Что такое скаутский метод, скаутинг и что с ним связано.




История скаутского движения берет начало в первом десятилетии ХХ века с экстремального лагеря на острове Броунси (1907г.), где под руководством генерала английской армии Баден Пауэла были собраны 20 мальчиков из совершенно разных семей. Лучший комментарий к этому эксперименту из дневника Б.Пауэла: «В лагере собрались далеко не самые лучшие ребята, а любой трудный ребенок против дисциплины, тем не менее дисциплина оказалась весьма удовлетворительной. На первом месте у мальчиков была честь и чувство долга, они старались сделать свое дело как можно лучше. Старший мальчик отвечал за весь патруль. Этим побуждалась ответственность за других. А в целом работа шла здорово».

Результат проделанной работы в этом лагере стал известен по всему миру, особенно после публикации в 1908 г. книги «Скаутинг для мальчиков» - как следствие всемирное развитие скаутского движения.

В России официальной датой начала «Движения российского скаутинга» (Русский скаутизм, Движение Юных Разведчиков) является 30 апреля 1909г. Именно в этот день, руководимый полковником русской армии О.И. Пантюховым отряд, зажег первый скаутский костер, в дальнейшем был рост числа отрядов юных разведчиков (разведчиц).

После революции большинство лидеров российского скаутинга эмигрировало за рубеж, где они сохранили традиции русского скаутизма (об этом есть материал в книге «Письма детей русской эмиграции», откуда следует, что в детских учреждениях для детей беженцев из России скаутинг помог многим выжить, не смотря на жизненные трудности).

Оставшиеся в России были или расстреляны или стали организовывать «отряды юных коммунистов - скаутов» - 1918г. (по указанию Н.К. Крупской), позже отряды «советских пионеров», для которых практически все было взято из скаутинга, за исключением политических устоев. В советский период отрядов скаутского толка не было, за исключением отряда «Каравелла» под руководством писателя Владислава Петровича Крапивина, который не был официально скаутским, но по всем признакам мог соответствовать скаутскому отряду, вообще в странах, где возникали тоталитарные режимы скаутинг запрещался, в этой связи следует отметить, что скаутинг являлся, в сущности, демократическим движением отвергающим всякое насилие.

В нынешнем виде скаутинг стал возрождаться в начале 90-х годов ХХ века. В РФ много отрядов по различным вероисповеданиям, внутреннему устройству (СМС, ОРЮР, ОПС, СРС и т.д.). Данная работа составлена на работе автора в системе православного скаутинга (Федерация Православных Следопытов России (ФПС) – экс - «Организация Православных Следопытов г.Егорьевска Московской области»).

Из опыта проведенной работы в период с 1996 по 2000гг. в качестве руководителя отряда, программы, психолога следует вынести ряд определений и аксиом, характерных для скаутинга в целом.

Добровольность – это необходимое условие, которое свидетельствует о том, что все члены движения вступают в него по собственной воле, поскольку они признают принципы скаутинга. Это в равной степени касается и детей и взрослых.

Скаутинг – это воспитательное движение, направленное на разностороннее развитие и воспитание личности, «воспитание» здесь подразумевает развитие способности «учиться и познавать» и развитие способности «учиться быть».

В скаутской (следопытской) подготовке «воспитывать» - это не учить, а привлекать ребенка к тому, чтобы он учился сам, для самого себя, по собственному желанию, тому, что воспитывает его характер.

В скаутинге понятие «воспитание» не ассоциируется с понятием «школа».

Скаутское воспитание – это неформальное воспитание, организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной воспитательной системы.

Скаутинг является определенным социальным институтом, имеющим определенную цель, и соотносится к определенным социальным группам.

И, прежде всего скаутинг обращается к детям и подросткам поскольку по своей сути – это детское и молодежное движение, где роль взрослых состоит в том, чтобы помочь молодым в достижении целей скаутинга.

Скаутинг открыт для любых детей и подростков не зависимо от происхождения, классовой принадлежности или вероисповедания.

Т.О. принцип не дискриминации – одно из основных требований скаутинга.

Цель скаутского движения заключается в том, чтобы через участие скаутов (следопытов) в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала.

Принципы скаутского движения.

