В целом все программы построены для всех детей одинаково, но есть и такие, которые могут иметь двойное назначение, тематически определим их следующим образом: «Я и Природа», «Я и государство», «Я и Церковь», «Я и Спорт», «Я и Общество». Двойное назначение – имеется в виду освоение скаутской специальности с одновременным изучением школьного курса аналогичной дисциплины (с последующим улучшением успеваемости).
«Я и Природа». Здесь следует понимать изучение природы, экологии, биологии (в контексте отличаются от того, что изучают в средней школе), туризм. Если проведение психологических тестов-исследований выявляется предрасположенность к этим наукам, то следует это поддержать на уровне ОСН. Например, по интересующей тематике изучить местную фауну во время походов, наблюдений на природе, работая с литературой и по мере возможности проводя параллели с подобными предметами в школе - это дает двойной эффект.
«Я и Государство». Ориентировочно эта тема подходит для детей старшего возраста, так как сюда можно отнести и изучение основ права, изучение истории и т.п. В качестве практики на базе Егорьевской Организации Православных Следопытов проводились различные тематические интеллектуальные игры, конкурсы по точным наукам (например, как-то раз в пионерском отряде (1984г.) руководитель собрал самых слабых в математике ребят и провел конкурс-игру на математическую тему, задания он брал из «Занимательного задачника» за 1905 г. Это привело к тому, что вскоре эта игра стала регулярной и у ранее не успевающих детей повысилась успеваемость). Знания, полученные в ходе такой тематики, могут реально облегчить жизнь «проблемному» подростку. В 1995 г. на одном юнкоровском сборе11 Сергей И. (13 лет) участвовал в конкурсе на «правовую» защищенность. Ранее дома он подвергался телесным наказаниям со стороны отца, как следствие мальчик оказался на улице. В ходе подготовки к конкурсу по правоведению он ознакомился с «Конвенцией о правах ребенка» и «Уголовным кодексом». В последствии, по окончании сборов, он организовал через родственников уголовное дело против отца. Самостоятельно вышел на органы опеки и попечительства, по ходатайству которых отец был привлечен к уголовной ответственности и лишен родительских прав.
|
«Я и Церковь». Кроме изучения основ православной* веры и всего того, что с ней связано и духовным самосовершенствованием, эта тематика становится как бы духовной основой для любой тематики или отдельной программы, ибо говоря словами прп. Амвросия Оптинского: «Всяким делом можно заниматься …, но представляя, что делаешь это перед взором божьим».
«Я и Спорт». В отличие школ с очень психотравмирующими уроками физкультуры (исследования СПбГИ 1994 г.: «… система проведения занятий физкультуры с весьма «горластыми и хамоватыми» учителями, с возможной демонстрацией своих физических недостатков при сдаче зачетов, перед одноклассниками, под «колючую» критику учителей, зачастую является причиной сильнейших стрессов и неврозов, на которые учителя и семья (родители) никакого должного внимания не обращают, более того своим невниманием только усугубляют». Но развлекательные подвижные игры на свежем воздухе, на воде, при отсутствии «давящего» влияния руководителя на подростка подталкивают подростка найти себе любимый вид спорта, также они являются замечательным средством профилактики вредных привычек. Более того наиболее физически развитых подростков, в том числе и «трудных» можно использовать в качестве руководителя какой-либо спортивной тематической программы).
|
«Я и Общество». Под этой тематикой следует понимать, как возможность социальной адаптации, адекватность восприятия окружающей обстановки, выработку умения понять ближнего, участие в различных общественных мероприятиях (следопыты Егорьерской Организации Православных Следопытов каждый год принимают участие в субботниках, парадах посвященных Дню Победы, организуют мероприятия на территории детских домов, интернатов, больниц, в местном обществе ветеранов ВОВ, Афганской войны). Весь спектр возможностей этой тематики для вовлечения в нее «проблемных» подростков не имеет смысла. В России выбор деятельности не ограничен. Сюда же следует отнести программы творческого развития.
При реализации тематических программ следует определяться, чем в личном плане могут отличаться «проблемные» подростки от остальных.
1. Если рассматривать каждого ребенка в отдельности, то он может быть и «ангелом во плоти» и «исчадием ада».
2. Для «проблемных»12 существует примерно две подгруппы личных качеств, зависящих от конкретных условий существования:
* Вполне возможно, что это будет не только православие, а, например, католицизм, ислам.
- Озлобленность, не коммуникабельность, намеренное стремление быть плохим, демонстративное самопревозношение, демонстративный показ вредных привычек, бестактность. Такие как правило после разговора с человеком умеющим слушать и понимать оказываются совершенно другими, так как вышеперечисленные признаки – защита от «мира сего» в реальности, при детальном контакте с таким ребенком, как правило проясняются такие черты характера, которые более свойственны не проблемным детям. При этом они сами называют причину, которая делает его «проблемным».
|
- При более тесном контакте не проявляют интереса к разговору, создается впечатление о внутренней пустоте, как правило, выяснить можно о способностях, проблемах через психологические исследования, здесь также возможно неправильное воспитание.
2.4. Примерная (ые) схемы работы с «проблемными» подростками.13
а) В случае, если подростка приводят взрослые (родители, ОППН и т.д.):
- выяснение причин проблемности от тех, кто его приведет в ОСН;
- знакомство с ребенком, психологическое исследование через тесты собеседование;
- оценка возможности выбора ребенком программы развития или подбора ему такой программы, которая была бы для него наиболее эффективна и полезна;
- определение в патруль;
- отслеживание деятельности «проблемного» ребенка в патруле и «не заметные» действия руководителя (поощрения, награждения, критика);
- взаимодействие с родителями (или, и с другими заинтересованными лицами);
- отслеживание изменений.
б) Подросток пришел сам14 или вместе со сверстниками и имеется точная информация о «проблемности» подростка:
- если на стадии знакомства и освоения становятся явными признаки проблемности (внешние, личностные) провести исследование;
- определиться с программой участия в жизни ОСН;
- чем руководитель может помочь «проблемному» подростку и как;
- определение в патруль с незаметным контролем со стороны руководителя;
- отслеживание деятельности с момента прихода в ОСН по прохождение какого-либо промежутка времени с анализом происходящего;
- в случае, если в результате вмешательства в жизнь подростка он оказался в государственном детском учреждении, то стараться не потерять с ним контакта;
- если после вхождения подростка произошли положительные изменения, то можно контроль ослабить, с последующими выводами о том, что можно сделать в дальнейшем для него или детей оказавшихся в подобной ситуации.
Возможны варианты неприятностей со стороны незаинтересованных в решении проблем «трудных» детей и подростков.
К лицам, которые могут сотворить оное, относятся:
а) Школа. Как показывает практика, школьную администрацию часто «трясет» от вида ученика в форме скаута или упоминания слова православный, следопыт, и начинаются всевозможные нападки, дискредитация, ложные доносы, «заваливание», стремление школьной администрации решать проблемы «проблемных» детей единолично, т.е. они хотят, чтобы ОСН была полностью подконтрольной школе (это просматривается в автобиографических работах писателя В.П. Крапивина);
б) Родители. Некоторые злоупотребляющие наказаниями родители при намеке на недопустимость систематического насилия над детьми стремятся силой запретить ребенку посещать ОСН. Не в меру атеистические родители при намеке на возможное участие детей в православных (или вообще в каких-либо религиозных отрядах) действиях навязывают скандалы и стараются всячески мешать ребенку да и ОСН существовать (так называемый воинствующий атеизм);
в) ОВД. Практика показывает, что зачастую ОВД стремятся из любого оступившегося подростка сделать особо опасного преступника. Вхождение такого подростка в ОСН сильно осложняет такую задачу. В результате возможны грамотно организованные провокации. В 1996 г. в Е-кой Организации Православных Следопытов проходило праздничное мероприятие, в конце праздника в помещение вошли нетрезвые подростки в возрасте 15-16 лет пытаясь навязать драку, милиция, которую никто не вызывал приехала с поразительной быстротой, тут же выяснила, что мирно отдыхавших молодых людей (тех, которые пытались навязать драку), силой заволокли к себе юные фашисты (скауты) и попытались избить, за что сотрудники ОВД задержали скаут-мастера. В отделении немного «попрессовав», пытались договориться о «сдаче» двух бывших «учетников», не получилось, так как у скаут-мастера родственник был сотрудником ФСБ.
г) администрация детских домов (интернатов, приютов). Очень часто в учреждениях такого рода творятся в отношении детей уголовно наказуемые дела (избиения, сексуальное насилие, пытки голодом, моральные унижения. По информации СМИ – 85% учреждений), поэтому для администрации очень нежелательно, чтобы информация выходила за пределы учреждений. Зачастую педагогика «подавления всего и вся» не совместима со скаутским методом, по мнению воспитателей учреждений, поэтому возможны провокации в п.а и п.б одновременно.
д) Взрослые покровители. Наиболее опасная составляющая противодействия. Под понятием «взрослый покровитель» следует понимать тех людей, для которых ребенок – источник наживы (пьющие родители), продавцы наркотиков, контролеры «попрошаек» и им подобные. Как правило деяния таких покровителей попадают под действие статей УК РФ. Поэтому в этом плане они являются наиболее опасными для ОСН и для ее руководителя лично, так как ради наживы готовы пойти на многое.