Особенности правового регулирования на муниципальных выборах




Избирательное законодательство в субьектах РФ

Избирательное законодательство обширно по своему составу. Его можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов, так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующим зиконодательством.По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации.По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами, следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти, законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления.Первая классификация (по уровню нормативного регулирования) представляется предпочтительней в рамках данной работы, поскольку она более проста для понимания, позволяет начертить целостную картину избирательного законодательства без ненужных повторов и избежать возможной ошибки у неискушенного в правовой материи читателя о наличии местного законодательства о выборах (если следовать строго логике подразделения законодательства на законодательство о выборах в федеральные органы, органы субъектов федерации и органы местного самоуправления, может сложиться ошибочное мнение о наличии федерального избирательного законодательства, законодательства субъектов федерации и избирательного законодательства органов местного самоуправления, в то время как на самом деле выборы в органы местного самоуправления регулируются прежде всего законодательством субъектов федерации).Таким образом, подразделение избирательного законодательства на федеральное и субъектов федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и органы местного самоуправления.В рамках данной работы нет возможности, да и необходимости, перечислить и охарактеризовать все нормативные акты, составляющие избирательное законодательство, а потому остановимся лишь на наиболее важных, знать которые должны не только юристы и люди, непосредственно связанные с организацией и проведением выборов, но и обычные граждане для понимания своих избирательных прав и роли в избирательном процессе.

Особенности правового регулирования на муниципальных выборах

Нормы, регулирующие особенности местных выборов, закреплены в нормативных правовых актах разных уровней:
1). На Федеральном уровне
- ст. 130 КРФ – в соответствии с ней, местное самоупр-е осуществляется гражданами путем референдума, выборов, др.форм прямого волеизъявления, через выборные и др. органы местного самоупр-я.
– ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ» - отдельная ст.23, требующая проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. +ст. 35-36 – выборы представительного органа и главы муниципального образования;
- ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
- ФЗ-138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоупр-я»;
2). На уровне СРФ – нормы о местных выборах содержатся в:
- Законах о местном самоупр-и;
- Избирательных кодексах;
- Законах о выборах в органы местного самоупр-я
3). На уровне муниципальных образований:
- Уставы муниципальных образований;
- Положения о выборах, утвержденные решениями ОМС.
Особенности муниципальных выборов:
1. В муниципальных выборах могут принимать участие иностранные граждане, если это предусмотрено международными дог-рами.
2. Используются не только принципы прямого, всеобщего, равного избирательного права, но и возможно косвенное избирательное право или многоступенные.
3. Установление избирательных систем и порядок их применения – прерогатива субъекта РФ (законами субъекта).
Особенности выборов представительных органов МО.
1). Традиционно была мажоритарная избирательная система. В настоящее время используется и пропорциональная система и смешанная.
2). Раньше (в ФЗ-154 «Об общих принципах…») был только один способ формирования представительного органа местного самоупр-я – избрание непосредственно населением, сейчас – несколько, в зависимости от муниципального образования, в котором проводятся выборы:
В городских и сельских поселениях – избираются непосредственно населением. Причем представительный орган не формируется, если численность жителей населения, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – полномочия пред. органа осуществляет сход граждан.
В муниципальных районах 2 способа формирования:
1). Может избираться на муниципальных выборах, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представ. органа муниципального района.
2). Представительные органы муниципального района могут формироваться на основе делегирования. При делегировании в состав представительного органа МР входит глава поселения и несколько депутатов представительного органа поселения, причем количество делегируемых является одинаковым для всех поселений и не зависит от численности населения поселений.
Особенности выборов глав МО.
Глава МО может быть:
- избран на муниципальных выборах непосредственно населением – используется мажоритарная избирательная система относительного большинства, и является наиболее традиционной;
- избран представительным органом муниципального образования из своего состава.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: