АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
проректор по учебной работе
_____________А.И. Ковалева
«__»_______________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Преддипломная практика»
Б2.П.3
Специальность подготовки – 52.05.01 «Актёрское искусство»
Квалификация выпускника – специалист
Форма обучения – очная, заочная
Кафедра культуры и искусства
Москва 2018
Программа «Преддипломная практика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 52.05.01 «Актёрское искусство» и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
Авторы: | Чекалин О.Б. – ст. преподаватель кафедры культуры и искусства АНО ВО МосГУ |
Эксперты: | Чванов А. А. – профессор, зав. кафедрой культуры и искусства АНО ВО МосГУ; Куприянов В.И. - Заслуженный артист РФ, артист Московского театра «Сфера» |
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры культуры и искусства
«26» апреля 2018 г., протокол № 9.
ОДОБРЕНО
Методической комиссией факультета культуры и искусства
«14» мая 2018 г., протокол № 5.
Вид практики, способ и форма ее проведения
Вид практики – преддипломная практика проводится в составе производственной практики для сбора и анализа информации, необходимой для выполнения выпускной квалификационной работы.
Способ проведения – стационарный.
Форма – дискретная - выделение в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения данного вида практики.
Преддипломную практику студенты направления подготовки «Актерское искусство» проходят в 8-м семестре на очной форме обучения, в А семестре на заочной форме обучения. Продолжительность практики – 1/3 недели.
2. Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Преддипломная практика производится в составе производственной практики для сбора и анализа информации, необходимой для выполнения выпускной квалификационной работы.
Процесс прохождения преддипломной практики является составной частью процесса производственной практики, направленной на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и образовательной программой по данному направлению подготовки:
Профессиональных:
ПК-4 – способность работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла.
ПК-8 – умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.
ПК-14 – готовность проводить актерские тренинги.
ПК-15 - готовность к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
По завершению преддипломной практики обучающийся должен:
Знать:
· основные принципы работы над ролью;
· приемы подхода к роли, отношений с партнером, диктующие поведение действующего лица в этюде, отрывке;
· основы актёрских тренингов и методы самостоятельной работы над ролью;
· приемы создания линии жизни действующего лица с учетом социальных и других причин, обусловливающих формирование характера и поступков героя, принципы взаимодействия с постановщиками в процессе создания роли в спектакле;
· основы развития актерского аппарата, приемы внешней и внутренней техники артиста драматического театра и кино;
· способы воздействия на зрительскую аудиторию, а также особенности сценического существования в условиях концерта, исполнения роли перед кино- (теле-) камерой в студии;
· стилевые и жанровые особенности танцевальной пластики, основы драматургии танца;
· основы искусства сценической речи, правила грамотного произношения, особенности диалога и монолога;
· теорию и технологию выполнения актерского грима;
· специфику работы актера в драматическом театре;
· специфику работы актера в кино;
· творческое наследие выдающихся мастеров отечественного и зарубежного драматического театра;
· основные приемы актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии;
· сущность и специфику работы в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла.
Уметь:
· создавать художественные образы актерскими средствами на основе замысла постановщиков (режиссера, дирижера, художника, балетмейстера), используя развитую в себе способность к чувственно-художественному восприятию мира, образному мышлению;
· проявлять творческую инициативу в работе над ролью, выходить с творческими предложениями, расширяющими диапазон роли, объем персонажа, глубину его характера;
· уметь с помощью освоенного актёрского тренинга поддерживать свою внешнюю форму и необходимое психофизическое состояние;
· существовать в едином темпо-ритмическом, интонационно-мелодическом и жанрово - стилистическом ансамбле с другими исполнителями;
· воздействовать на зрительскую аудиторию, учитывать особенности сценического существования в условиях концерта, исполнения роли перед кино- (теле-) камерой в студии;
· органично включать в творческий процесс все возможности речи, создавать яркую речевую манеру и характерность, развитый телесный аппарат, свободно выполнять двигательные задачи, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох;
· актерски существовать в танце, воплощать при этом состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром в заданных обстоятельствах, быть в танце органичным, предельно музыкальным, убедительным, раскованным и эмоционально заразительным, следуя воле балетмейстера и режиссера, быстро переключаться из одного танцевального жанра в другой;
· самостоятельно разработать и выполнить несложный грим для исполняемой роли;
· использовать систему теоретических знаний в профессиональной деятельности;
· уметь провести самостоятельное исследование при подготовке роли с обращением к научной литературе и другим необходимым источникам.
Владеть:
· способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению;
· навыками работы в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла;
· навыками серьезной последовательной работы над сценическими образами;
· разнообразными приемами работы над ролью, быть убедительным и доказательным в своей творческой инициативе;
· искусством внедрять собственные доработки в заданный рисунок роли;
· теорией и практикой актерского анализа и сценического воплощения произведений художественной литературы - драматургии, прозы, поэзии;
· способностью решать различные художественные задачи с использованием певческого голоса при исполнении партий в спектаклях;
· приемами создания непрерывной цепи подлинного органического действия, рождающего необходимые предпосылки для возникновения верных, искренних чувств;
· способами воздействия на зрительскую аудиторию, а также особенностями сценического существования в условиях концерта, исполнения роли перед кино- (теле-) камерой в студии;
· мастерством создания такого внешнего облика персонажа, который соответствовал бы внутреннему содержанию образа; мастерством самостоятельно разработать и выполнить грим для исполняемой в учебном (дипломном) спектакле роли.
3. Место преддипломной практики в структуре образовательной программы
Данная практика входит в раздел Б2.П Производственная практика основной образовательной программы по специальности 52.05.01 «Актёрское искусство», квалификация специалист.
Данная практика базируется на следующих разделах ОП ВО, предметах, курсах и дисциплинах:
Б1.Б.19 Актерское мастерство (ОПК-5, 6; ПК-1, 2, 3, 4)
Б1.Б.20 Сценическая речь (ОК-6, 7; ПК-1, 2, 5, 6, 7)
Б1.Б.21 Пластическое воспитание (ОК-9; ПК-1, 8, 9)
Б1.Б.26 Психология творчества (ОК-3; ОПК-5)
Б1.Б.30 Сценический танец (ОК-9; ПК-8, 9)
Б1.В.ОД.1 Мастерство артиста драматического театра и кино (СК-1.1)
Б1.В.ОД.2 Сценическая речь в драматическом театре и кино (ПСК-1.2, 1.3)
Б1.В.ДВ.1 Грим и костюм (ПК-11)
Программа преддипломной практики ориентирована на решение следующих задач:
- более глубокое усвоение материала, полученного при изучении специальных теоретических дисциплин;
- научить будущего артиста психологически гармонично и плодотворно вливаться в жизнь сложнейшего творческого организма под названием «профессиональный театр», руководствуясь навыками, полученными в стенах учебного заведения, указаниями и задачами, поставленными перед будущим артистом производственными и творческими руководителями театра или другого учреждения искусства, в котором он проходит производственную практику. При этом студент должен научиться создавать на профессиональной сцене или съемочной площадке убедительные и яркие сценические или кино-образы в массовых сценах, эпизодических или – иногда - и ведущих ролях.
4. Объем преддипломной практики в зачетных единицах и ее продолжительность в академических часах
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 2 зачетные единицы, 1/3 недели, 72 академических часов.
5. Содержание преддипломной практики
Таблица 1
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
лекции | практ. занят. | СРС | Всего | |||
Участие в застольном периоде в работе над ролью в дипломном спектакле | Контроль наличия у обучающихся репертуарного плана, отметка даты и времени в дневнике практики | |||||
Самостоятельная подготовка роли и работа под руководством режиссера | Ведение дневника практики | |||||
Поиск художественной выразительности ролей. | Ведение дневника практики | |||||
Участие в подготовке всех составляющих законченного театрального продукта (свет, звук, декорации, костюмы, реквизит). | Ведение дневника практики | |||||
Закрытый показ исполнения роли в спектакле. | Ведение дневника практики | |||||
Уточнение исполнения роли в связи проверкой спектакля на зрительскую аудиторию. | Ведение дневника практики | |||||
Открытый показ исполнения роли в спектакле. | Ведение дневника практики | |||||
Итоговый отчет по практике | Подготовка ученика к зачету. Сдача на кафедру дневника практики обучающегося по итогам практики | |||||
ИТОГО | Зачет с оценкой |
6. Формы отчетности по преддипломной практике
6.1. Формы отчетности по итогам практики включают:
- дневник практики (приложение 1) и письменный отчет обучающегося, раскрывающие полученные результаты выполнения задач преддипломной практики;
- проверка результатов самостоятельной работы;
- подготовка информации по практической части ВКР.
6.2. Сроки подготовки информации по итогам преддипломной практики:
− дневник и информация о результатах происхождения преддипломной практики сдается на кафедру руководителю за 10 дней до даты ее окончания;
− дата проверки результатов самостоятельной работы и защиты обучающимся отчета о практике назначается в течение одной недели после сдачи дневника и отчета руководителю практики.
7. Фонд оценочных средств для проведения аттестации обучающихся по итогам преддипломной практики
7.1. Компетенции и этапы их формирования в процессе прохождения преддипломной практики
Таблица 2
Уровень | Содержание | Вид занятий, работы | Критерии оценки | Оценка | ||
ПК-4 –способность работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. | ||||||
Репродуктивный | Знать: Неполные знания способов работы в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. Уметь: В целом успешное, но не систематическое умение работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. Владеть: В целом успешное, но не систематическое владение способностью работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла | Проведение теоретических и практических занятий с участниками театрального коллектива | Оценка умения работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла | Удовлетворительно | ||
Поисковой | Знать: Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания способов работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. Уметь: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. Владеть: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы владение способностью работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла | Хорошо | ||||
Творческий | Знать: Сформированные и систематические знания способов работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. Уметь: Успешное и систематическое умение работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла. Владеть: Успешное и систематическое владение способностью работать в творческом коллективе в рамках единого художественного замысла | Отлично | ||||
ПК-8 – умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох. | ||||||
продуктивный | Знать: неполные знания двигательных задач, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох. Уметь: в целом успешное, но не систематическое умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.. Владеть: в целом успешное, но не систематическое владение умением использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.обучающихся | Подготовка к постановке одного театрального номера законченной формы; | Оценка способности осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия | удовлетворительно | ||
поисковый | Знать: Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания двигательных задач, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох Уметь: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.. Владеть: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы владение умением использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.обучающихся и формирования умственных, эмоциональных и двигательных действий обучающихся | хорошо | ||||
творческий | Знать: сформированные и систематические знания двигательных задач, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох. Уметь: успешное и систематическое умение использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.. Владеть: успешное и систематическое владение умением использовать при подготовке и исполнении ролей свой развитый телесный аппарат, легко выполнять двигательные задачи, требующие сочетания высокого уровня координации движении, пластичности, гибкости, выразительности, силы, чувства равновесия, включая базовые элементы индивидуальной и парной акробатики, сценического боя без оружия и с оружием, манеры и этикет основных культурно-исторических эпох.действий обучающихся. | отлично | ||||
ПК-14 – готовность проводить актерские тренинги. | ||||||
продуктивный | Знать: неполные знания правил проведения актерских тренингов. Уметь: в целом успешное, но не систематическое умение проводить актерские тренинги.. Владеть: в целом успешное, но не систематическое владение методикой проведения актерских тренингов. | Осуществление постановки одного театрального номера (тематика постановочной работы может быть различна); | Оценка способности проводить актерские тренинги | удовлетворительно | ||
поисковый | Знать: Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания правил проведения актерских тренингов. Уметь: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение проводить актерские тренинги. Владеть: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы владение методикой проведения актерских тренингов. | хорошо | ||||
творческий | Знать: сформированные и систематические знания правил проведения актерских тренингов. Уметь: успешное и систематическое умение проводить актерские тренинги.. Владеть: успешное и систематическое владение методикой проведения актерских тренингов.. | отлично | ||||
ПК-15 - готовность к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. | ||||||
продуктивный | Знать: неполные знания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин Уметь: в целом успешное, но не систематическое умение преподавать основы актерского мастерства и смежные с ним вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Владеть: в целом успешное, но не систематическое владение методикой актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. | Проведение лекций, бесед, просмотр видеоматериалов, организация в театры, концерты, конкурсы, фестивали и т.д | Оценка готовности к преподаванию основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. | удовлетворительно | ||
поисковый | Знать: Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин Уметь: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы умение преподавать основы актерского мастерства и смежные с ним вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Владеть: В целом успешное, но содержащие отдельные пробелы владение методикой актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. | хорошо | ||||
творческий | Знать: сформированные и систематические знания основ актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин Уметь: успешное и систематическое умение преподавать основы актерского мастерства и смежные с ним вспомогательные дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Владеть: успешное и систематическое владение методикой актерского мастерства и смежных с ним вспомогательных дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.. | отлично | ||||