Современные тенденции в российской бальной среде




Говоря о современной ситуации в российской бальной культуре, важно затронуть следующие вопросы:

1) основные направления или течения в бальной культуре, классификация коллективов исторического бального танца;

2) совместные мероприятия в бальной среде (фестивали, конференции, конвенты и т.д.);

3) объединения коллективов исторического бального танца.

Сейчас существуют параллельно два направления в российской бальной культуре:

1) так называемое традиционное направление, которое возникло из исключительно танцевальной среды и из среды военно-исторической реконструкции;

В программе данного направления в основном танцы XIX - начала ХХ века, танцевавшиеся в России, отечественная бальная программа (созданная в СССР), а также программа спортивных бальных танцев (европейская и латиноамериканская программы).

2) ролевое бальное направление, которое возникло в ролевой среде.

В программе данного направления в основном европейские исторические танцы разных веков (танцы средневековья, эпохи Возрождения, барокко, рококо, а также танцы XIX, XX и XXI веков), но также есть и российские исторические танцы дореволюционного периода. Именно в этой среде развивается научное направление бального движения, которое занимается реконструкцией старинных танцев по первоисточникам, проведением конференций, издает справочную и учебную литературу, т.е. выполняет роль методического центра.

По данным Санкт-Петербургской Школы старинного танца «Виланелла в России почти в каждом областном, а иногда и районном, городе, а также столицах республик и краев, теперь есть, хотя бы небольшой, коллектив исторического танца (клуб, школа, студия и т.д.). Такие клубы есть в «Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме, Белгороде, Брянске, Великом Новгороде, Владимире, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Курске, Архангельске, Мурманске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Тольятти, Казани, Рыбинске, Саратове, Сочи, Челябинске, Череповце, Тюмени, Кургане, Новосибирске, Томске, Омске, Красноярске, Кемерово, Иркутске, Владивостоке и других городах. Подавляющее большинство этих коллективов было создано в 2000-х годах» [31].

Анализируя современную ситуацию с коллективами исторического бального танца России, можно выделить разные основания их классификации:

- отношение к исторической реконструкции, в том числе военной;

- танцевальная программа, которая преподается и исполняется на балах коллектива.

Однако эти основания тесно взаимосвязаны, поскольку от степени исторической реконструкции зависит и танцевальная программа коллектива, и характер балов, которые он проводит.

1) Военно-исторические клубы. Эти клубы в первую очередь занимаются реконструкцией исторических костюмов каких-либо периодов, участвуют в военно-исторических мероприятиях («День победы», «День Бородина» и других). Однако чаще всего их участники занимаются историческим бальным танцем, а также посещают и организуют балы, концерты и т.д.

2) Клубы исторической бальной реконструкции. Эти клубы сосредоточены на реконструкции костюмов и танцев определенных периодов.

3) Клубы со смешанной программой танцев, где присутствуют как исторические, так и современные бальные танцы.

4) Клубы преимущественно ориентированные на современные балы, в их программе очень мало исторических бальных танцев.

 

Разумеется, со временем у коллективов исторического бального танца появилось стремление работать вместе и стали проводиться совместные мероприятия: фестивали, конференции, конвенты, балы и т.д. В 2001 году в Санкт-Петербурге, при поддержке профсоюзной организации студентов и аспирантов Санкт-Петербургского Государственного Университета, был организован первый Фестиваль старинного танца «Анно Домини». С тех пор этот Фестиваль проходит каждый год, с 2012 года он стал проводиться в Москве. На данное мероприятие могут попасть все желающие, основная цель Фестиваля – «приобщить людей к утерянному во время войн и революций наследию - общественному танцу. Не дискотечному, не спортивному, не к классическому балету - а к прекрасному виду искусства, в свое время доступному для всех, одному из способов общения, неистощимому источнику изящества, веселья и флирта» [13]. Постепенно Фестиваль стал Международным, в нем стали принимать участие любители танцев и преподаватели из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Позже стали проводиться и другие фестивали, конвенты, конференции и прочие мероприятия, имеющие цель дружеское и профессиональное общение любителей исторического бального танца:

- Научно-практическая конференция по вопросам реконструкции танца – проводится с 2008 года в городе Санкт-Петербурге Санкт-Петербургским клубом старинного танца (создан в 2001 году) [18];

- Международный фестиваль исторического танца [14] - проводится с 2009 года в городе Москва Студией «Трианон» (создана в 2007 году) [22];

- Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам реконструкции исторических танцев – проводится с 2011 года в городе Ярославль Клубом исторической реконструкции и ролевого взаимодействия "Зазеркалье" (создан в 2003 году) [32].

- Открытый Бальный Конвент (БалКон) [15] – проводится с 2013 года с разной периодичностью в городе Рязань Студией «Белый Балъ» (создана в 2011 году) [33].

- Уральский конвент бальной культуры (город Челябинск, 2016 год) [16].

Логичным продолжением проведения различных совместных мероприятий явилось создание объединений коллективов исторического бального танца. В 2005 году, после V Фестиваля старинного танца «Анно Домини», была образована Ассоциация старинного танца (ныне Ассоциация исторического танца), куда может войти любой клуб или школа, занимающаяся историей танца. Цель Ассоциации - проведение мастер-классов и балов как можно более высокого уровня, и в то же время привлечение новых танцоров. Поэтому создана система аттестации, которая позволяет разделить участников на уровни от начинающих и до виртуозов, и проводить занятия и мастер-классы сообразуясь с возможностями танцоров. «Сейчас в Ассоциацию входит около 20 коллективов из разных городов России и СНГ» [12]. В 2012 году, по инициативе руководителя Школы исторического бального танца «Возрождение», было создано Объединение коллективов бальных и исторических танцев (ОКБИТ), которое объединило большое количество российских коллективов и отдельных педагогов [20].

Также важно отметить, что примерно в последние годы на государственном уровне появился интерес к поддержке и развитию бальной культуры в рамках патриотического воспитания детей и молодежи. В 2013 году имела место следующая инициатива Министерства образования Российской Федерации: образовательным учреждениям было рекомендовано проводить ежегодные молодежные исторические балы, которые должны послужить патриотическому воспитанию учащихся. Соответствующий документ был направлен в субъекты Российской Федерации [4]. Также стали появляться другие докуенты (рекомендации, программы, проекты), имеющие целью развитие бальной культуры как одного из инструментов воспительной работы. Таким образом, как мы видим, проведение балов становится уже частью государственной политики в области патриотического воспитания детей и молодежи, и это, безусловно, положительная тенденция.

В заключении хотелось бы отметить активное развитие российской бальной культуры в новейший период истории – последние 30 лет. Растет количество коллективов исторического бального танца по всем регионам России, растет профессионализм преподавателей танца и организаторов бальных мероприятий. Последние 15 лет стали создаваться различные объединения клубов, школ, проводиться совместные мероприятия (фестивали, конференции, конвенты и т.д.), активно ведется методическая работа. Конечно, проблем также достаточно: недостаточная профессиональная подготовка преподавателей и организаторов, недостаток методического обеспечения, наличие споров и разногласий по ряду вопросов этикета, схем танцев, порядка организации балов, нюансов бальных туалетов и прочего. В связи с вышесказанным изучение тенденций развития современной бальной культуры представляется важной темой дальнейших педагогических, культурологических исследований и исторических исследований.

Список литературы

1. Борисова Н. Хочу на бал. Практическое руководство для организаторов, хореографов и всех участников современных балов. - М: ИД «Век Информации», 2008. – 144 с., ил.

2. Ершова О.В. Социальный танец в культурно-досуговой деятельности: Лекция/МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2005.

3. Козлова Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно-методическое пособие.- М.: АПРИКТ, 2006.

4. Корчмарек Н. Школам и вузам рекомендуют проводить костюмированные балы // Известия, 7 ноября 2012 г.

5. Пальчева А. Танец для мамы // Нескучный сад, 2007, № 1-2.

6. Первозванская Е.М. На балу // Наследник, 2009, № 26.

7. Петроченкова К. Вы поедете на бал? // Нескучный сад, 2009, № 12.

8. Петроченкова К. Как устроить благотворительный бал // Нескучный сад, 2009, № 12.

9. Сайт Википедии, свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org.

10. Сайт информационного ресурса по балам в России «Когда бал»: https://kogda-bal.ru.

11. Сайт Фонда «Бал тысячелетия»: https://ballmillennium.narod.ru.

12. Сайт Ассоциации исторического танца: https://hda.org.ru.

13. Сайт Фестиваля старинного танца Anna Domini: https://ad-spb.ru.

14. Сайт Международного фестиваля исторического танца: https://fit-msk.com.

15. Группа Всероссийского Бального Конвента в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/balkonru.

16. Группа Уральского конвента бальной культуры в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/uralhistorydance.

17. Группа Журнала об исторической бальной культуре «Бальный Вестник» в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/balvestnik.

18. Сайт Санкт-Петербургского клуба старинного танца: https://historicaldance.spb.ru.

19. Сайт Студии исторического и современного бального танца «Танец весны» (г. Москва): https://vesnadance.ru.

20. Сайт Школы исторического бального танца «Возрождение» (г. Москва) и ОКБИТ: https://www.dancesalon.ru.

21. Группа Студии-клуба бального танца «Политес» (г. Москва) в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/club_polites.

22. Сайт Студии «Трианон» (г. Москва): https://trianon-studio.ru.

1.23. Группа Клуба исторического бального танца «Виват» в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/club12670478.

24. Сайт Центра общегражданского протокольного этикета торжеств «Высокий стиль»: https://bal-pr.ru.

25. Группа Клуба исторического танца «Дамы и гусары» в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/club41428990.

26. Группа Ансамбль реконструкции исторического танца "Вензеля Alexandrine" в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/club11957141.

27. Сайт Центра бальной культуры «Русский вальс»: https://russianwaltz.ru.

28. Группа Школы исторического танца "Светский парад" в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/svetskii_parad.

29. Сайт Творческий клуб «Золотые леса»: https://goldenforests.ru.

30. Сайт Школы старинного танца «Миндон Энвина»: https://mindon-envina.ru.

31. Сайт Школы старинного танца «Виланелла» (г. Санкт-Петербург): https://villanella.ru.

32. Сайт Клуба исторической реконструкции и ролевого взаимодействия «Зазеркалье» (г. Ярославль): https://mirrorland.rpg.ru.

33. Группа Студии «Белый Балъ» (г. Рязань) в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/whiteball.

34. Группа Уральского конвента бальной культуры в социальной сети «В Контакте»: https://vk.com/uralhistorydance.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: