Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 1 Дата: 13.11.2020
Тема: «Акцент в музыке. Сильная и слабая доли».
Цель: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через учебную деятельность.
Проблема урока: Что такое сильная и слабая доля?
Задачи:
-приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;
-развитие музыкального вкуса, коммуникативных умений.
Планируемые результаты:
Предметные: Научатся различать понятия: пульс, сильная и слабая доля, исполнять простейшие ритмы, выражать настроение, эмоционально реагировать на музыку, владеть первоначальными певческими навыками, выполнять творческие задания, участвовать в коллективном исполнении.
Метапредметные: регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную; познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; коммуникативные - проявлять активность в решении познавательных задач.
Личностные: понимание роли музыки в своей жизни, мотивация учебной деятельности.
Музыкальный материал:
Песни:
1.Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка».
2.«Дождик» русская народная песня.
3.Песня «Шире круг».
4. «Неаполитанская песенка» Чайковского.
ХОД УРОКА
Самоопределение к деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Учитель: Как ваше настроение?
Дети: Очень хорошо!
Учитель: Пора нам заниматься!
Дети: Да – да – да!
Учитель: Вы будете стараться?
Дети: Так же, как всегда!
Все: Знанья получать
И песни распевать.
Учитель: Прошу вас, ребята,
Активней отвечать! (Дети садятся)
Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня вновь нас всех собрала вместе у себя Музыка. Она предлагает нам новое путешествие в музыкальное царство.
2.Актуализация знаний и мотивация.
Учитель: Вслушайся – весь мир поет
Шорох, свист и щебет
Музыка во всем живет –
Мир ее волшебен.
-А хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке? (да)
Послушайте своё сердце. Что услышали, прислонив руку к сердцу? (Стук). Как оно стучит? (Спокойно). А если мы побежим? (Быстро). Как мы назовём этот стук? (Пульс)
(звучит Колыбельная Медведицы)
-Давайте, ещё раз исполним песню с рукой, как дирижеры: сверху-вниз направо, а потом снизу-вверх налево. А теперь покачаемся в ритм песни, как деревья на ветру. А далее – отстучим карандашом по столу ритм песни. Ритм музыки похож на пульс человека. Без него музыка не существует, как и без нот.
-Молодцы! А сейчас мы послушаем русскую народную песню «Дождик» и выполним те же действия: дирижирование, покачивание, отстукивание.
(звучит песня «Дождик»)
-Одинаково ли мы стучали при исполнении песен «Колыбельная» и «Дождик»? (Нет. У колыбельной песни пульс был медленный, а у песни «Дождик» – быстрее).
В зависимости от характера музыки пульс меняется. Однако ровное движение чувствуется в любой музыке. В музыке как бы бьётся сердце, пульс. Равномерное биение пульса в музыке образует равномерное чередование долей. Доля – это музыкальный пульс. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока: «Акцент в музыке».
Работа над темой урока.
Что же такое доля? Сильная и слабая доли. Почему важно знать, где сильная, а где слабая доля? А вы знаете, что такое доля в музыке? Какие бывают доли? Я предлагаю вам оценить себя:
НЕ ЗНАЮ ЧАСТИЧНО ЗНАЮ ЗНАЮ
-Что мы видим? Мнения разные, значит, нам есть над чем поработать, у вас есть вопросы? Что мы сегодня будем изучать на уроке музыки?
Долю.
-Что нужно сделать, чтобы понять, что такое доля?
Послушать музыку. Спеть. Поиграть.
-Всё это у нас есть: музыка, стихотворение, инструменты. Что мы будем делать?
Изучать, что такое доля? Какие бывают доли?
Открытие» детьми нового знания».
-Дети, прочитайте имена по слогам. Сделайте ударение на ударном слоге:
Ма-ша, Ма-шень-ка, Ми-ша, Ми-шень-ка, О-ля, О-лень-ка. (Произносят и одновременно хлопают в ладоши, выделяя голосом ударный слог).
-Что мы слышим? Все ли доли одинаково мы проговаривали? (Нет. Одни пели и проговаривали громко, а другие тише.) Как слоги бывают ударными, так в музыке бывают сильные и слабые доли.
Как порывы ветра в поле
То слабее, то сильнее,
Так и в музыке есть доли
То сильнее, то слабее.
-А как вы думаете зачем музыке нужны сильные и слабые доли?
Звучит песня «Шире круг».
-Скажите, а в песне мы выделяли доли? Что это придало песне? (Ритм стал чётче, характер ярче, легче делать движения под музыку). Действительно, выделяя сильную долю, мы смогли лучше передать характер и настроение песни. В музыке сильную долю называют акцентом.
Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.
(звучит Неаполитанская песенка Чайковского)
Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.
В нотном письме композиторы выделяют особенности исполнения музыки – штрихи – особыми знаками. Посмотрите и прочитайте, как называются эти штрихи, почитайте, что такое такт, размер такта, акцент и доля. Вот схемы:
-Прочитайте стихотворение и скажите, о чем оно:
Если вымыть с мылом уши,
Хорошенечко послушать,
Спорить я тогда берусь,
Музыки услышать пульс.
Сильный пульс, ты не скучай,
Хлопками лучше отмечай.
Получается? Вот так!
Сильный пульс (его приметим,
Галочкой его отметим, > > >
Только чёрточку поставим, (I I I I I I I I I)
На сильный пульс мы скажем «раз»,
Но меж ними, посмотри,
Сколько будет слабых?
- Два –три?
Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-сюда, два-туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
(выполняем движения в соответствии с текстом)
Закрепление.
Задание №1. В стихотворении выше определите в каждом слове сильную и слабую долю.
Задание №2. Послушайте еще раз музыку, которую мы слушали ранее на уроке. Попробуйте сначала простучать карандашом только сильную долю, а потом, например, во втором куплете или в следующей мелодии – только слабые доли. Что вы заметили? Как звучит ваш ритм в первом и во втором случае? Если хотите, сделайте примитивный ударный инструмент: можно насыпать в баночку макароны, горох или фасоль, пуговицы или большие бусины, закрыть ее крышкой и потрясти. Баночка издает звук.