Три фундаментальных принципа скаутинга выступают как закон для каждого и позиция каждого скаута – это:

1. долг перед Богом (указывает на духовное содержание личности);

2. долг перед другими (отношение личности к обществу в самом широком смысле слова);

3. долг перед собой (обязанности личности перед самим собой).

Метод – система средств определенных для достижения цели скаутского движения и основная на принципах этого движения.

Скаутский метод – это прогрессивное воспитание через:

- обещание и закон;

- учебу через дело;

- членство в малых группах, где осуществляется подготовка к самоконтролю, направленному на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству и руководству.

- Прогрессивные и стимулирующие программы, основанные на интересах, потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и осуществляемые преимущественно на природе.

 

1.1. Скаутский метод для детских учреждений (детских домов, интернатов, приютов).

Данная работа результат исследований автора с 1998 по 2000 годы по возможностям применения скаутского метода в учреждениях для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Исследования выполнялись на базе Егорьевской городской общественной организации православных следопытов (ОПС), Егорьевского детского дома временного пребывания «Приют», детского дома Московской области, школы-интерната (Егорьевского р-на Московской области), детского дома (Выборгского р-на Ленинградской области).

Все статистические данные взяты из:

1. детского дома «Приют» г. Егорьевска за 1998-2000 годы;

2. «Статистические данные» ИП РАН 1999 г. (по СМИ);

3. газеты «Практический психолог» за 1999 г.;

4. статистических исследований автора в Е-кой ОПС за 1997-1999 годы;

5. «Секретный мир детей» Н.В. Осорина, ИМАТОН, 2000 г.;

6. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности» И.И. Шевандарин, Владос, 1999г.

 

1.2. Где можно применить скаутский метод?

 

Скаутский метод с успехом можно реализовывать в детских учреждениях, в которых преимущественно преобладает доброжелательное и творческое отношение со стороны педагогического коллектива по отношению ко всем без исключения детям, в детских учреждениях, где присутствует со стороны педагогического коллектива, старших воспитанников пренебрежительное отношение к воспитанникам (не говоря о разных формах насилия, таких как побои, пытки, нарушение половой неприкосновенности, принудительное помещение в психиатрический стационар и т.п.).

1.2.1. С чем сталкивается организатор (руководитель) при реализации скаутского метода в детских учреждениях, а также отличия в личностном плане, которые возможны у детей, находящихся в детских учреждениях:

- Причина нахождения в детском учреждении;

- Личностные проблемы воспитанников;

- Как именно применить скаутский метод в данном детском учреждении.

Более подробно графически эти три пункта выглядят так:

Причины попадания в детское учреждение.

               
     
       
Как результат ЧС, войн и т.п. ситуаций
 
 


Личностные проблемы воспитанников детского учреждения.

                               
   
 
   
Проблемы в общении
 
Проблемы в познавательной сфере
 
Заниженная самооценка
 
Проблема реализации этнокультурных традиций
 
Эмоциональные нарушения
 
Отсутствие потребности в самореализации
 
 


Как применить скаутский метод в данном детском учреждении?

                       
   
Организация патруля (отряда) при детском учреждении
 
Организация патруля (отряда) при ближайшей ОСН
 
Вступление воспитанников в патруль (отряд) скаутской организации
 
Организация скаутской организации в детском учреждении с возможным вхождением в нее не воспитанников детского учреждения
 
 
 
   


На схеме приведены пути, по которым дети попадают в детские учреждения. Не стоит повторять и расшифровывать их, так как это не имеет смысла (ибо об этом уже много написано в разного рода изданиях), единственное на что обращается внимание (помимо основных причин) – это ребенок, попавший в детское учреждение практически испытывает стресс при попадании в детское учреждение, при этом у него период адаптации составляет от 1 дня до 1 месяца. В период адаптации важно всем, кто относится к воспитанию детей всячески поддерживать такого ребенка, если в числе воспитанников есть следопыты (скауты), прошедшие подготовку (самоподготовку) по тематике «Я и общество» (имеются в виду программы, в которых имеется тема психология общения), то таковые могут оказать значительную помощь в снятии возможного стресса и в скорейшей адаптации.

На схеме приведены основные проблемы воспитанников. Точно определить какие проблемы имеет ребенок может психолог, а при устоявшейся организации (на примере ЕОПС) духовник. Руководитель руководствуясь данными, полученными от психолога или из психологических исследований, проведенных кем-либо (например социальным педагогом или самим руководителем), а также интересами воспитанника, определяет направление развития ребенка в скаутском методе (схемы и виды прогрессивного развития, а также см. скаутский метод для «трудных» детей и подростков), а также подбирает вид и род участия ребенка в жизни патруля (отряда, организации). Очень важно, чтобы занятость и нагрузка соответствовали уровню развития ребенка, и в результате не сделал «порученное лучше всех», так как подбирая тематику и программу можно корректировать разного рода (вида) нарушения развития личности ребенка (аналогично «скаутский метод для «проблемных» детей и подростков»).

Для схемы «Как организовать в детском учреждении скаутский элемент» следует рассмотреть схему (под скаутским элементом следует понимать от вступления единичных, не связанных между собой дружественными связями воспитанников, до организации при детском учреждении скаутского отряда).

а) В детском учреждении появляется руководитель (организатор), который рассказывает о скаутинге воспитанникам, с привлечением старших следопытов - по возможности с предложением заняться тем же самым или воспитанников приглашают на какое-либо мероприятие организации (ОПС), где после желательно «выматывающего» мероприятия в самой дружеской обстановке руководитель предлагает воспитанникам сделать у себя что-либо аналогичное.

Очень эффективный метод, при котором возможно создание патруля (отряда) при детских учреждениях. Вопрос о том, кто будет руководить: работник детского учреждения, человек из ОСН, старший следопыт из ОСН?

Пример из практики.

23 мая 1999 г. автор провел однодневный поход с участием команды следопытов (скаутов из городской организации), команды детского приюта, команды детского дома, команды детей знакомых, средний возраст детей составлял 11,5 лет на все четыре команды. Приведу выписки из дневника:

8 00 – организованно вышли в лес тремя группами, которые вели опытные следопыты.

9 20 – пришли на место и по физическим параметрам разделил всех на подкоманды. Самых крепких отправил за дровами. Девочек, под руководством опытных следопытов прошедших подготовку по поварскому делу, определил на организацию полевой кухни. Самых шустрых определил на постройку спортивных сооружений и на очистку и подготовку территории.

10 20 – трещит костер, рядом гора дров, девочки - молодцы (восхитительный аромат), кто-то гоняет мяч. А самое главное – все непринужденно общаются. Ребята не забыли оформить стоянку по всем следопытским правилам.

10 40 – все как отлаженные часы. Я только контролирую.

10 50 – просто идеализм...

12 00 – обед за общим столом на 67 человек, думал, что городские будут выпендриваться на фоне детдомовских, а нет все друг с другом делились. По-моему, все довольны.

12 40 – туристский чай, я беру гитару. Это аналог тихого часа только по-скаутски, плюс разговор о скаутинге.

13 40 – спортивная нагрузка, конкурсы.

15 50 – организация уборки «Нас здесь не было».

16 45 – выдвигаемся обратно.

17 50 – вернулись на базу. Кое-кто обменялся телефонами, адресами. Столько «Спасибо» еще в жизни не слышал.

б) Плюсы и минусы данного варианта.

«+ » руководитель от ОСН избавлен от стереотипов д/у мышления, более профессионально подготовлен.

«- » хуже знают специфику детских учреждений

работник детского учреждения

Общий «+ » патруль работает на детское учреждение.

«+ » хорошо знает своих воспитанников и специфику детских учреждений

«- » плохо владеет основными терминами, понятиями и целями скаутинга, возможно предвзятое отношение к воспитанникам

в) Организация при городской (ближайшей организации) патруля, состоящего из воспитанников детских учреждений.

Пример, из практики в 1999-2000гг. от детского дома при ЕОПС был набран патруль состоящий целиком из воспитанников детского дома, однако успешного продолжения он не получил в силу субъективных причин (ребята признать лидера в одном из «своих», проблемы приюта целиком переносились на патруль и т.д.), в последствии ребят переставили в другие патрули.

«- » из примера следует, что такая форма организации мало эффективна, так как получается замкнутое сообщество с большими внутренними противоречиями, на которые будет уходить большая часть времени.

«+ » практически нет, так как нет надлежащего руководства, если найти грамотного патруль-лидера, то это может дать результат.

г) Вступление воспитанников в скаутский отряд.

В этом случае эффект будет значителен, так как у воспитанников будет контакт с детьми из полноценных семей, а это в свою очередь двойной фактор. Если в таком патруле будет отчуждение по принципу «такой как все и не такой как все», то это не патруль, скорее компания детей, не имеющих к скаутингу никакого отношения, кроме названия, но если такого отчуждения не будет, а наоборот, понимание и все целая взаимопомощь, то это даст замечательный результат.

Пример, из практики в ЕОПС в один из патрулей входил Андрей Г. 11 лет (воспитанник приюта, в «Приют» попал по причине крайне тяжелой семейной ситуации), наравне со всеми участвовал в жизни отряда и патруля, патруль регулярно ходил в «Приют» и т.д. В результате у Андрея на фоне всего приюта был самый лучший психо-эмоциональный фон, успеваемость, коммуникабельность (в момент поступления в «Приют» Андрей был очень забитым, плаксивым, с очень низкой самооценкой), а итоговый результат после усыновления в возрасте 13 лет и переезда в Москву, Андрей адаптировался практически мгновенно, в то время как другой воспитанник, попавший в аналогичную ситуацию (на 97%), адаптировался 5 месяцев (ускорение адаптации произошло после первого скаутского лагеря). Подход руководителя в таком случае аналогичен в работе с «трудными» детьми, с разницей в том, что очень кстати пригодились бы материалы психологических исследований, которыми, как правило, располагает психолог детского учреждения.

«+ » частый контакт воспитанника детского учреждения с детьми из полноценных семей, в ситуациях, где не важно социальное происхождение, требования отличные от тех, которые предъявляют детские учреждения, большие возможности к самореализации, самым положительным сказываются на психическом здоровье воспитанника.

«+++ » интересен случай имевший место в одной из прибалтийских стран. В одну из скаутских организаций ходил воспитанник В. (11 лет, сирота) школы-интерната. Патруль, где он проходил подготовку отличался особой дружбой и сплоченностью, как следствие В. часто бывал в гостях у друзей-скаутов, приглянулся семье и через некоторое время обрел новую семью, т.е. при таком варианте возможны дальнейшее усыновление (опека и варианты смены детского учреждения на семью, о ценности семейного воспитания не имеет смысла в рамках этой работы упоминать).

«- » если ребенок попадает в неорганизованный, бестолковыйпатруль – последствия будут самыми негативными. Мероприятия отряда могут не совпадать с мероприятиями детских учреждений, может иметь место совершенно разный подход к детям в детских учреждениях и отряде.

д) Создание организации на базе детских учреждений с возможностью вхождения в нее не воспитанников детских учреждений (дети из семей, других детских учреждений). Что следует под этим понимать:

1) отряд (организация) размещается на территории детского учреждения. В Выборгском р-не Ленинградской области один скаутский отряд на стадии развития разместился на территории школы-интерната для детей-сирот, при условии, что воспитанники смогут участвовать во всех мероприятиях жизни отряда, что дало ощутимо положительные результаты (внешне дети стали более общительными, спокойными, повысилась успеваемость, изменились основные личностные ценности. У многих стали основные показатели близкими с аналогичными показателями у детей из семей («Система личностных ценностей у детей и взрослых» кпн. Бубнова Т.С. иссл. кафедры психодиагностики и псих. коррекции. ИПРАН, 1999г.). Как факт, что у детей из семей возможностей к самореализации существенно больше. Реализация творческих и иных потребностей у воспитанников детских учреждений одновременно с детьми из семей на территории детских учреждений по расчету должна дать хороший эффект.

Теоретические «+ » и «- »:

«+ » контакты со сверстниками на своей территории, участие семейных в мероприятиях проводимых в детском учреждении, а также специальная практика для старших следопытов.

«- » не этичные выпады отдельных работников детского учреждения, боязнь семейных детей ходить на территорию детского учреждения, разные требования скаутинга и детского учреждения ко всем детям в целом.

2) организатор делает открытый для всех отряд на базе детского учреждения.

«+ » и «- » см. выше.

 

1.3. Кто может стать организатором следопытского патруля или руководителем «скаутского проекта»?

Организатором следопытского патруля или руководителем «скаутского проекта» может быть человек, который раньше занимался с детьми по скаутским программам или сотрудник детского учреждения, главное одно – старшим инструктором должен быть человек молодой (особенно душой), прекрасно знающий свое дело, пунктуальный, требовательный во всех отношениях порядка. Инструктору, лишенному воображения и любви к своему делу лучше вообще не заниматься этим делом.16

1.4. Примерные мероприятия по вовлечению в практический скаутинг воспитанников детских учреждений.

Установление контактов с администрацией. Под этим следует понимать следующее:

а) познакомить директора, зам. по УВР с тем, что представляет собой скаутский метод и главное заинтересовать;

б) если заинтересовать администрацию удалось, то организовать ознакомительное мероприятие;

в) совместно с психологом (с лицом исполняющим обязанности) по возможности определить, что можно предложить воспитанникам;

г) определиться по какой схеме (см. схему) будет организована работа по скаутскому методу в конкретном детском учреждении;

д) организовать работу в соответствии с рекомендациями, изложенными в скаутской литературе (здесь не имеет смысла повторяться);

е) по ходу работы отслеживать изменения;

ж) если у воспитанников появились успехи в достижении каких-либо результатов, то можно расширить круг воспитанников вовлеченных в скаутский метод.

 

1.5. Формы возможного взаимодействия детских учреждений с ОПС.

 

а) совместные мероприятия (походы, тренинги, занятия). Например, в одном приюте проводились занятия по теме «Православная культура» (мероприятие проводил местный протодиакон), кроме воспитанников присутствовали следопыты местной организации;

б) посещение воспитанниками детских учреждений в качестве зрителей общественно-массовых мероприятий, проводимых ОСН (выставки, посвящение в следопыты, скаутские походы и т.п.);

в) проведение каких-либо работ следопытами на территории детских учреждений.

 

1.6. Тематика работы и программы.

 

См. «Скаутский метод в работе с «проблемными» детьми и подростками».

 

1.7. Финансовый вопрос.

 

В скаутинге есть неизбежные расходы (форма, лагеря, походы и т.п.) возникает вопрос: «Как профинансировать следопытов из детских учреждений?» Возможны следующие решения:

1) если в мероприятии участвуют крайне незначительное число воспитанников, то можно сделать надбавку к стоимости сборов для семейных следопытов;

2) если нет возможности оплатить участие следопытов из детских учреждений, в мероприятии можно попробовать решить этот вопрос с местной администрацией или администрацией детского учреждения;

3) всегда следует искать спонсоров, способных частично или полностью решить вопросы, связанные с участием в организации СН следопытов из детских учреждений.

 

1.8. Возможные формы противодействия скаутского метода в детских учреждениях или со стороны вышестоящих организаций.

 

1) низшее звено администрации детского учреждения (воспитатели). Некоторые воспитатели детских учреждений даже не допускают мысли о том, что кто-то из воспитанников сможет выделиться в лучшую сторону, поэтому возможно всеобщее «задавливание» ребенка на уровне группы (класса);

2) часто в детских учреждениях происходят случаи насилия, в связи с этим возможно «задавливание» самой идеи скаутинга в детских учреждениях, так как информация о насилии над детьми очень быстро может достичь компетентных органов со всеми вытекающими отсюда последствиями;

3) в связи с участившимися случаями мошенничества с предоставлением жилья для воспитанников-выпускников детских учреждений, образованный, особенно в юридическом плане воспитанник-выпускник крайне опасен для разного рода мошенников (администрация детского учреждения, органы опеки и попечительства, прокуратура и т.п.);

4) общественное пренебрежительное отношение населения к воспитанникам детских учреждений может повлиять на сущность скаутинга в детских учреждениях в том плане, что дети из семей под влиянием «просвещенных» родителей будут всячески избегать контакта с детьми находящимися в детском учреждении.

 

2.1.Скаутский метод для «трудных» детей и подростков.

 

С 1996г. по 2000г. автор этой работы работал в Егорьевской Организации Православных Следопытов в качестве педагога-психолога, руководителя отряда специальных программ. В результате работы с «проблемными» детьми, воспитанниками детских учреждений и появилась эта работа. «Скаутский метод в работе с трудными детьми и подростками» - это итоги и выводы работы автора с 1996 по 1998 годы. Сюда вошли и исследования автора с 1994 по 1995 годы в различных подростковых организациях Москвы и Выборга не связанные напрямую с организацией скаутской направленности, но имеющих общую базовую психологическую модель взаимодействия и общения, сходную с организациями скаутской направленности, эта работа напрямую связана с «Скаутским методом для детских домов, приютов и интернатов».

 

2.2. Выявление проблемных факторов и оценка состояния психического здоровья ребенка.

 

Универсальность скаутского метода заключается в том, что он применим и к детям разных сословий и разного происхождения. В понятии словосочетания «трудный ребенок» можно вкладывать различный смысл, но, учитывая, что «каждый из нас по-своему не повторим», для скаутского метода можно в чем-то отказаться от такого понятия и заменить его понятием того, что «у детей тоже бывают трудности и проблемы, которые заставляют их становиться трудными». При вхождении в состав скаутской единицы в качестве первоочередной задачи следует определить причины возникновения у ребенка неадекватного поведения, которое является прямым следствием этих проблем. Прилагается схема этих проблем-факторов, как основных первопричин (рис.1).

Исходя из представленной схемы (схема составлена по статистическим данным инспекции по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, детских приютов, информации СМИ) следует сделать вывод о необходимости выявления причин сделавших ребенка «проблемным», для выявления тех или иных черт личности, темперамента и т.д.

Выявление проблемных факторов и оценка состояния психического здоровья ребенка необходима для подбора наиболее эффективной программы прогрессивного развития по скаутскому методу, как метода «лечения» «проблемного» подростка, не говоря о возможности помощи соблюдения скаутских законов со всеми вытекающими последствиями.

Выявление проблемных факторов доступно, как правило, либо лицам умеющим найти общий язык с детьми, либо психологам (или тем, кто практически владеет методами психологических исследований). При психологических исследованиях следует применять методики, которые не затянуты во времени, а также имеют узконаправленное направление. Также приведу список психологических тестов, который применялся в ходе экспериментальной отработки в Организации Православных следопытов г. Егорьевска, а также на базе детского дома «Приют» (Московской области).

Дети до 13 лет:

Рисунок семьи, не существующее животное, цветопробы Люшера, опросник Айзенка для подростков (60 вопросов), определение.

 

Проблемы-факторы

       
 
   

 

 


1 2 4 5 6

 

 
 

 


Виды ухода от проблем

1 2 5 6 4 5

 

                   
 
Агрессивность к младшим
 
Склонность к воровству и т.п.
   
Бесцельное или криминальное время провождение
 
   

 

 


Рис. 1

 


* имеются в виду проблемы, возникающие вследствие систематического злоупотребления просмотра телевизионных программ, пользования ЭВМ и т.п.

И от 13 лет:

ШТУР, 16PF, опросник Айзенна на 60 для подростков, определение … Фрустрации с.п. Комиксов…

Из данных исследований, а также аналогичных можно выявить склонности ребенка к овладению той или иной скаутской специальности, черты личности, характер. Одновременно с психологическими исследованиями важным моментом является то, как подросток попал в Организацию Скаутов, так как это не может не влиять на личные достижения подростка и участие в деятельности Организации Скаутской Направленности (ОСН). «Проблемный» подросток, как правило, может попасть в ОСН следующими путями, а именно его приводят:

1. приятели;

2. родители;

3. личный интерес;

4. милиция (ОППН);

5. органы опеки и попечительства;

6. администрация детских домов, интернатов, приютов;

7. администрация школ;

8. случайность или совпадение.

Приведу пример, когда ребенка приводят милиция или органы опеки и попечительства. В Организации Православных Следопытов г. Егорьевска был приведен «проблемный» подросток 14 лет Анатолий К.4 первые дни были дни «вхождения», он не с кем не стремился найти общий язык, искал себе укромный уголок, единственное, что он делал по долгу изучал фотоальбомы с фотографиями (фото историю Организации Православных Следопытов). Через некоторое время стал проявлять интерес проходившим занятиям в разных патрулях. По характеристики из ОППН и КДН Анатолий был склонен к бродяжничеству, воровству, часто курил, иногда «баловался» клеем (токсикомания), и, по мнению некоторых ответственных сотрудников, был «трудновоспитуемым». После доверительных бесед с педагогом-психологом ОПС и психологических исследований выяснилось, что безнадзорным он стал по причине частых телесных наказаний со стороны деда, которого в этих делах поддерживала мать; от недостатка материнской заботы и понимания (мать не уделяла достаточно времени сыну); от «комплекса двоечника». (Примечание. В ходе подготовки защиты степени кандидата психологических наук один психолог5 проделал такой вот эксперимент: в трех не связанных между собой школах в течение одного месяца он фиксировал в 1-3-5-7х классах какими словами обращаются ученики и учителя к «отличникам» и «двоечникам» в результате получились следующие данные:

- «отличники» в ходе уроков получали слова одобрения, поддержки, поощрения – 92%, критики – 7%, остального – 1%

- «двоечники» получали слова одобрения, поддержки, поощрения – 9%, критики – 88%, остального – 7%

все указанное имело место во всех классах).

В случае с Анатолием была подобрана программа развития6 (это были программы: 1- туризм; 2- помощь по дому (умение готовить). Во второй программе Анатолий с головой уходил в теорию и практику).

Помочь в учебе взялись многие старшие следопыты, решался вопрос духовной поддержки со стороны духовника (у духовника было очень мало времени). К сожалению, присутствующие связи с «проблемными» детьми заставили его совершить незначительную кражу, которую ему простили в Организации Православных Скаутов, но не простили случайно узнавшие сотрудники милиции.

Хотя у вышеприведенного примера не получилось хорошего продолжения, из него следует ряд выводов в работе с «проблемными» подростками.

1) Роль духовника в программе работы с «проблемным» подростком огромна. Ибо так случается, что исповедь священник может проводить и не в храме. Для подростка с жизненными проблемами7 открыть душу человеку, который будет ее очищать, а не «топтать кирзовыми сапогам» имеет очень важное значение, и в принципе определяет успех его нахождения в Организации Православных Следопытов.

2) Психолог (или руководитель) в подборе программы должен руководствоваться интересами и способностями подростка.

3) Руководитель отряда – патруль-лидер при возможности вхождения «проблемного» ребенка в патруль не должны проявлять особого внимания, выраженного в ярком «панибратстве» или «отчуждении», т.е. «проблемный» ребенок должен быть как все в целом, отвечать одинаковым требованиям по дисциплине и организованности. При этом не стоит командовать или силой принуждать к соблюдению установленных правил. Добровольность, последовательность, уровень дисциплины в следопытских единицах и психологическая поддержка являются основными образующими в успехе достижения вершин скаутского мастерства.

 

10. Факторы, положительно влияющие на «проблемных» подростков. Взаимосвязь между ними, в рамках какой-либо скаутской организации*.

1) Понимание - возможность высказаться о наболевшем, найти занятие по душе без риска быть униженным за ошибки или недочеты (если у ребенка есть недостатки - это не значит, что над ними всем можно издеваться или давить на это).


* Все ниже приведенные данные взяты из личного опыта автора и из дневников руководителей Московской подростковой Яхт-школы за 1984-1989 годы.

2) Ношение формы. Как показали проведенные опыты и наблюдения, форма сглаживает «неравномерные» социальные признаки, а факт поддержания ее в надлежащем состоянии является достаточно весомым дисциплинирующим фактором.

3) Доверие. В скаутской среде исключена возможность насилия, а насилие один из ведущих факторов, делающих детей «проблемными». Если ребенок вне стен Организации Православных Следопытов систематически подвергается насилию, то он вправе рассчитывать не только на психологическую поддержку со стороны ОПС, но и на конкретные дела взрослых руководителей ОПС (начиная от возможности беседы с родителями и заканчивая обращением в ОВД, органы опеки и попечительства, органы образования и т.п., причем после вмешательства по факту прекращения насилия над ребенком следует, по мере возможности, контролировать это и дальше (см. Скаутский метод для детских домов и интернатов (пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: