Содержание
Введение
Краткие биографические сведения о Ульрихе фон Гуттене
Основные идеи Ульриха фон Гуттена.
Заключение
Источники
Введение
В идеологической подготовке общественного подъема эпохи Реформации большое место принадлежит гуманистическому движению в Германии. Как движение, направленное против средневековой схоластики, исходившей в своих псевдонаучных рассуждениях из мертвых церковных догм, и пропагандировавшее новую, светскую образованность, гуманизм начал развиваться в Германии около середины XV века.
Немецкие гуманисты вербовались из самых разнообразных слоев городского населения. В их состав входили молодые университетские магистры, странствующие поэты, проповедники и образованные горожане, особенно в богатых городах, являвшихся средоточием больших богатств. Немецкие гуманисты развивали свою деятельность при университетах. Сами немецкие университеты оставались ещё в XV и в начале XVI в. твердынями старых, схоластических направлений. Однако среди массы студентов выявлялись такие, которых схоластическая "наука" уже не удовлетворяла. Гуманисты в Германии выражали настроения тех передовых горожан, которые не могли мириться с жалким состоянием раздробленной Германии, раздираемой княжескими распрями и подвергающейся грабежу папской агентуры. Немецкие гуманисты поэтому живо реагировали на все вопросы, волновавшие разнородную политическую и религиозную оппозицию в стране. Их внимание привлекали прежде всего вопросы религии, философии и морали, вопросы общественной и политической жизни, связанные с нараставшим оппозиционным движением в стране.
Уже для первых представителей немецкого гуманизма второй половины XV в. характерно боевое настроение против папского засилья в Германии. Стали появляться ученые и поэты, высказывавшиеся в богословских вопросах в духе гуманистического учения. Возникали споры по вопросу о возможности применения светского образования для понимания богословских проблем. Это были первые признаки борьбы против средневековой идеологии, суть которой заключалась в стремлении подчинить все положительные науки, всякое значение, основанное на опыте, богословию. Гуманисты - как итальянские, так и немецкие - решительно отстаивали самостоятельный и независимый характер опытных наук по отношению к богословию. Но немецкие гуманисты в гораздо более резкой форме, чем итальянские, выступали против самого богословия. Отражая распространенную в широких кругах народа ненависть к папскому засилью, немецкие гуманисты более остро разоблачали невежество и развращенность католического клира и указывали на вред, приносимый им [4, с.119].
|
Наиболее яркой и своеобразной фигурой в среде гуманистов был франконский рыцарь Ульрих фон Гуттен [3, с.108].
Из вышеописанного вытекает цель контрольной работы - выяснить кто есть Ульрих фон Гуттен и каковы его основные гуманистические идеи.
Для написания работы использовались следующие источники: "История зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение" под общей редакцией В.М. Жирмунского, "История немецкой литературы" под редакцией Б.И. Пуришева, Пуришев Б.И. "Очерки немецкой литературы XV-XVII вв." и Смирин М.М. "Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны", в которых систематично и доступно изложен материал.
|
Краткие биографические сведения о Ульрихе фон Гуттене
Ульрих фон Гуттен родился в замке Штекельберг во Франконии. Его отец, представитель старинного, но обедневшего рыцарского рода, предназначал сына к духовному званию. В 1499 г. Ульрих был отвезен родителями в Бенедиктинский монастырь Фульды, где он должен был со временем принять пострижение. Однако жизнь монастыре тяготила Гуттена. Он рано обнаружил любознательность, острый ум и жажду знаний, в монастыре же царила затхлая атмосфера церковного обскурантизма, враждебная гуманистическим интересам юного Гуттена. Рискуя навлечь на себя гнев отца, Гуттен решает бежать из монастыря. В 1505 г., при содействии Крота Рубеана, он осуществляет этот свой замысел и направляется в Кельн, а затем в Эрфурт и другие университетские города Германии, где изучает преимущественно гуманитарные науки, выступая иногда в качестве преподавателя и поэта. Во Франкфурте он получил степень бакалавра, хотя и отрицал это в последствии, из гуманистического презрения к академическим степеням. В 1509 г. он предпринял поездку на север Германии, в 1511 г. посетил Вену, которая со времени Конрада Цельтиса была очагом южно-немецкого гуманизма. Дважды он побывал в Италии (в 1512-1513 гг. и в 1515-1517 гг.), где штудировал в угоду отцу юриспруденцию, а также изучал в оригинале произведения Аристофана и Лукиана, ставших его любимыми авторами. В 1516 г. он прибыл в папский Рим, который произвел на него самое тягостное впечатление, о чем Гуттен сообщает в ряде латинских эпиграмм, адресованных Кроту Рубеану [3, с.108].
В 1509 году в Ростоке Гуттен издал свой первый труд "Немо". В 1511 году в Виттенберге он опубликовал труд о стихосложении De Arte Versificandi, который стал известен как в Германии, так и за рубежом.
После этого посетил Вену, Венецию, Павию и Болонью, в Италии он учился юриспруденции.
В 1514 г. Гуттен получил приглашение ко двору майнцского архиепископа Альбрехта. В Майнце Гуттен познакомился с Эразмом Роттердамским. Здесь он написал вторую часть "Писем тёмных людей" с критикой противников Иоганн Рейхлина.
В 1522 году Гуттен стал идейным вождём Рыцарского восстания.
Умер в возрасте 35 лет на Цюрихском озере от осложнений сифилиса [5].