Любая коммерческая фирма, вырабатывает определенную политику в области ценообразования, которой будет следовать, учитывая по возможности все значимые факторы ценообразования. К ним относятся:
1) тип рынка сбыта продукции (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия). В инновационной сфере действуют закономерности, более свойственные рынкам олигополии или чистой монополии, когда продавец может существенно влиять на цены;
2) стратегическое направление фирмы. Если это выживаемость, то действует принцип снижения цены на продукцию; если максимизация текущей прибыли, то выбираются цены, обеспечивающие наибольшую массу прибыли; если достижение лидерства за счет качества продукции, то повышенные цены, возмещающие повышенные затраты;
3) соотношение уровней предложения и спроса на производимую продукцию. Чем выше спрос, тем большую цену продавец может запросить. Но тогда вырастет и предложение, так как аналогичную продукцию будут предлагать рынку и другие, привлеченные высокой ценой. Если со временем растущее предложение окажется выше спроса, то продавцам придется снизить цены. Оптимальное значение цены соответствует равновесию кривых спроса и предложения.
4) уровень доходов покупателей инновационной продукции. Улучшение финансового состояния потребителей повышает спрос и кривая спроса сдвигается вправо, а ухудшение снижает его и кривая спроса перемещается влево.
5) изменения цен на дополнительные товары, необходимые для использования данной продукции (например, повышение цен на энергоносители для эксплуатации энергоемкого оборудования приведет к снижению спроса на него и кривая спроса сместится влево);
|
6) уровень издержек на производство и реализацию продукции (производитель предлагает цену, возмещающую его издержки и дающую желаемую прибыль). Конкретные цены могут возмещать различные по своему составу затраты, но в целом по предприятию необходимо, чтобы ценами покрывались все затраты на производство;
7) уровень планируемой рентабельности, обусловленный величиной намечаемой прибыли. Учитываются предстоящие расходы из прибыли: выплата налогов, относимых на результаты финансовой деятельности предприятия, - налога на имущество и др.; выплата налогов из прибыли, остающейся в распоряжении руководства; погашение ранее взятых кредитов; выплата дивидендов по акциям - платежи собственникам; отчисления в резервный фонд; взносы на благотворительные цели; расходы на материальное стимулирование работников и некоторые другие;
8) государственные регуляторы - устанавливаемые или регулируемые государством цены и тарифы на отдельные виды ресурсов и услуг, налоги и ставки налогообложения, таможенные правила и пошлины, ставки Центрального банка по ссудам, курсы валют и др.;
9) правовые условия договора купли-продажи инновационного продукта (чем больше объем передаваемых покупателю прав на использование или распространение объекта продажи, тем выше цена);
10) величина риска продавца и покупателя (если покупатель берет на себя значительные риски, то обоснованно требует снижения цены);
11) конкретные условия сделки, срочность работ, технические аспекты, возможности и основания для применения ценовых льгот или наценок и др. [14, с. 154].
|
Для оплаты заказчиками и потребителями инновационной научно-технической продукции применяются договорные цены, условия определения и размеры которых, указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях или государственных, муниципальных заказах. Плановая договорная цена устанавливается совместно заказчиком и разработчиком одновременно с техническим заданием до начала выполнения работ.
При установлении договорных цен предприятие и покупатель руководствуются принципом экономической выгодности цены как для разработчика, так и для заказчика.
Цена инновационного продукта (научно-технической продукции) определяется в конкретном договоре купли-продажи и является, как правило, свободной (по классификации цен - государственные, регулируемые, свободные). Общие правила о договорах подряда, договорах на выполнение НИОКР и технологических работ установлены законом. Ими руководствуются при заключении и реализации договоров в инновационной сфере, учитывая особенности конкретных ситуаций, которые при необходимости отражаются в тексте договора. Для каждого инновационного решения цена устанавливается индивидуально при заключении договора (контракта) между продавцом и покупателем.
Возможны и другие приемы, условия и показатели отчислений (например, расчеты не только деньгами, но и ценными бумагами), изменение их размеров в зависимости от срока, этапа и масштабов применения новшества. В принцыпе это отчисления от фактического экономического эффекта, получаемого в результате применения инновационного решения в сфере производства. Более других этому принципу соответствуют платежи в процентах от прибыли. Их величина в странах Запада составляет обычно 25-35% суммы прибыли, но может быть и меньше.
|
Выбор модели цены инновационного решения обусловлен, как отмечалось выше, правовыми условиями купли-продажи. Продавец ноу-хау при передачи технической документации передает все, что у него имеется по данному решению. В этом случае предпочтительнее паушальная цена.
Способами установления более обоснованных цен на крупные инновационные проекты являются торги и конкурсы. Торги - форма размещения заказов и выбора цен на инвестиционные, инновационные проекты. Для рыночной экономики нормальной является ситуация конкурентных торгов. Предполагается, что на торги выставляются инновационные проекты (варианты), в каждом торге участвуют несколько продавцов и один или несколько покупателей (чаще один). Каждый участник торга (продавец, покупатель) преследует цели.
Конкурс по размещению централизованных инвестиционных ресурсов - форма размещения указанных ресурсов и установления цены на проект. Конкурсы предполагают крупномасштабность проектов, коммерческий характер конечной продукции создаваемых объектов, сочетание централизованных источников финансирования с заемными и собственными средствами подрядчика и других инвесторов; возможность участия подрядчика в собственности на создаваемый объект.
Согласно Руководству ОЭСР, методы трансфертного ценообразования классифицируются на следующие категории:
1.Традиционные методы сделок, являющиеся наиболее предпочтительными в применении, в состав которых входят:
- метод сопоставимых рыночных цен – данный метод считается приоритетным при выборе метода ценообразования;
- метод цены последующей реализации.
- затратный метод.
2. Методы сделок на основе прибыли, которые применяются в случаях, когда такие методы точнее отражают особенности совершаемой сделки, например, при условии предоставления одной из сторон ценных или уникальных условий или когда стороны вовлекаются в более тесное взаимовыгодное взаимодействие, либо в случае, если отсутствует или существенно ограничена информация об аналогичных сделках. К методам сделок на основе прибыли относятся:
- метод сопоставимой рентабельности.
- метод распределения прибыли.
ОЭСР указывает, что метод трансфертного ценообразования по конкретной сделке всегда должен определяться как метод, наиболее соответствующий ее существу в конкретных условиях, и не рекомендует применять к одной сделке два или более методов.
Список литературы
1. Азрилиян А. Н., Азрилиян О. М., Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики, 2014. - 1280 с.
2. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.: Экономика, 2015. - 574 с.
3. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие. М. -2015. – 332с.
4. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование. Финансовая академия при Правительстве РФ. -2014. – 157с.
5. Волкова О.Н. Целевое ценообразование как инструмент стратегического управления// Экономический анализ: теория и практика.- 2015.- №7.- с.41-45
6. Герасименко В.В. Управление ценовой политикой компании.: учебник. -2014. - 687с.
7. Герасимчук В.Г. Маркетинг. Теория и практика. – К.: Высшая школа, 2015. – 328 с.
8. Голощапов Н.А. Организация ценообразования на предприятии: учебно-практическое пособие.- 2014. -358с.
9. Григорьев В. В., Островкин И. М. Оценка предприятий. Имущественный подход: Учебно-практическое пособие. — М.: Дело, 2015. — 224 с.
10. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика) / Под редакцией В.М. Градова - М: Финансы и статистика, 2014. - 368 с.
11. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред. И.С.Минько. - М.: Высш. шк., 2015. - 255 с.: ил.
12. К вопросу о теоретическом обосновании ценообразования // Кондрашов В. Экономист. - 2015. - N 11. - С.86-88.
13. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия. – М., 2014. – 227 с.
14. Коммерческое ценообразование: Учебник/ Липсиц И.В. - М., 2015. - 368с.
15. Кондрашева Т.К. Регулирование цен в условиях перехода к рынку / Т.К.Кондрашева, А.А. Никифоров // Вестник Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2014. - N 5. - С.3-12
16. Куликов А.Л. Цены и ценообразование: учебное пособие. С.-П. -2015.-354с.
17. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование, М., издательство БЕК, -2014.-230с.
18. Литвинцева Г.П. Цены и рентабельность производства в отраслях российской экономики // Вопросы статистики. - 2013. - N 6. - С.7-14.
19. Мадатова А.М. Проблемы ценообразования на промышленном предприятии в современных условиях хозяйствования: Автореф. дис. канд. экон. наук. - Новосибирск, 2015. - 416с.
20. Маланичев А.Г. Исследование потенциала повышения цены товара на основе его конкурентоспособности// Маркетинг в России и за рубежом.- 2014.- №1.- с.76-81
21. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России: Курс лекций. - М., 2015. - 216с.
22. Михайлов К.Л. Основы рыночного ценообразования. Министерство образования РФ. -2014. -277 с.
23. Михайлова Е.А. Ценообразование в сфере розничных продаж// Маркетинг. -2015.- №5.- с. 113-126
24. Моисеев С.Р. Исследование ценообразования и инфляции: Россия на фоне глобальных тенденций// Финансы и кредит. -2014.- №7.- с.33-37
25. Москалева Н.И. Цена и рынок //Финансы. - 2015. - N 1. - С.15-19.
26. Никитин С.М. Ценообразование крупных компаний в рыночной экономике / С.М.Никитин, Е.С.Глазова, Ф.С.Диярханов // Деньги и кредит. - 2014. - N 2. - С.15-22.
27. Нэггл, Томас Т. Стратегия и тактика ценообразовании: руководство для принятия решений, приносящих прибыль/ Т.Т.Нэгл, Холден Р.К., -2015. -543с.
28. Окладников Д.Е. Ценовая политика фирмы// Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2013.- №4.- с.344-352
29. Организация ценообразования на предприятии: Учеб.-практ. Пособие /Голощапов Н.А. - М., 2014.- 359с.
30. Оценка бизнеса: Учебник/Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика,2015. - 512 с.
31. Панибратов А.Ю. Маркетинговые стратегии международных компаний на российском рынке// Маркетинг. -2014.- №4.- с.30-37.
32. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации// Финансы. -2015.- №8.- с.55-58.
33. Салимжанов И.К. Ценообразование и налогообложение. М. -2014.- 247с.
34. Тарасевич В.Н. Ценообразование: Учебник. –М.: Финансы и статистика, 2015. –с. 212
35. Тарасов В.И. Ценообразование: учебное пособие. -2014. -253 с.
36. Трацевский И.П., Грекова И. И. Ценообразование. Учебное пособие.- Мн.: «Новое знание», 2015.- с. 102.
37. Ценовая политика фирмы: Европейский опыт, российские перспективы, модели и методы, варианты и тесты./ Герасименко В.В. - М., 2015. - 187с.
38. Ценовой прорыв: эффективна ли стратегия внедрения на рынок путем установления низких цен?// Маркетолог. -2014.- №5.- с.19-22.
39. Ценообразование в российской экономике: анализ методов, ценовых жесткостей и асимметрий// Банковское дело.- 2014.- №1.- с.32.
40. Ценообразование в рыночной экономике. Учебник. Абрютина М. С. / Дело и сервис.- 2015.-256с.