Французская буржуазная революция, свергнув феодализм, проложила дорогу для развития капитализма. Новая эпоха была характерна бурным развитием общества, новым темпом и ритмом жизни, подъемом экономики, рядом научных открытий и резкими социальными противоречиями, которые еще более углубились к концу столетия. Изменилась и социальная структура общества. Власть, богатство, торговля сосредоточились теперь, главным образом, в руках буржуазии. Все большее значение стал приобретать пролетариат, составлявший в 19 в. значительную часть городского населения.
Сложность общественных отношений, внутренние противоречия и классовые конфликты определили противоречивость и в развитии культуры. Быстрые темпы развития общества, его разнохарактерность вызвали к жизни различные стилевые направления (часто весьма эклектичные), а также поиски новых выразительных средств, отражавших мысли и вкусы различных слоев общества. Все это оказало влияние на развитие европейского костюма 19 в.
Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство и в одежде. Моды, диктуемые двором, уступили место модам буржуазным, основным элементом которых явилось внешнее единообразие. Мужской костюм 19 в. в принципе – костюм деловой. Если в прежние века при помощи костюма подчеркивалось безделье, праздность, то теперь костюм выражает энергию, деловитость человека нового времени.
Не было больше сословных костюмов. Классовое положение теперь определялось наличием модных туалетов, количеством гардероба, украшениями и той изысканностью, элегантностью кроя, которая отличала линии костюма, сшитого лучшими портными.
Официально уравненные перед законом, все слои городского населения могли одеваться одинаково. Поэтому важны стали в костюме различия профессиональные. В силу трудовых и бытовых условий костюм трудящегося отличался от костюма крупного буржуа, костюм художника – от костюма рабочего и т.д. но основным различием в одежде теперь стало различие между костюмом городского и сельского населения.
|
В 19 в. завершился процесс образования единого европейского костюма, который в различных странах в тех или иных социальных слоях мог иметь черты своеобразия, созданные национальным характером или местным укладом жизни.
Изменилась и роль моды в обществе. Значительно более сложными становятся ее социальные функции и расширяется сфера ее влияния. Из неписаной привилегии избранных кругов мода превратилась в руководителя и воспитателя вкусов большинства городского населения. Смена мод в 19 в. происходит чаще, чем в предыдущую эпоху. Это диктуется в значительной мере интересами промышленников и торговцев одеждой.
В 19 в. ведущая роль в модах перешла к женскому костюму, в то же время как в эпоху феодализма, особенно в 17 и первой половине 18 вв. мужской костюм занимал доминирующее положение и изменялся чаще, чем женский.
В 19 в. мужской костюм мог отличаться только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием украшений считалось для мужчины дурным тоном. Женщина же данного столетия постепенно становится как бы рекламой-выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, символом процветания его дел. И если мужской на протяжении века будет изменяться лишь в деталях, то женский будет откликаться на все новые направления в искусстве и подчиняться им.
|
На протяжении всего 19 в. первенство в области моды, особенно женской, остается за Францией. Англия же завоевывает и твердо сохраняет первое место по созданию мод мужского костюма и формирует внешний облик мужчины нового времени.
19 в. не создал своего костюма, он только использовал уже существовавшие формы и приспособил их к данным условиям. Художники костюма, конкурируя друг с другом, изощрялись в изобретении бесконечного количества форм одежды, разграничивая ее по часам дня, сезонам и назначению. Появились туалеты визитные, прогулочные, летние, «деревенские», городские, бальные, для театра, для игры в теннис и др.
В начале века во Франции сложился как единое художественное целое стиль ампир. Стиль ампир в архитектуре и интерьерах по внешним признакам напоминал классицизм предшествующих лет, ибо внешние формы ампир заимствовал также из арсенала античного искусства. Но теперь художников и архитекторов вдохновляют не строгие и изящные линии греческих храмов, а тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры. Идеи мирового господства римлян, правление римских императоров перекликались с захваченными устремлениями наполеоновской политики.За короткое время стиль ампир оказал большое и глубокое влияние на искусство других европейских стран.
Мужской костюм этого периода состоял из фрака, панталон, жилета, рубашки, галстука и т.д. Фрак был излюбленной одеждой, талия его была слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу – воронкообразный манжет. Воротник часто обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но могли быть и из узорных тканей – в полоску, мушку и т.д. Пуговицы были серебреными, фарфоровыми или драгоценными.
|
Панталоны вначале носили длиной до сапог, затем они удлинились до щиколотки. Держались они на подтяжках, которые также были модным новшеством, внизу были штрипки.
Рубашка была белого цвета со стоячим крахмальным воротником, настолько высоким, что он подпирал щеки.
Жилет – короткий, обычно пестрый. Иногда носили одновременно несколько жилетов.
Галстук имел вид шарфа, обвязанного вокруг шеи. Спереди он завязывался различными способами: то в виде большого банта, то узлом, а концы прятались за жилет.
Костюм для верховой езды служил по-прежнему редингот, который в несколько измененном виде превратился в характерную одежду – сюртук. Первоначально сюртук надевали сверх фрака, мундира. Он заменил современное пальто. Но постепенно сюртук начинают носить не сверху фрака, а вместо него. Сюртуки шили в талию, полы его доходили до колен, а форма рукавов была такая же, как у фрака.
Волосы стригли и завивали в тугие локоны.
Любимым головным убором была высокая английская шляпа с полями.
Обувью служили высокие черные сапоги с желтыми отворотами и открытые бальные туфли.
Женские одежды эпохи ампир стали строже, скромнее. Талия платья по-прежнему оставалась очень высокой, юбки обычно имели шлейф, линии их были мягкими. Бальные платья часто имели съемный шлейф и глубокое декольте.
После 1810 г. Юбка приобрела вид неширокого колокола с пышно украшенным подолом. Парадные платья богато расшивали античным орнаментом.
Характер платья зависел от его назначения: летние платья шили из светлых, легких тканей – кисеи, батиста и т.д.; парадные – из атласа, тафты, бархата; даже визитные и уличные – из легкой шерсти, независимо от времени года.
Верхних одежд было немного – курточка-спенсер и редингот. Зато было очень много накидок. Чаще всего надевали канзу – накидку из легкой ткани с длинными концами, которые завязывались крест-накрест на талии.
Очень часто модные женщины закутывались в кашмирские шали, которые стоили огромных денег. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах этого времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты».
В эти годы дамский гардероб пополняли русские шубки. Домашней одеждой служил кружевной пеньюар.
Прически менялись также часто, как и детали одежды. Фасоны головных уборов менялись тоже часто.
Обувь была легкой, без каблука, с узким носком и лентами, которые крест-накрест обвязывали ногу. Дополнением к туалету служили длинные перчатки, небольшого веера, сумочки типа кисета, маленькие зонтики.
В первые годы 19 в. женский костюм дополнялся огромным количеством драгоценностей (кольца, например, носили на всех пальцах). После 1810 г. Драгоценные украшения временно выходят из моды, их заменяют цветами, перьями, лентами, гирляндами и т.д.
После ампира в Европе до самого конца 19 в. не было создано ничего нового в смысле стиля, новых линий в костюме, в утвари, архитектуре. Шло пережевывание все тех же старых форм и это было в лучшем случае. В худшем же господствовало бесстилие, случайно нагромождение ненужных и не связанных друг с другом деталей.
Одной из характерных особенностей буржуазного общества 19 в., как отмечалось выше, было то, что смена мод и изменение европейского костюма совершалось с невиданной до этого времени быстротой. Но мужской костюм изменяется значительно медленнее, чем женский, в нем появляется стандартизация некоторых видов одежды, преобладание темных цветов (в сочетании с белой рубашкой) и стабилизация покроев.