Контрольные полномочия Министерства юстиции Российской Федерации




Обновленное Руководство по подготовке к государственным проверкам (Минюст)

 

 

ООО «ПРАВОВАЯ КОМАНДА»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНО В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НКО

© ООО «Правком», сентябрь 2019 г.

Проверки деятельности НКО Министерством юстиции: как подготовиться?

Основным нормативным правовым актом в сфере осуществления контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ). Данный закон определяет порядок осуществления контроля, закрепляет полномочия органов государственной власти и права проверяемых юридических лиц, устанавливает основания для проведения проверок, их частоту и продолжительность. Контроль за деятельностью некоммерческих организаций осуществляют различные органы государственной власти в пределах своей компетенции. Согласно закону, проверки деятельности юридических лиц могут носить плановый и внеплановый характер. Плановые проверки организаций могут проводиться одним и тем же контролирующим органом не чаще одного раза в три года, внеплановые же проверки могут проводиться незамедлительно, как с предварительным уведомлением проверяемой организации, так и без такового. Следует заметить, что положения данного закона не распространяются на определенные виды государственного контроля (надзора), в том числе и на прокурорский надзор, налоговый контроль, банковский надзор, таможенный контроль и др. (полный перечень исключений приведен в статье 1 294-ФЗ).

 

Планирование проведения проверок.

Положения 294-ФЗ обязывают все органы государственного и муниципального контроля осуществлять планирование проведения проверок (плановых). В соответствии с Приказами Генеральной прокуратуры РФ от 27 марта 2009 года №93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с последними изменениями от 3 июля 2015 года) и от 11 августа 2010 года №313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с последними изменениями от 3 июля 2015 года), все государственные органы, наделенные полномочиями по осуществлению федерального или муниципального контроля (надзора) обязаны представлять в органы прокуратуры проекты планов проведения плановых проверок на следующий год. Органам прокуратуры вменяется обязанность проверки данных проектов планов на предмет соответствия требованиям 294-ФЗ и опубликования на официальном сайте Генеральной прокуратуры сводного плана проведения плановых проверок (в данном сводном плане должны содержаться сведения о плановых проверках всех контролирующих органов в соответствии с их полномочиями). При выявлении случаев, когда в плановом периоде различными контролирующими органами планируется проведение проверок одной и той же организации, органы прокуратуры рекомендуют провести совместную проверку.

Законодательно закреплен следующий механизм планирования проверок:

- в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок, органы государственного и муниципального контроля обязаны направить проекты планов проверок в органы прокуратуры;

- в срок до 1 октября органы прокуратуры проверяют представленные планы проверок на предмет законности включения объектов контроля и вносят свои предложения;

- в срок до 1 ноября органы государственного и муниципального контроля направляют в органы прокуратуры утвержденные планы (с учетом внесенных органами прокуратуры предложений);

- в срок до 1 декабря органы прокуратуры обобщают утвержденные планы проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ;

- в срок до 31 декабря Генеральная прокуратура формирует сводный план проверок и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет https://plan.genproc.gov.ru/plan2019/. Все органы государственного и муниципального контроля также обязаны размещать планы проверок на своих сайтах в сети Интернет.

О проведении плановой проверки контролирующий орган обязан уведомить проверяемую организацию не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней, в исключительных случаях (связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований) срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

С 1 июля 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.04.15 №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» (с последними изменениями от 21 ноября 2018 года), в соответствии с которым на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ создана ФГИС «Единый реестр проверок» (далее – Реестр) - https://proverki.gov.ru/wps/portal/!ut/p/z1/hY7LCsIwEEW_xUW3nelTcZcqFGpLRUFrNpJKTCsxKTHt9xtwJVSc3Z17zjBAoQGq2NQLZnutmHT5QtNrGaRhHmNQ1cf9Bsn2tCyTogpxF8P5H0BdjT-GoPPpDEIwO4RZhJjX4SzwdaMAKqRuP-8S1UYrAdTwOzfc-KNx687aYe2hh4NkyhdcDUbffKEn34wezmmdflloZnAYng0-EjmVZLF4A4qKR3k!/dz/d5/L2dBISEvZ0FBIS9nQSEh/. Реестр содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с 294-ФЗ. В Реестр включается вся информация о проверках, в том числе о выявленных нарушениях и мерах, принятых по результатам проверки (пункт 13 ПП №415), однако для самих проверяемых организаций Реестр не является информативным, т.к. доступ к содержащейся в нем подробной информации ограничен. Так, в соответствии с пунктом 24 ПП №415 доступ к информации в Реестре регулируется следующим образом:

- органы прокуратуры, Минэкономразвития РФ и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей имеют неограниченный доступ к информации;

- центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти имеют доступ к информации в рамках их компетенции (т.е., в рамках своей сферы ведения);

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти имеют доступ к информации о проверках в рамках своей компетенции и на территории соответствующего субъекта РФ;

- органы местного самоуправления (осуществляющие муниципальный контроль) имеют доступ к информации о проверках соответствующего органа местного самоуправления.

Все остальные могут ознакомиться лишь с общедоступной информацией, включающей в себя наименование проверяемой организации, период проведения проверки, наименование органа контроля, цели проверки, наименование согласовавшего проверку органа прокуратуры (если такое согласование требуется).

 

Общие рекомендации по поведению руководителей и сотрудников НКО при осуществлении органами государственной власти контрольных мероприятий:

- при опубликовании сводного плана проверок на следующий год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, проверять включение своей организации в данный план (в целях заблаговременной подготовки к проведению проверки);

- руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций следует помнить, что при осуществлении государственного контроля (надзора) любым уполномоченным на то органом власти, препятствие законным действиям должностных лиц указанных органов неизбежно приведет к привлечению НКО и ее руководителя к административной ответственности. Действия и решения должностных лиц контролирующих органов, в случае если они, по мнению НКО, являются незаконными, должны обжаловаться установленном порядке (т.е., в вышестоящих органах и (или) в суде);

- в случае получения уведомления о проведении проверки необходимо проанализировать нормативные правовые акты и ведомственные приказы (регламенты), регулирующие порядок осуществления проверок конкретным контролирующим органом;

- сопоставить полномочия проверяющего органа с указанными в уведомлении целями и предметом проверки;

- допускать в помещения организации должностных лиц контролирующих органов только при предъявлении ими своих служебных удостоверений и распоряжений о проведении проверки, не оставлять их в помещениях без присутствия сотрудников проверяемой организации;

- исключить доступ в помещения организации лиц, не указанных в распоряжении о проведении проверки (в том числе журналистов). В случае отказа данных лиц добровольно покинуть помещение следует вызывать сотрудников полиции для их принудительного выдворения;

- не разрешать проверяющим осмотр помещений и рабочих мест сотрудников в случаях, когда это явно противоречит целям и предмету проверки;

- представлять в контролирующий орган только те документы, которые указаны в уведомлении о проведении проверки или запросе, обоснованно возражать (или обжаловать), если контролирующий орган не вправе требовать те или иные документы у НКО. Передача документов (в том числе их копий) должна обязательно оформляться соответствующим актом;

- в случае проведения документарной проверки необходимо представлять заверенные руководителем организации копии требуемых документов (во избежание утери оригиналов, что может повлечь негативные последствия для НКО);

- соблюдать сроки представления документов, указанные в уведомлении о проведении проверки или запросе. В случае, если сроки представления документов необоснованно сокращены (например, вопреки требованиям законодательства) или объем требуемых документов невозможно представить в указанный срок, на такие действия контролирующих органов следует приносить обоснованные возражения или обжаловать их в установленном порядке;

- вносить возражения по всем фактам нарушения порядка проведения проверки и незаконных действий проверяющих в протокол (акт) проверки;

- по возможности, вести аудио-/видеозапись процесса проведения выездной проверки и общения с должностными лицами контролирующих органов.

 

Контрольные полномочия Министерства юстиции Российской Федерации

 

Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 (с последними изменениями от 24 октября 2018 года).

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных некоммерческих организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных некоммерческих организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Структурно Минюст России состоит из центрального аппарата (располагается в Москве) и территориальных органов (главные управления и управления по субъектам Российской Федерации).

В структуре центрального аппарата функционирует департамент по делам некоммерческих организаций, который подразделяется на отделы: по делам общественных объединений и политических партий, по делам структурных подразделений иностранных некоммерческих организаций, по делам религиозных организаций, ведения реестров и выдачи информации, анализа и методического обеспечения деятельности территориальных органов, нормативно-правового регулирования в сфере некоммерческих организаций, по взаимодействию с казачьими обществами.

В структуре территориальных органов Минюста России созданы отделы по делам некоммерческих организаций.

Полномочия по проверке некоммерческих организаций распределены между центральным аппаратом и территориальными органами Минюста России следующим образом.

Центральный аппарат проводит проверки в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы проводят проверки в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Центральный аппарат вправе обязать территориальный орган отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации.

Министерство юстиции является органом, принимающим решение о государственной регистрации некоммерческой организации и осуществляющим контроль за их деятельностью. Контроль Минюста в отношении НКО проявляется в двух видах: проведение проверок в отношении некоммерческих организаций и получение (и проверка) отчетов от некоммерческих организаций.

Порядок осуществления контрольных полномочий Минюстом (его территориальными органами) определяется следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральным законом «О некоммерческих организациях»;

- законами об отдельных видах некоммерческих организаций (об общественных объединениях, о религиозных организациях и др.);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» (с последними изменениями от 23 декабря 2014 года);

- Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 №456 (с последними изменениями от 1 июня 2018 года).

Предметом проверок Минюста в отношении некоммерческих организаций является:

а) соблюдение некоммерческими организациями (за исключением политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества;

б) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий.

При осуществлении контроля за деятельностью некоммерческих организаций должностные лица имеют право:

а) запрашивать у органов управления некоммерческой организации (президент, директор, правление и т.п.) их распорядительные документы (приказы, распоряжения и т.п.), за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б";

б) запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики (Росстат), федеральной налоговой службы, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

в) направлять своих представителей для участия в проведении некоммерческой организацией мероприятий;

г) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

д) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее 1 месяца.

Проверки, проводимые Минюстом, могут быть плановыми (не чаще 1 раза в три года, и не чаще чем 1 раз в год в отношении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента в соответствии с утвержденными планами) и внеплановыми.

Законодательством установлены следующие основания для проведения внеплановых проверок деятельности НКО:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации Минюстом или его территориальным органом (при проведении внеплановой проверки по данному основанию, выявление факта неустранения ранее выявленного нарушения приведет к привлечению некоммерческой организации к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

2) поступление в Минюст или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) поступление в Минюст или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", т.е. при выявлении нарушений порядка финансирования избирательной кампании или кампании референдума;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя Минюста или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) поступление в Минюст или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;

6) поступление в Минюст заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Иные основания для проведения внеплановой проверки могут устанавливаться Федеральным законом № 294-ФЗ.

По результатам проверки к некоммерческой организации могут быть применены следующие меры:

1. Предупреждение – выносится в письменной форме за нарушение действующего законодательства. В нем отражаются выявленные нарушения, а также устанавливается срок для их устранения. Предупреждение требует обязательного ответа об устранении нарушений либо мотивированных возражений на него. Истечение срока для устранения выявленных нарушений является основанием для проведения внеплановой проверки. В случае неустранения нарушений, Минюст вправе вынести повторное предупреждение. Игнорирование предупреждений Минюста либо неполное устранение нарушений (без обжалования выводов Минюста) влечет за собой привлечение организации к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

2. Составление протокола об административном правонарушении (за непредставление некоммерческой организацией запрашиваемых документов в установленный уведомлением срок, неповиновение законному распоряжению должностного лица, невыполнение в срок законного предупреждения) и направление его в суд для привлечения организации к административной ответственности.

3. Приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации. Такое право предоставлено Минюсту в соответствии с законодательством о противодействии экстремизму и применяется на период рассмотрения судом заявления о принудительной ликвидации организации.

4. Направление заявления в суд о ликвидации некоммерческой организации, о признании общественного объединения (религиозной организации) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

5. Направление документов в органы внутренних дел, прокуратуру, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов). В качестве примера можно привести случаи выявления Минюстом фактов отсутствия на материалах, изданных или распространяемых некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, соответствующей маркировки. Данные нарушения могут быть выявлены в ходе проверки Минюста, но полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ (предусматривающей ответственность за это) наделена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Согласно действующему законодательству, Минюст извещает организацию о проведении проверки заказным письмом с уведомлением. Руководителям НКО важно помнить, что вся корреспонденция в организацию направляется в адрес, содержащийся в едином государственном реестре юридических лиц. Обязанность по своевременному внесению изменений в ЕГРЮЛ касательно адреса местонахождения организации возлагается на саму организацию. Неполучение корреспонденции может повлечь за собой обращение Минюста в суд с заявлением о ликвидации организации.

В случае поступления в адрес некоммерческой организации уведомления о проведении проверки и требования представления документов, руководителю НКО следует обратить особое внимание на перечень и срок представления запрашиваемых документов, поскольку их несоблюдение может повлечь за собой привлечение к административной ответственности. В то же время, не следует представлять в Минюст «лишние» документы, не запрошенные контролирующим органом. Также следует помнить, что согласно действующему законодательству Минюст (и его территориальные органы) должны самостоятельно запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федеральной налоговой службы, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (подпункт 2 пункта 5 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Вопреки этому, Минюст зачастую требует указанные документы у проверяемой организации. Руководитель НКО должен иметь четкое представление о том, какие документы Минюст вправе истребовать, а какие обязан получать в рамках межведомственного взаимодействия (это также позволит сэкономить денежные средства, ведь зачастую выписки по банковскому счету предоставляются за плату, изготовление копий различных финансовых документов также является затратным).

Предоставляя в Минюст документы в рамках проведения проверки, важно помнить, что указанное действие должно сопровождаться подписанием акта приема-передачи. В практике нередки случаи, когда стороны (представитель проверяемой организации и должностное лицо Минюста) не оформляют указанный акт. Так, в практике был случай, когда организация принесла в территориальный орган Минюста документы согласно перечню, содержащемуся в распоряжении о проведении плановой проверки. При этом не был оформлен акт приема-передачи. В процессе проведения проверки должностное лицо Минюста, осуществляющее проверку, выявило отсутствие документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий. По указанному факту представитель организации был приглашен для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Судом было отказано в привлечении организации к административной ответственности в связи с тем, что Минюстом не было представлено в суд акта-приема передачи, который бы подтверждал, что организация не предоставила на проверку запрошенные документы.

Минюст вправе проверять соответствие расходов денежных средств и использования иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами некоммерческой организации. В этой связи важно помнить, что правильность исчисления и уплаты налогов проверяется Федеральной налоговой службой. В практике отмечаются (хоть и редко) случаи, когда Минюст вторгается в компетенцию ФНС, выходя за пределы своей компетенции. Любые претензии Минюста, касающиеся исчисления и уплаты налогов, являются незаконными и могут быть обжалованы в судебном порядке. Точно также Минюст не вправе выходить за пределы своих полномочий в отношении других сфер (например, проверять противопожарную безопасность, санитарное состояние помещения и т.д.). Во всех этих случаях Минюст может только направить соответствующие материалы в компетентные органы.

Показательным может быть следующий пример из судебной практики. По результатам проверки общественной организации Управлением Министерства юстиции РФ по Пермскому краю вынесено предупреждение, которым на организацию возложена обязанность по уплате налога со средств, полученных в виде грантов от международных организаций. Организацией данное предупреждение было обжаловано в суд. Решением суда предупреждение было отменено, так как оно принято не уполномоченным на то органом. Минюст вправе проверять, соответствует ли расходование средств общественным объединением уставу, но только налоговая служба является единственным органом, который имеет право осуществлять налоговый контроль и выставлять требования об уплате недоимок по налогам.

Необходимо помнить, что в соответствии с пунктом 58 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 №456, к экземпляру акта проверки, направляемому (вручаемому) некоммерческой организации, прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения). Практика показывает, что Минюст зачастую игнорирует эту обязанность, в связи с чем у НКО имеются основания для обжалования действий Минюста и истребования дополнительных документов по факту проверки.

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, НКО в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в Минюст в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Анализ правоприменительной практики Минюста позволяет определить наиболее распространенные нарушения в деятельности НКО:

- непредставление в уполномоченный орган обновленных сведений о месте нахождения НКО, иных сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (т.е. сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ). За непредставление указанных сведений должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ. Случай из судебной практики: руководителем организации в Минюст было направлено заявление, в котором содержались паспортные данные руководителя. Сопоставляя паспортные данные в заявлении с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ, должностное лицо Минюста пришло к выводу, о том, что руководителем некоммерческой организации не исполнено требование Федерального закона «О некоммерческих организациях» по предоставлению обновленных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. В результате, был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого судом руководитель организации был привлечен к административной ответственности в виде штрафа;

- непредставление (или представление в искаженном виде) в уполномоченный орган ежегодной отчетности по установленным формам и в установленные сроки. Сдача отчетности в Минюст является важнейшей обязанностью НКО. Практика показывает, что отчетность может быть не всегда составлена правильно (конечно, если это не носит умышленного характера), но за это некоммерческая организация не всегда может быть наказана. В то же время за непредставление отчетности или за представление отчетности с нарушением срока Минюст всегда может привлечь НКО к ответственности. В случае неоднократного (два раза и более) нарушения порядка и сроков представления отчетности, Минюст вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации (ч. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»), с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица в случае однократного непредставления общественным объединением сведений об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников (ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях»).

В целях правильного составления отчетности следует порекомендовать НКО обращать свое внимание на информационные материалы, подготавливаемые некоторыми территориальными органами Министерства юстиции по результатам анализа полученных от НКО отчетов:

- отсутствие описания символики в учредительных документах некоммерческой организации. По данному факту Минюстом будет составлено и направлено в адрес организации предупреждение с требованием устранить выявленное нарушение действующего федерального законодательства;

- неисполнение общественными объединениями обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечения доступности ознакомления с указанным отчетом;

- несоответствие устава НКО требованиям действующего законодательства. В данном случае, территориальные органы Минюста направляют в адрес НКО предупреждения с требованием внести необходимые изменения в учредительные документы;

- направление денежных средств и иного имущества, на цели, не предусмотренные уставом;

- осуществление приносящей доход деятельности, не соответствующей целям деятельности некоммерческой организации и не направленной на их достижение;

- осуществление НКО деятельности, имеющей исключительно коммерческий характер;

- использование должностными лицами НКО ее имущества в своих интересах, а не в интересах организации.

Помимо контроля за «повседневной» деятельностью НКО, органы Министерства юстиции наделены контрольными полномочиями в сфере соблюдения законодательства о противодействии экстремизму. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы по решению суда на основании заявления органа Министерства юстиции (или органа прокуратуры). С момента обращения в суд с заявлением о ликвидации орган Министерство юстиции вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: