СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА




Геополитические, социально-экономические и природоохранные интересы Российской Федерации, ориентация государства на быстрый экономический рост путем включения земельно-имущественного комплекса в активный экономический оборот требуют сегодня существенного развития системы землеустройства и территориального планирования, которая должна являться основным механизмом целенаправленного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами страны.

Сформировавшийся в настоящее время рынок оказания кадастровых услуг с участием частных землеустроительных предприятий, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемых организаций не позволяет технически правильно, юридически грамотно и экономически обоснованно решить все вопросы, связанные с землеустройством, кадастровой оценкой, кадастровой деятельностью.

Отсутствие надлежащих организации и финансирования мероприятий по землеустройству, отказ от разработки установленной Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» землеустроительной документации, отсутствие или некачественное проведение комплекса работ по землеустройству привели в настоящее время к:

1) потере достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения, которая является базовой основой для обеспечения механизма регулирования земельного оборота, установленных платежей за землю, ведения государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель;

2) не соблюдению собственниками, землевладельцами и землепользователями, включая арендаторов земель, ограничений и 5

 

обременений прав в использовании земель, что приводит к повсеместной деградации этих земель, загрязнению, захламлению, разрушению в процессе хозяйственной деятельности человека, возникновению пожароопасных ситуаций, а также паводковых проблем;

3) нарушению устойчивости и компактности объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где до настоящего времени хозяйствующие субъекты в большинстве своем используют земли одновременно на правах долевой или совместной собственности, постоянного пользования, аренды;

4) появлению недопустимых недостатков землепользования (парцелляризации земель, дальноземелья, чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний), что наносит существенный ущерб всей экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения комплекса землеустроительных работ по консолидации земель, связанных с колоссальными экономическими затратами;

5) не оформлению или к задержкам в оформлении землеустроительной документации для юридических и физических лиц и завышению стоимости как землеустроительных, так и кадастровых услуг, что затрудняет привлечение инвестиций, использование ипотеки земель и других экономических механизмов регулирования землевладения и землепользования;

6) утрате границ земельных участков, что не обеспечивает точности и бесспорности положения их на местности, приводит к многочисленным земельным спорам и неразрешимым судебным делам в сфере оборота земель, затрудняет организацию цивилизованного земельного рынка и не позволяет обеспечить со стороны государства гарантии прав земельной собственности;

7) уменьшению налогооблагаемой базы и невозможности постановки многих земельных участков на кадастровый учет вследствие уклонения 6

 

ряда землевладельцев и землепользователей от указанных работ, неточного определения площадей и границ земельных участков;

8) самовольному захвату, незаконному предоставлению и изъятию земель;

9) существенному занижению арендных платежей за уже используемые земельные участки и выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;

10) невозможности надлежащего формирования и оформления земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [19].

Кроме того, в настоящее время не на всех еще землях сельскохозяйственного назначения проведена инвентаризация; в границах территорий бывших сельскохозяйственных предприятий не осуществлено разграничение земель, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве, в связи с чем, данные участки не поставлены на кадастровый учет и не зарегистрированы; земельные участки фонда перераспределения не выделены в натуре; не проведены землеустроительные работы по передаче в собственность или пользование (аренду) сельскохозяйственным организациям или гражданам несельскохозяйственных угодий, расположенных между участками продуктивных земель в границах земельных участков, предоставленных им в собственность, а также земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями, что привело к следующему:

1) не созданы организационно-территориальные условия для развития ипотеки сельскохозяйственных земель и их цивилизованного рыночного оборота; 7

2) использование большей части земель сельскохозяйственного назначения и их перевод в другие категории осуществляются незаконно, а

сельскохозяйственные организации и граждане до сих пор не знают точных границ своих земельных участков;

3) происходит дальнейшее разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры (дорог, лесополос, мелиорированных земель) и снижение

эффективности использования земель сельскохозяйственного и лесохозяйственного назначения.

Так по состоянию на 01.10.2015 г. согласно информации палат имущественных и земельных отношений муниципальных районов в Республике Татарстан насчитывается 73 302 невостребованных земельных доли общей площадью 395,3 тыс.га. Судебными решениями в 39 муниципальных районах признано право муниципальной собственности на земельные участки общей площадью 225,2 тыс.га (за 2 квартал 2015 года - 217,5 тыс.га). На настоящий момент зарегистрировано право собственности муниципальных образований на земельные участки общей площадью 163,2 тыс.га (за 2 квартал 2015 года - 160,4 тыс.га) [22].

В данной ситуации государство несет потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлении от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками; от реализации земельных участков на торгах; уменьшения госпошлин, взимаемых за юридически значимые действия по сделкам с землей и т.д.

Экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения государство несет, прежде всего, за счет разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения. Это свидетельствует о том, что земельная реформа на землях сельскохозяйственного назначения не закончена и для еѐ реализации нужно провести большое количество землеустроительных работ.

Большие объемы землеустроительных работ предстоят также и на территории муниципальных и иных административно-территориальных образований. Это связано с установлением их границ, инвентаризацией и разграничением земельных участков с постановкой их на кадастровый учет, а также с необходимостью территориального планирования землепользования, застройки, организации рационального использования земель и их охраны.

Отдельные собственники земель, землевладельцы и землепользователи в перспективе будут являться инициаторами проведения землеустроительных работ за собственные денежные средства в связи с необходимостью рациональной и эффективной организации, а так же ведения производства принадлежащих им территорий и охраны земель.

Данные задачи будут особенно актуальны и в ближайшей перспективе, т.к. проведение земельной реформы на территории Российской Федерации будет находиться в это время в самой активной стадии.

Вместе с тем, взаимоувязанное проведение землеустроительных и земельно-кадастровых работ, принятое во всем мире, позволит безболезненно перейти к созданию земельно-информационных систем, т.е. систем более высокого уровня, позволяющих обоснованно принимать решения по управлению земельными ресурсами в государстве, регионах и на местах. Это определяет необходимость и значительную важность налаживания системы землеустройства, в рамках которой решаются вышеперечисленные задачи.

Ведущие ученые и специалисты в области землеустройства базируясь на передовой отечественной и зарубежной практике сформулировали основные проблем методы их реализации:

1.Сформулировать и осуществить четкую земельную и переселенческую политику. 9

 

2.Построить и наладить систему государственного управления земельными ресурсами.

3.Восстановить земельную службу стран и систему проектно-сметного дела в землеустройстве.

4.Сделать земельно-ресурсный потенциал основным звеном подъема экономики России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: