-х годах трудовые иммигранты из Турции настолько прочно обосновались в Германии; их численность возросла до практически двух миллионов человек, что разрешение данного вопроса требовало нового подхода к данной проблеме.

Мы могли наблюдать, как немецкие власти законодательным путем старалось сначала сократить численность иммигрантов, а в последующем интегрировать в общество. В связи с тем, что различие между турецкими иммигрантами и принимающем обществом значительны в культуре, религии и языке, а турки проживают в особых закрытых районах, процесс интеграции замедляется, а в государстве уже на полных правах существует параллельное «турецкое общество».

На данный момент власти пришли к решению, что демографическую проблему страны наиболее выгодно решать путем интеграции и ассимиляции таких иммигрантов, и для этого принимаются различные меры: от устройства специальных языковых и курсов по интеграции до различных акций, направленных на лучший контакт между двумя этими культурами. От того насколько будет успешна такая интеграция зависит от законодательства и, соответственно, проводимой политики, и восприятие обществом турок.

 


Список литературы

иммиграционный турецкий немецкий законодательство

1. Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М., 2006.

2. Асснер П. Конец определенности, столкновение идентичностей: Непредсказуемый век // Глобальные вызовы и Европа. М., 2003.

. Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века. М., 1999.

. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. М., Воронеж. 2004.

. Боммес М. Международная миграция и дереизиляция коллективных форм социальной идентичности в национальных государствах. М., 2001.

. Борко Ю.А. От Европейской идеи к единой Европе. М., 2003.

. Боровик М.А. Государственно-монополистическое регулирование международной миграции рабочей силы в странах Западной Европы (70-80 гг.). М., 1990.

. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

. Бутов В.И. Демография. М., 2004.

. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. Как вымирающее население и нашествие иммигрантов угрожают нашей стране и цивилизации // Западная Европа перед вызовом иммиграции. М., 2005.

. Васильева Л.Д., Ксендзык Н.Н. Формы общественно-политической жизни трудящихся-иммигрантов. М., 2000.

. Вейль П. Гражданство и национальность // Вестник Европы. 2005. №15 //https://ma

13. Верещагина Е.Л. Политика муниципальных властей Европы в отношении иммигрантов: Участие в проекте организации «Евроситиз» // Западная Европа перед вызовом иммиграции. М., 2005.

. Вестфален К. Взаимоотношения ЕС с Арабским миром // Азия и Африка сегодня. М., 2006. №9.

. Генги А. Восточная Европа: миграционные процессы после расширения ЕС // Отечественные записки. М., 2004. №5.

. Год культуры России в Турции // Азия и Африка сегодня. М., 2007. №9

. Гомьен Д., Харрис Д., Звак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.

. Государство и диаспоры: опыт взаимодействия. М., 2001.

. Губанов Н. Турция: путь в Европу через Германию // Азия и Африка сегодня. М., 2006. №1.

. Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства. М., 2005.

. Гумилев Л. Струна истории. М., 2007.

. Гусейнов Х. «Мусульманам нужно проделать большой путь, чтобы быть готовыми к разговору с немецкими христианами» //https://portal-credo.ru/site/? act=press&type=list&press_id=720

. Дан О. Нации и национализм в Германии. СПб., 2003.

. Дефарж М.Ф. Произойдет ли война культур? // Глобальные вызовы и Европа. М., 2003.

. Долгучиц Л.А., Мельников И.А. Планета иммигрантов. М., 1990.

. Дмитриев А.В. Миграция. Конфликтное измерение. М., 2006.

. Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 1998.

. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

. Жукова Т., Малиновская Е. Чужие среди своих. Одесса. 1990.

. Жукова Т.В. Судьбы семей иностранных рабочих в странах Западной Европы. М., 2002.

. Западная Европа: проблемы рабочих-иммигрантов. М., 1990.

. Западноевропейские страны. Особенности социально-экономических моделей. М., 2002.

. Иванова В. Турция и Европейский Союз - вместе или порознь? //https://meast.ru/? p=115. 19.08.2005.

. Иларионова Т.С. Миграции в измерении истории, социологии, права. М., 2004.

. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия // Социологические исследования. М., 2003. №4.

. Катана И.В. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в конституционном законодательстве ФРГ. М., 2005.

. Квашнин Ю.Д. Иностранные рабочие в Западной Европе 60-е начало 70-х годов. М., 1976.

. Клинова Е.В. Правовое положение беженцев в странах ЕС. М., 2000.

. Ключников Б. Исламизм, США и Европа. М., 2003.

. Кондратьева Т.С. Западная Европа перед лицом «иммиграционного вызова» // Глобальные вызовы и Европа. М., 2003.

. Кондратьева Т.С., Новоженова И.С. Иммигранты в Европе: модели интеграции // Иммигранты в Европе: проблемы социальной и культурной адаптации. М., 2006.

. Королева С.А. Зарубежный опыт регулирования международной рабочей силы: возможности применения в России. М., 2005.

. Костина И.Н. Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии. Чита. 2001.

. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. М., 2002.

. Кузина Н.А. Демография. Омск. 2004.

. Кунаков В.В. Турция и ЕС: проблемы экономической интеграции. М., 1999.

. Левин З.И. Менталитет диаспоры. М., 2001.

. Левин З.И. Мусульмане-иммигранты на Западе // Мусульмане на Западе. М., 2002.

. Ледях И.А. Права граждан: буржуазные теории и практика ФРГ. М., 1986.

. Лексикон социальной работы. Вологда. 2005.

. Леман Й. Эксплуатация иностранной рабочей силы в Германии во время фашистской диктатуры (1933-1945 гг.) // Миграция и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение. Киев. 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: