Открытие» детьми нового знания».




Конспект урока

Предмет: Музыка

Класс: 1 Дата: 13.11.2020

Тема: «Акцент в музыке. Сильная и слабая доли».

Цель: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через учебную деятельность.

Проблема урока: Что такое сильная и слабая доля?

Задачи:

-приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;

-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;

-развитие музыкального вкуса, коммуникативных умений.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся различать понятия: пульс, сильная и слабая доля, исполнять простейшие ритмы, выражать настроение, эмоционально реагировать на музыку, владеть первоначальными певческими навыками, выполнять творческие задания, участвовать в коллективном исполнении.

Метапредметные: регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную; познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; коммуникативные - проявлять активность в решении познавательных задач.

Личностные: понимание роли музыки в своей жизни, мотивация учебной деятельности.

Музыкальный материал:

Песни:

1.Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка».

2.«Дождик» русская народная песня.

3.Песня «Шире круг».

4. «Неаполитанская песенка» Чайковского.

ХОД УРОКА

Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Как ваше настроение?

Дети: Очень хорошо!

Учитель: Пора нам заниматься!

Дети: Да – да – да!

Учитель: Вы будете стараться?

Дети: Так же, как всегда!

Все: Знанья получать

И песни распевать.

Учитель: Прошу вас, ребята,

Активней отвечать! (Дети садятся)

Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня вновь нас всех собрала вместе у себя Музыка. Она предлагает нам новое путешествие в музыкальное царство.

 

2.Актуализация знаний и мотивация.

Учитель: Вслушайся – весь мир поет

Шорох, свист и щебет

Музыка во всем живет –

Мир ее волшебен.

-А хотите узнать о ком и о чём, мы с вами будем говорить на уроке? (да)

Послушайте своё сердце. Что услышали, прислонив руку к сердцу? (Стук). Как оно стучит? (Спокойно). А если мы побежим? (Быстро). Как мы назовём этот стук? (Пульс)

(звучит Колыбельная Медведицы)

-Давайте, ещё раз исполним песню с рукой, как дирижеры: сверху-вниз направо, а потом снизу-вверх налево. А теперь покачаемся в ритм песни, как деревья на ветру. А далее – отстучим карандашом по столу ритм песни. Ритм музыки похож на пульс человека. Без него музыка не существует, как и без нот.

 

-Молодцы! А сейчас мы послушаем русскую народную песню «Дождик» и выполним те же действия: дирижирование, покачивание, отстукивание.

(звучит песня «Дождик»)

 

-Одинаково ли мы стучали при исполнении песен «Колыбельная» и «Дождик»? (Нет. У колыбельной песни пульс был медленный, а у песни «Дождик» – быстрее).

В зависимости от характера музыки пульс меняется. Однако ровное движение чувствуется в любой музыке. В музыке как бы бьётся сердце, пульс. Равномерное биение пульса в музыке образует равномерное чередование долей. Доля – это музыкальный пульс. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока: «Акцент в музыке».

 

Работа над темой урока.

Что же такое доля? Сильная и слабая доли. Почему важно знать, где сильная, а где слабая доля? А вы знаете, что такое доля в музыке? Какие бывают доли? Я предлагаю вам оценить себя:

НЕ ЗНАЮ ЧАСТИЧНО ЗНАЮ ЗНАЮ

-Что мы видим? Мнения разные, значит, нам есть над чем поработать, у вас есть вопросы? Что мы сегодня будем изучать на уроке музыки?

Долю.

-Что нужно сделать, чтобы понять, что такое доля?

Послушать музыку. Спеть. Поиграть.

-Всё это у нас есть: музыка, стихотворение, инструменты. Что мы будем делать?

Изучать, что такое доля? Какие бывают доли?

 

Открытие» детьми нового знания».

-Дети, прочитайте имена по слогам. Сделайте ударение на ударном слоге:

Ма-ша, Ма-шень-ка, Ми-ша, Ми-шень-ка, О-ля, О-лень-ка. (Произносят и одновременно хлопают в ладоши, выделяя голосом ударный слог).

-Что мы слышим? Все ли доли одинаково мы проговаривали? (Нет. Одни пели и проговаривали громко, а другие тише.) Как слоги бывают ударными, так в музыке бывают сильные и слабые доли.

Как порывы ветра в поле

То слабее, то сильнее,

Так и в музыке есть доли

То сильнее, то слабее.

-А как вы думаете зачем музыке нужны сильные и слабые доли?

Звучит песня «Шире круг».

-Скажите, а в песне мы выделяли доли? Что это придало песне? (Ритм стал чётче, характер ярче, легче делать движения под музыку). Действительно, выделяя сильную долю, мы смогли лучше передать характер и настроение песни. В музыке сильную долю называют акцентом.

Доля — это один, как бы, удар невидимого метронома — метр. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые. На сильные доли, как правило, делается акцент, часто, громкостной — выделение повышенной громкостью относительно слабых.

(звучит Неаполитанская песенка Чайковского)

Акцент — выделение определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли. Первая доля в такте всегда сильная, на нее делается самый большой акцент, остальные доли более слабые. Поэтому можно сказать, что такт — промежуток между двумя соседними сильными (имеющими наибольший акцент) долями. Сильная доля и акцент — не одно и то же. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую. Но из-за этого ее нельзя не называть «сильной» — сильная доля всегда первая в такте.

В нотном письме композиторы выделяют особенности исполнения музыки – штрихи – особыми знаками. Посмотрите и прочитайте, как называются эти штрихи, почитайте, что такое такт, размер такта, акцент и доля. Вот схемы:

 

-Прочитайте стихотворение и скажите, о чем оно:

Если вымыть с мылом уши,

Хорошенечко послушать,

Спорить я тогда берусь,

Музыки услышать пульс.

Сильный пульс, ты не скучай,

Хлопками лучше отмечай.

Получается? Вот так!

Сильный пульс (его приметим,

Галочкой его отметим, > > >

Только чёрточку поставим, (I I I I I I I I I)

На сильный пульс мы скажем «раз»,

Но меж ними, посмотри,

Сколько будет слабых?

- Два –три?

 

Физкультминутка.


Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз-сюда, два-туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два

Заниматься нам пора.


(выполняем движения в соответствии с текстом)

 

Закрепление.

Задание №1. В стихотворении выше определите в каждом слове сильную и слабую долю.

Задание №2. Послушайте еще раз музыку, которую мы слушали ранее на уроке. Попробуйте сначала простучать карандашом только сильную долю, а потом, например, во втором куплете или в следующей мелодии – только слабые доли. Что вы заметили? Как звучит ваш ритм в первом и во втором случае? Если хотите, сделайте примитивный ударный инструмент: можно насыпать в баночку макароны, горох или фасоль, пуговицы или большие бусины, закрыть ее крышкой и потрясти. Баночка издает звук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: