Современная бальная культура России: история и тенденции развития
Н.Ю. Данилова
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
В статье дается описание процесса становления современной бальной культуры в России, а также анализируются основные тенденции развития этого явления. Акцент при этом делается на информацию по московским и петербургским школам и студиям исторического бального танца, поскольку именно Москва и Санкт-Петербург первыми начали возрождение балов, а также в силу того, что информация по остальным городам менее доступна и будет являться предметом дальнейших исследований.
Ключевые слова
Бал, бальная культура, танцевальный вечер, историческая реконструкция, военно-историческая реконструкция, исторический бальный танец, ролевое движение.
Истоки современной бальной культуры России
Говоря о современных балах, мы рассматриваем балы в постсоветское время, но не только – демократизация и изменения в общественной и, как следствие, в культурной жизни, страны начали происходить раньше – с началом перестройки. А что же проиходило в советское время в сфере бальной культуры? Балы в историческом понимании этого слова в этот период не проводились, поскольку они считались пережитком царского прошлого. Однако бальный танец продолжал существовать, проводились танцевальные вечера, выпускные, новогодние балы. В 50-х - 60-х годах, в связи с некоторой оттепелью в политической жизни страны и частичным снятием железного занавеса, произошла активизация культуры бального танца, появилось много авторских бальных танцев и сформировалась так называемая «Отечественная бальная программа», стали проводиться конкурсы и фестивали бального танца, в программу которых входили танцы как отечественной, так и европейской бальной программы.
|
Когда же началось возрождение исторической бальной культуры в России? Этот процесс начался в основном в Москве и Санкт-Петербурге в середине 80-х годов, когда бальные танцы получили новое дыхание: стали появляться клубы именно исторического танца и возрождаться исторические балы. Покажем процесс зарождения российской современной бальной культуры на примере Москвы. Одной из первых в Москве (1984 год) появилась Студия-клуб бального танца "Политес" [21]. Некоторые ученики Студии впоследствии создали свои клубы, студии, школы:
Школа исторического бального танца «Возрождение» (1996) [20],
Клуб исторического бального танца «Виват» (1996) [23],
Центр общегражданского протокольного этикета торжеств «Высокий стиль» (2003) [24],
Клуб исторического танца «Дамы и гусары» (2003) [25],
Ансамбль реконструкции исторического танца "Вензеля Alexandrine" (2007) - в 2012 году поменял название на Военно-историческое творческое объединение "Alexandrine"[26],
Танцевальный центр «Русский вальс» (2009) [27],
Школа исторического танца "Светский парад" (2009) [28].
В 2000-х годах были созданы и другие клубы, ансамбли и другие коллективы, например, Ансамбль исторического танца «Элегия» и другие. Стали возникать и объединения клубов, например Межрегиональный фонд «Бал тысячелетия», который был создан в 2001 году, он объединил под своей крышей 9 коллективов исторического танца [11], сейчас фонд существует как отдельная студия.
|
Важно отметить, что теми, кто 80-х и 90-х годах стали возрождать исторические балы, участвовать в этой деятельности, были в первую очередь военные реконструкторы. Историческая реконструкция — довольно молодой вид хобби. Википедия утверждает, что «в России он появился в начале 90-х годов». Однако, по свидетельству современников событий (А.М. Мазалов, руководитель Студии-клуба бального танца "Политес"), военная реконструкция нашей стране началась еще раньше – в 80-е годы. Более того: развитие военной реконструкции примерно на 5-6 лет опережало развитие новой бальной культуры. И именно военные реконструкторы заинтересовались балами как одной из форм исторической реконструкции, как продолжением военной реконструкции и стали учиться бальным танцам, организовывать балы.
Несколько слов об исторической реконструкции: в 80-90-е годы она сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В России существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей)». Постепенно часть военных исторических реконструкторов, в рамках исследования различных исторических периодов, занялась реконструкцией балов, бальных костюмов, танцев и т.д. [9]
|
Однако развитие бального движения параллельно шло и другим путем. В 80-е – 90-е годы, в молодежной студенческой среде стало развиваться ролевое движение. Движение ролевых игр или ролевое движение или просто ролевики — это «неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия» [9]. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка, своя литература (в основном фэнтези) и другие характерные элементы единой культуры. Ролевое движение в СССР возникло в 80-е годы на базе клубов любителей фантастики. Кроме ролевых игр, подразумевающих реконструкцию различных периодов в истории России и других стран мира, а также литературных произведений, ролевики собираются на ролевые конвенты — «кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы». Танцы и балы были частью ролевой культуры, и в дальнейшем получили самостоятельное развитие, в котором по активности значительно превзошли ролевое движение как таковое. Были образованы такие московские коллективы как Творческий клуб «Золотые леса» (1999 год) [29], Клуб «Миндон Энвина» (2002 год), с 2013 года - Школа старинного танца «Миндон Энвина» [30] и другие, в Санкт-Петербурге в 2001 году создана Школа старинного танца «Виланелла».
Таким образом, становление современной бальной культуры в России, той культуры, которую мы сейчас знаем, происходило примерно с середины 80-х годов по середину 2000-х. Именно с середины 2000-х бальное движение в значительной степени активизировалось, что нашло выражение в росте количества клубов, студий, школ исторического бального танца и, соответственно, стремительном увеличении количества проводимых балов и танцевальных вечеров. Это связано с постепенным внедрением в общественное сознание образов бальной культуры, с ростом профессионализма руководителей, преподавателей таких школ, и, соответственно, с ростом спроса на занятия и балы.