РАЗДЕЛ 3. ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА




План семинара

По теме 3.1

«Объекты предпринимательских правоотношений»

Время: 8 часа – ауд.

14 часов – срс

Вопросы для обсуждения:

1. Предприятие – основной объект предпринимательских правоотношений.

2. Информация как объект предпринимательских правоотношений.

3. Интеллектуальная собственность в предпринимательской деятельности:

- понятие интеллектуальной собственности и ее места в предпринимательской деятельности;

- патентное право в предпринимательстве;

- права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг.

 

Нормативные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Гл. 6, 69, 72, 76.

Федеральный Закон от 29.07.2004 г. N 98-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О коммерческой тайне».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (действующая редакция, 2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ст. 1-9.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I (действующая редакция, 2016) «О защите прав потребителей». Ст. 8-10.

Литература:

Российское предпринимательское право: учебник /отв. ред. И.В.Ершова, Г.Д.Отнюкова. М., 2014. Гл. 9, 19.

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу следует осознать, что осуществляя предпринимательскую деятельность, субъекты предпринимательства взаимодействуют не только между собой, но и с окружающим их объективным миром. В этом взаимодействии субъектов предпринимательства с объективной реальностью появляется новое понятие предпринимательского права - объекты предпринимательской деятельности. Выделение объектов предпринимательства и правовая характеристика их содержания содержится в предпринимательском праве.

Объект предпринимательских отношений с точки зрения права – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов предпринимательской деятельности.

Такой подход позволяет утверждать, что в ст. 132 ГК РФ выделяется основной объект предпринимательских правоотношений – предприятие - и дается его гражданско-правовое определение: «Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью» (п. 1 ст. 132).

В п. 2 ст. 132 ГК РФ указываются основные структурные элементы предприятия как имущественного комплекса, в который входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Функционирующее предприятие как имущественный комплекс, во-первых, определяет формирование предпринимателем своих субъективных прав. Во-вторых, позволяет реализовывать свои юридические обязанности в предпринимательских правоотношениях. В-третьих, эффективность использования предприятия, в конечном итоге, определяет место юридического лица на рынке товаров и через его капитализацию на рынке капиталов. Именно поэтому предприятие следует рассматривать как основной объект предпринимательских правоотношений.

ГК РФ устанавливает два случае распоряжения предприятием для субъекта предпринимательства. Во-первых, предприятие в целом может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132). В этом случае, согласно п. 1 ст. 559 ГК РФ, по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. Например, права продавца, полученные им на основании лицензии на занятие соответствующей деятельностью (п. 3 ст. 559).

Во-вторых, часть предприятия может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132). В данном случае все виды имущества, входящие в состав имущественного комплекса становятся объектами общих гражданских прав предпринимателя. Обратите внимание на то, что важное практическое значение для предпринимательских правоотношений имеет такой признак объектов гражданских прав как оборотоспособность.

Оборотоспособность – это возможность объектов гражданских прав свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства, например реорганизация юридического лица (п. 1 ст. 129).

По данному критерию все виды имущества предприятия делятся на две группы:

- неограниченные в обороте:

- ограниченные в обороте.

Неограниченные в обороте – это объекты предпринимательских правоотношений, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства. Таких объектов подавляющее большинство в рыночной экономике. Они являются материальной основой использования диспозитивного метода регулирования предпринимательских отношений как основного метода предпринимательского права.

Объекты, ограниченные в обороте, устанавливаются законом или в установленном законом порядке, которыми, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, принадлежащими лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (п. 2 ст. 129), что определяет необходимость использования императивного метода в предпринимательском праве.

Причины ограничения законом оборотоспособности объектов гражданских прав в предпринимательстве обусловлены необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты прав российских граждан, прежде всего, их нравственности, здоровья и жизни.

Подготовка ко второму вопросу необходимо начать с рассмотрения понятийного аппарата и общественных отношений, связанных с использованием информации, установленных Законом об информации.

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2 Закона об информации).

Информация как объект правовых отношений Законом об информации разделена на две группы:

- общедоступная информация (п. 1 ст. 5, 7);

- информация ограниченного доступа, которая устанавливается федеральными законами (ст. 9).

Общедоступная информация как объект предпринимательской деятельности имеет три аспекта. Во-первых, доступность для потребителей необходимой им информации об изготовителе (исполнителе) и о товарах (работах, услугах). Правовое регулирование открытой информации предпринимателей для потребителей установлено ст. 8-10 Закона о защите прав потребителей. Изучите эти статьи и подумайте, как выполнение содержащихся в них требований сказывается на издержках производства предпринимателей?

Второй аспект общедоступной информации как объекта предпринимательской деятельности – доступность информации для предпринимателя о своем контрагенте- предпринимателе. Правовой режим этого аспекта общедоступной информации регулируется положениями гл. II Закона о государственной регистрации ЮЛ и ИП. В частности в ст. 5 узаконено содержание ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а в ст. 6 указывается, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

Третий аспект общедоступной информации как объекта предпринимательской деятельности – доступность информации для общественного и государственного контроля. Так, например, согласно п. 6 ст. 97 ГК РФ публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом. А порядок формирования государственного информационного ресурса, формирования и ведения реестра лицензий, предоставления информации по вопросам лицензирования установлен ст. 21 Закона о лицензировании.

Среди информации ограниченного доступа особое значение для предпринимательской деятельности имеет коммерческая тайна. Отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам регулируются Федеральным законом «О коммерческой тайне». При изучении данного закона сосредоточьте внимание на следующих моментах:

1. На усвоении ключевого категориального аппарата: коммерческая тайна; конфиденциальность информации; информация, составляющая коммерческую тайну.

Коммерческая тайна –это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах:

- увеличить доходы;

- избежать неоправданных расходов;

- сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг;

- или получить иную коммерческую выгоду (п. 1 ст.3).

Определение конфиденциальность информации дается в Законе об информации. Конфиденциальность информации – это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее правообладателя (ст. 2).

Информация, составляющая коммерческую тайну –это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне).

2. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации (п. 1 ст. 4).

3. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Перечень таких сведений установлен ст. 5 Закона о коммерческой тайне. К ним отнесены:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест и другие сведения.

4. Установление режима коммерческой тайны. Определено положениями ст. 10 Закона о коммерческой тайне, которые включают следующие меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства);

5) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, с работниками на основании трудовых договоров и с контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (п.1 ст. 13).

5. Ответственность за нарушение требований Федерального закона «О коммерческой тайне». Нарушение режима коммерческой тайны влечет:

- дисциплинарную

- гражданско-правовую

- административную

- или уголовную ответственность (п. 1 ст. 14).

Дисциплинарная ответственность применяется к работникам ЮЛ по основаниям ст. 192 ТК РФ. Разглашение производственного секрета относится к разряду грубых трудовых обязанностей, и работодателем, как правило, принимается решение об увольнении по основаниям подпункта «в» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ.

Гражданско-правовые отношения – это отношения между ЮЛ - владельцем секрета производства и ЮЛ - подрядчиком (исполнителем) по договорам на выполнение работ (оказание услуг). Лицо, которое получило сведения о секрете производства и разгласило их, может быть привлечено к ответственности за нарушение исключительного права. Его могут обязать возместить убытки, причиненные этим нарушением (п.1 ст. 1472 ГК РФ).

Административная ответственность установлена ст. 13.14 КоАП РФ.

Уголовная ответственность за нарушение режима коммерческой тайны предусмотрена ст. 183 УК РФ.

Подготовка по третьему вопросу предполагает изучение следующих подвопросов:

3.1.Понятие интеллектуальной собственности и ее места в предпринимательской деятельности.

3.2. Патентное право в предпринимательстве.

3.3. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг.

3.1. Осмысление содержания понятия интеллектуальная собственность и ее места в предпринимательской деятельности предполагает изучение нормативные положений о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, содержащихся части четвертой ГК РФ.

Прямого определения понятия интеллектуальная собственность в ГК РФ нет. Но его можно сконструировать на основе положений ст. 1226 ГК РФ.

Интеллектуальная собственность – это совокупность интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Интеллектуальные права включают исключительное право и в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В ст. 1228 установлено, что личные неимущественные права – это, прежде всего, право авторства, принадлежащее автору результата интеллектуальной деятельности. Автором признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие.

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы, непередаваемы и охраняются бессрочно. Отказ от этих прав ничтожен.

Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.

В предпринимательской деятельности использование права авторства требует соблюдения права на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений (ст. 1266). Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 151, 152 ГК РФ. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Исключительное право является имущественным правом (ст. 1226), которое в составе предприятия как имущественного комплекса дает возможность предпринимателю получать прибыль. Предприниматель может использовать исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащий другому лицу только по договору на возмездной основе. Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, сами обладают исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), то они вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению в целях получения прибыли любым не противоречащим закону способом.

В частности, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (ст. 1229).

Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средствами индивидуализации перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Интеллектуальные права на все из них могут быть объектами предпринимательской деятельности. Например, авторское право на произведения литературы является объектом издательского бизнеса.

Однако общее значение в качестве объектов предпринимательской деятельности для всех видов предпринимательства имеют патентное право и права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг.

3.2. Изучение содержания основных положений по патентному праву следует осуществить по нормам ГК РФ, содержащихся в гл. 72.

Патентные права – это интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Патентные права включают:

1) исключительное право;

2) право авторства (ст. 1345).

Изучите содержание понятий: изобретение (ст. 1350), полезная модель (ст. 1351), промышленный образец (ст. 1352).

В предпринимательстве обычно изобретение, полезная модель или промышленный образец создаются работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Поэтому право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору), а исключительное право и право на получение патента принадлежат работодателю. В этом случае работник имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом (ст. 1370).

Исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, которые могут принести прибыль предпринимателю, признаются и охраняются законом, удостоверенные патентами, выданными Федеральной службой по интеллектуальной собственности (ФС по ИС - далее)[21]. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, если не доказано иное (ст. 1346, 1347).

Патентообладателю в целях получения прибыли принадлежит, во-первых, исключительные право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в своей предпринимательской деятельности. Например, изготовление и продажа продукта, в котором использованы изобретение, полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец.

Во-вторых, патентообладатель может распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец (п. 1, 2 ст. 1358). В этом случае он может использовать договор об отчуждении исключительного права, либо лицензионный договор.

По договору об отчуждении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права (приобретателю патента) (п. 1 ст. 1365).

По лицензионному договору одна сторона - патентообладатель (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) удостоверенное патентом право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в установленных договором пределах (ст. 1367).

Исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющий это право патент действуют с даты подачи заявки на выдачу патента в ФС по интеллектуальной собственности:

- двадцать лет - для изобретений;

- десять лет - для полезных моделей;

- пять лет - для промышленных образцов.

Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена только после государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца и выдачи патента (п. 1 ст. 1363).

Срок действия исключительного права на промышленный образец и удостоверяющего это право патента по заявлению патентообладателя может быть неоднократно продлен на пять лет, но в целом не более чем на двадцать пять лет, считая с даты подачи заявки на выдачу патента в ФС по интеллектуальной собственности (п. 3 ст. 1363).

Споры, связанные с защитой патентных прав, рассматриваются судом. К основаниям таких споров относятся:

- об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- об установлении патентообладателя;

- о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и др. (п. 1 ст. 1406).

Ответственность за нарушение исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец установлена положениями ст. 1252, 1406.1 ГК РФ.

Товары с незаконным использованием исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации.

Орудия, оборудование или иные средства, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на изобретение, полезную модель или промышленный образец, суд при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков либо выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование соответствующих изобретения, полезной модели, промышленного образца тем способом, который использовал нарушитель.

3.3. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг включают:

1) право на фирменное наименование;

2) право на товарный знак и право на знак обслуживания;

3) право на наименование места происхождения товара.

1) право на фирменное наименование.

При изучении права на фирменное наименование подумайте, почему это право может иметь только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, и не может иметь индивидуальный предприниматель? (см. ст. 1473, 19, 23 ГК РФ).

Формулировка содержания права на фирменное наименование дается в п. 1 ст. 1474. Право на фирменное наименование – это исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

Содержание фирменного наименования юридического лица установлено в 2, 4 ст. 1473. Обратите внимание на то, что не может включать фирменное наименование.

Ознакомьтесь с действием исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации (ст. 1475). Исключительное право на фирменное наименование действует на территории РФ, включенное в ЕГРЮЛ. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

В п. 2 ст. 1474 раскрыта особенность правовой охраны фирменных наименований в России, заключающаяся в том, что распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

В соответствии с законодательством многих государств мира фирменные наименования, являясь объектом интеллектуальной собственности, могут быть предметом гражданского оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает. В российском законодательстве такая возможность также предусмотрена (п. 2 ст. 559 ГК РФ).

В п. 3 ст. 1474 сформулировано правило о запрете нарушения исключительного права на фирменное наименование - не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.

При этом использование считается незаконным при наличии следующих условий:

- если указанные юридические лица, использующие тождественные или сходные наименования, осуществляют аналогичную деятельность;

- если фирменное наименование второго юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

В п. 4 ст. 1474 определены способы защиты исключительного права на фирменное наименование. В указанной норме эти способы сформулированы в виде обязанности правонарушителя по требованию правообладателя:

- прекратить по своему выбору использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование;

- возместить правообладателю причиненные убытки.

Из содержания данной нормы вытекает, что управомоченными лицами по защите исключительного права на фирменное наименование являются юридические лица – правообладатели. Другие лица, даже понесшие убытки вследствие незаконного использования фирменного наименования (в большинстве случаев такими лицами могут быть потребители), не могут предъявить требования к правонарушителям.

2) право на товарный знак и право на знак обслуживания.

Изучение данного вопроса начните с анализа содержания понятия права на товарный знак. Его следует сформировать на основе положений ст. 1477, 1478.

Право на товарный знак- это исключительное право ЮЛ и ИП на обозначение, служащее для индивидуализации их товаров, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Правила ГК РФ о товарных знаках применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых ЮЛ либо ИП работ или оказываемых ими услуг (п. 2 ст. 1477).

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный Федеральной службой по интеллектуальной собственности[22] в Государственном реестре товарных знаков (ст. 1479, 1480).

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1480).

Виды товарных знаков: смотрите положения ст. 1482.

Далее рассмотрите основные формы правовой реализации исключительного права на товарный знак:

а) использование исключительного права на товарный знак для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, при выполнении работ, оказании услуг и др. способами (п. 2 ст. 1484);

б) отчуждение исключительного права на товарный знак на основе договора отчуждения (ст. 1488);

в) предоставление права использования товарного знака на основе лицензионного договора (ст. 1489).

Договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора (п.1 ст. 1490).

Срок действия исключительного права на товарный знак. В течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1491).

Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.

По ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи указанного заявления.

Запись о продлении срока действия исключительного права на товарный знак вносится Федеральной службой по интеллектуальной собственности в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак (п. 2, 3 ст. 1491).

Защита права на товарный знак предусматривает:

- гражданско-правовую ответственность;

- административную ответственность;

- уголовную ответственность.

Основной статьей в сфере гражданско-правовой ответственности за нарушения исключительного права на товарный знак является статья 1515 ГК РФ, в соответствии с которой товары на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Подумайте – почему законодатель предоставил правообладателю исключительного права на товарный знак право выбора от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации?

Административную ответственность за незаконное использование исключительного права на товарный знак установлена положениями ст. 14.10 КоАП РФ.

Уголовная ответственность за незаконное использование исключительного права на товарный знак установлена ст. 180 УК РФ.

3) право на наименование места происхождения товара.

При изучении данного вопроса сосредоточьте внимание на уяснении следующих положений:

а) содержание права на наименование места происхождения товара, раскрываемого в ст. 1516-1518 ГК РФ.

Право на наименование места происхождения товара – это исключительное право на обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, являющегося местом происхождения товара, обладающего особыми свойствами.

Под наименованием географического объекта понимается современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, обладающего особыми свойствами.

Особые свойства товара, произведенного в конкретном географическом объекте, определяются исключительно или главным образом характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Исключительное право на наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу его государственной регистрации ФС по ИС, удостоверяемое свидетельством[23].

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.

б) использование права на наименование места происхождения товара (ст. 1519).

Использованием наименования места происхождения товара считается, в частности, размещение этого наименования:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров и в рекламе;

- в сети «Интернет».

Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

в) с рок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара (ст. 1531).

Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в ФС по ИС.

Срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара может быть продлен по заявлению обладателя свидетельства.

Заявление о продлении срока действия свидетельства подается в течение последнего года его действия.

По ходатайству обладателя свидетельства ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия свидетельства для подачи заявления о продлении этого срока.

Срок действия свидетельства продлевается каждый раз на десять лет.

Запись о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара вносится ФС по ИС в Государственный реестр наименований и указанное свидетельство.

г) з ащита права на наименование места происхождения товара предусматривает:

- гражданско-правовую ответственность;

- административную от



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: