РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА




ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

 

Методические рекомендации

 

ГУАП

Санкт-Петербург

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических рекомендаций

 

Предпринимательское право: методические рекомендации / сост. К.В.Привалов. – СПб.: ГУАП, 2016. - ХХХ с.

 

Планы и методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Предпринимательское право» подготовлены в соответствии с учебной программой юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. По каждой теме, выносимой на практические занятия, даются вопросы для обсуждения, список рекомендованной литературы, методические указания по подготовке, вопросы и задачи для контроля знаний.

Издание предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по программам бакалавра.

 

© Санкт-Петербургский государственный

университет аэрокосмического

приборостроения (ГУАП), 2016

© К.В.Привалов, 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Тема 1.1 Введение в предпринимательское право

План семинара…………………………………………………………………..5

Методические рекомендации……………………..……….………………..….6

Контрольные вопросы………………………………………………….…..…13

Практикум………………………………………………………………….….14

РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Тема 2.1 Субъекты предпринимательской деятельности

План семинара…………………………………………………………………15

Методические рекомендации..…………………..…………….…….……….16

Контрольные вопросы…………………………………………….…….……..25

Практикум…………………………………………………………..……….….26

Тема 2.2 Правовой статус российского предпринимателя

План семинара…………………………………………….……..…………..…27

Методические рекомендации…………………………………….…..…….….28

Контрольные вопросы…………………………………………………..…..…59

Практикум………………………………………………………….……..…….61

РАЗДЕЛ 3. ОБЪЕКТЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Тема 3.1. Объекты предпринимательских правоотношений

План семинара……………………….……………………………..………….…62

Методические рекомендации..….………………………………………………63

Контрольные вопросы………………………………………………….…….....85

Практикум………………………………………………………….……….……87

Тема 3.2 Собственность – правовая основа предпринимательства

План семинара….………………….……………………………..…..……….….88

Методические рекомендации …………………………………………..……...89

Контрольные вопросы………………………………………………….…….....107

Практикум………………………………………………………….……….……108

РАЗДЕЛ 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 4.1 Договоры в сфере предпринимательства

План семинара….………………….………………….………..……….…...…110

Методические рекомендации………………………………………..…………111

Контрольные вопросы…………………………………………………..……....134

Практикум………………………………………………………….……….…….135

Тема 4.2 Техническое регулирование качества продукции предпринимателей

План семинара….………………….……………………………..………….…137

Методические рекомендации.…………………………………………………138

Контрольные вопросы…………………………………………………..…….....155

Практикум………………………………………………………….……….…….156

Тема 4.3 Правовое регулирование отношений конкуренции и монополии

План семинара….………………….……………………………..………….…157

Методические рекомендации.…………………………………………………158

Контрольные вопросы…………………………………………………..…….....181

Практикум………………………………………………………….……….…….183

Тема 4.4 Государство и малое предпринимательство

План семинара….………………….……………………………..………….…184

Методические рекомендации..…………………………………………………185

Контрольные вопросы…………………………………………………..…….....199

Практикум………………………………………………………….……….…….200

Тема 4.5 Правовое регулирование инвестиционной деятельности

План семинара….………………….……………………………..………….…201

Методические рекомендации…..………………………………………………202

Контрольные вопросы…………………………………………………..…….....221

Практикум………………………………………………………….……….…….222

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

План семинара

По теме 1.1

«Введение в предпринимательское право»

Время: 3 час – ауд.

8 часов – срс

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие и функции предпринимательской деятельности в рыночной экономике.

2. Предмет предпринимательского права.

3. Методы предпринимательского права.

4. Предпринимательское право: основные трактовки содержания.

 

 

Нормативные акты:

Конституция Российской Федерации. Ст. 8, 34, 57, 58.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ст. 2, 5, 23,49, 51.

 

Литература:

Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М., 2014. Гл. 1.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу изучите определение предпринимательской деятельности, сформулированное законодателем в ст. 2 ГК РФ. Продумайте содержание основных признаков предпринимательской деятельности, содержащихся в его нормативном понятии. А именно:

- самостоятельная деятельность, означающая принятие самим предпринимателем ключевых решений – что (какой товар), как (каким способом) и для кого (каких социальных групп) производить. Обратите внимание, что самостоятельность деятельности предпринимателей гарантируется ст. 8, 34 Конституции РФ и ст. 49 ГК РФ;

- деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Обратите внимание, что прибыль может быть получена предпринимателем от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Подумайте, чем прибыль как форма доходов отличается от других видов доходов, например, заработной платы?

- деятельность, осуществляемая на свой риск. Продумывание содержания этого признака предпринимательской деятельности предполагает осознание того, что в экономике постоянны только изменения. Предвидеть эти изменения, действовать с расчетом на будущее, идти новыми путями – всегда дело немногих лидеров, которыми в рыночной экономике являются предприниматели. Все решения предпринимателя обращены в будущее, и каждый предприниматель ищет баланс между стремлением к прибыли и своей же оценкой риска убытков. Если предпринимателю удается поддерживать положительный баланс он идет вперед, развивая свой бизнес, а если нет, становится банкротом, так как отвечает за свои решения своим имуществом.

- обязательная государственная регистрация гражданами своей предпринимательской деятельности. Этот признак присутствует не только в нормативном определении предпринимательской деятельности, но и дополнительно уточняется при правовой характеристике субъектов российского предпринимательства (см. ст. 23, 51 ГК РФ).

Функции предпринимательской деятельности в рыночной экономике обычно сводятся к следующим трем формам:

- ресурсная;

- организаторская;

- творческая.

При уяснении содержания ресурсной функции надо понять, что в российском общественном сознании сегодня утверждается положение о том, что для эффективно функционирующей рыночной экономики необходимы не только земля, капитал, трудовые ресурсы, но и предпринимательские ресурсы. По данным ВЦИОМ сегодня в России только 5% опрошенных граждан имеют свой бизнес[1]. Примерно такая же оценка 5,75% от взрослого трудоспособного населения страны дана в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. По этому показателю Россия находится на одном уровне с такими странами, как Испания (5,21%), Финляндия (5,29%), Греция (5,51%), Норвегия (6,25%)[2].

На заседании Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса Президент РФ В.В.Путин отметил: «Принципиально важно утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимания особой роли предпринимательского труда как одного из важнейших ресурсов развития страны, долгосрочного её экономического роста»[3]. Реализация конституционных гарантий свободы предпринимательства Президент России В.В.Путин считает важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом[4].

Организаторская функция предпринимательства в рыночной экономике проявляется в том, что предприниматели обеспечивают эффективное соединение вещественных (земля, капитал) и личных (трудовых ресурсов) факторов производства. Эффективное соединение вещественных и личных факторов производства означает достижение цели предпринимательства – систематическое получение прибыли.

Творческая функция предпринимательства связана с новаторством предпринимателей. Особенно она важна в современных условиях, в условиях опережающего развития инновационного и информационного секторов современной рыночной экономики.

Осмысление функций предпринимательской деятельности должно привести Вас к выводу, что предпринимательство играет ведущую роль в развитии рыночной экономики. Предприниматели – это своеобразные капитаны кораблей (фирм) эскадры под названием «российская рыночная экономика». Предпринимательское право, регулирующее предпринимательскую деятельность, должно быть нацелено на обеспечение свободы предпринимательства. При этом предприниматели обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (см. ст. 57, 58 Конституции РФ) и выполнять другие законные ограничения свободы предпринимательства, направленные на защиту прав российских граждан, которые мы будем изучать в последующих темах.

При подготовке ко второму вопросу следует вспомнить, что под предметом права понимается то, что регулирует право, то есть определенные виды общественных отношений. Поэтому предмет предпринимательского права – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Эти отношения представляют собой сложную, многостороннюю и многоуровневую структуру.

Во-первых, предпринимательское право выделяет и дает характеристику правового статуса субъектов предпринимательской деятельности. Данные вопросы станут предметом изучения во втором разделе дисциплины.

Во-вторых, поскольку общественные отношения в сфере предпринимательства связаны с объектами этих отношений, постольку предпринимательское право определяет и устанавливает правовые характеристики объектов предпринимательства. Эти вопросы будем изучать в третьем разделе курса.

В-третьих, необходимо различать структуру самих общественных отношений в сфере предпринимательства:

- отношения между предпринимателями, которые составляют общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности;

- отношения внутри субъектов предпринимательства (внутрикорпоративные отношения: между учредителями, между собственниками и менеджерами, оказывающие огромное влияние на эффективность предпринимательства);

- отношения между предпринимателями и государственными органами (государственная регистрация и лицензирование предпринимательства, налоговые отношения, надзорные и контрольные отношения и др.);

- социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами эволюции отношений в сфере предпринимательства (например, отношения предпринимательства и политических партий, отношения бизнеса и природы).

Таким образом, предмет предпринимательского права – это все то, что попадает под действие его правовых норм. Данное пространство общественных отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, обычно называемое правовым или юридическим полем предпринимательского права, имеет тенденцию к расширению и усложнению.

В третьем вопросе, приступая к изучению методов предпринимательского права необходимо вспомнить, что предпринимательская деятельность – это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли…»[5]. Исходя из сущности предпринимательства, можно сформулировать требования к основному методу предпринимательского права:

а) он не должен мешать развитию предпринимательской деятельности. Предпринимательство должно развиваться без каких-либо внешних ограничений со стороны общества. Иначе трудно ожидать инициативы, столь необходимого сегодня инновационного производства. Другими словами метод предпринимательского права должен предоставлять свободу предпринимательской деятельности;

б) если появятся виды предпринимательской деятельности, нарушающие права человека, то их следует запретить. Например, предпринимательство, выпускающее товары, угрожающие здоровью и жизни граждан.

Этим требованиям отвечает диспозитивный метод правового регулирования. Его суть выражается формулой «все, что не запрещено – разрешено».

Помимо основного диспозитивного метода в предпринимательском праве используются и другие методы:

- императивный метод (метод обязательных предписаний), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, к правам и обязанностям ее участников. Его суть выражается формулой «все, что не разрешено, — запрещено». Императивный метод используется при регулировании административных отношений в предпринимательской деятельности: государственной регистрации, лицензировании отдельных видов предпринимательства, налоговых отношениях и др.

- метод дозволения, который используется в регулировании отношений предпринимательства и природы: квоты заготовки природных ресурсов (например, вылова рыбы) и загрязнения окружающей среды (например, объемов сброса загрязняющих стоков).

- метод свободного волеизлияния (метод индивидуального регулирования). Под этим методом понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов в сфере предпринимательской деятельности, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.

Все выделенные выше методы предпринимательского права тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

При подготовке по четвертому вопросу обратите внимание, что в отечественной юриспруденции существуют разные подходы к трактовке содержания предпринимательского права. А именно:

1) предпринимательское право – это научная дисциплина. Предпринимательское право как наука представляет собой систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития;

2) предпринимательское право – это отрасль законодательства. Как отрасль законодательства предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах и обычаях), регулирующих предпринимательскую деятельность.

3) предпринимательское право – это учебная дисциплина. Как учебная дисциплина предпринимательское право представляет собой систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли законодательства, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о развитии науки предпринимательского права.

Все эти три подхода к трактовке содержания предпринимательского права общепризнанны потому, что они представляют собой видение определенного среза предпринимательского права как формы общественного сознания.

4) предпринимательское право – это отрасль права. Данный подход к его трактовке является дискуссионным. Изучите аргументы участников данной дискуссии по предложенному в плане семинара учебнику (§ 1 гл. 1). Возможно, Вы придете к выводу, что по мере развития российских общественных отношений и обостряющейся потребности кодификации хозяйственного законодательства, комплексная отрасль предпринимательского права перерастет в самостоятельную отрасль права.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте гражданско-правовое определение – предпринимательская деятельность.

2. Назовите и раскройте содержание признаков предпринимательской деятельности.

3. Объясните суть ресурсной функции предпринимательства в рыночной экономике.

4. Раскройте содержание организаторской функции предпринимательства в рыночной экономике.

5. Объясните суть творческой функции предпринимательства в рыночной экономике.

6. Назовите и объясните выделение основных структурных элементов предмета предпринимательского права.

7. Назовите и раскройте содержание структурных элементов системы общественных отношений в сфере предпринимательской деятельности.

8. Сформулируйте требования к основному методу предпринимательского права. Какой метод права отвечает этим требованиям?

9. Раскройте суть императивного метода, используемого в предпринимательском праве. Какую группу общественных отношений в предпринимательстве он регулирует?

10. Раскройте суть метода дозволения, используемого в предпринимательском праве. Какую группу общественных отношений в предпринимательстве он регулирует?

11. Раскройте суть метода свободного волеизлияния (метод индивидуального регулирования), используемого в предпринимательском праве. Какие общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности он регулирует?

12. Назовите и раскройте основные подходы к трактовке содержания предпринимательского права.

Практикум:

Дано: Гражданин М. в течение 2 лет (1994-1995 гг.) скупал лом цветных металлов с намерением перепродать его по более высокой цене (в результате инфляции). Однако перепродать скупленное не сумел и никакой прибыли не получил, т. к. его деятельность была прервана правоохранительными органами.

Определите: являлась ли деятельность гражданина М. предпринимательской деятельность? Это необходимо для квалификации его деятельности по ст. 171 Незаконное предпринимательство УК РФ.

 

РАЗДЕЛ 2. СУБЪЕКТЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

 

План семинара

По теме 2.1

«Субъекты предпринимательской деятельности»

Время: 4 час – ауд.

6 часов – срс

Вопросы для обсуждения:

1. Субъекты предпринимательства в российском праве: понятие, виды, их признаки, правомочия.

2. Организационно-правовые формы российского предпринимательства для юридических лиц.

3. Основные черты личности и правовой культуры российского предпринимателя.

 

Нормативные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 2, 17-21, 23, 27, 29,30, 48, 49, 50, 113,114, 123.8.

Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 13.

Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ (действующая редакция, 2016) «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Ст. 17.

 

Литература:

Российское предпринимательское право: учебник /отв. ред. И.В.Ершова, Г.Д.Отнюкова. М., 2014. Гл. 3, 6.

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу уясните, что субъекты предпринимательской деятельности – это лица, правомочные осуществлять предпринимательство. Согласно российского законодательства в качестве лиц, которые могут участвовать в предпринимательской деятельности могут выступать:

- физические лица;

- юридические лица;

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (см. п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Физические лица, чтобы стать предпринимателями должны обладать общими признаками субъекта гражданского права:

- правоспособностью гражданина, способностью иметь гражданские права и нести обязанности, которые возникают в момент его рождения и прекращаются смертью (ст. 17 ГК РФ). Обратите внимание, что содержание правоспособности граждан включает право заниматься предпринимательской деятельностью (см. ст. 18 ГК РФ);

- имя гражданина, которое включает фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (см. ст. 19 ГК РФ). Гражданин индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность под своим именем;

- место жительства гражданина, под которым признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (см. ст. 20 ГК РФ). В следующей теме мы увидим, что государственная регистрация гражданина индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства;

- дееспособность гражданина, под которой понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст. 21 ГК РФ).

В перечисленных признаках субъекта гражданского права для физического лица потенциального участника предпринимательской деятельности решающее значение имеет последний четвертый признак – дееспособность гражданина. Первые три признака – это лишь потенциальная предпосылка для осуществления гражданином предпринимательской деятельности, четвертый же признак дает реальные основания превратить возможность участия гражданина в предпринимательстве в действительность.

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только полностью дееспособные граждане. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме у российских граждан с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (см. ст. 21 ГК РФ).

Из этого общего правила российским законодательством установлены следующие исключения:

- признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным (см. ст. 29,30 ГК РФ). Обратите внимание, что лишение или ограничение дееспособности граждан возможно только по решению суда;

- признание дееспособности граждан ранее восемнадцатилетнего возраста. Это предусмотрено в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В п. 2 ст. 13 Семейного Кодекса указано, что при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (см. п. 2 ст..21 ГК РФ).

Кроме того, согласно п. 1 ст. 27 ГК РФ с согласия родителей, усыновителей или попечителя несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может занимается предпринимательской деятельностью.

- запрещено заниматься предпринимательской деятельностью гражданам, занимающим должности в связи с их государственной гражданской службой (см. п. 3 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Вторым субъектом, который может участвовать в предпринимательской деятельности, являются юридические лица. Юридические лица – это организации, которые в отличие от физических лиц, являются «неодушевленным» субъектом предпринимательства.

В п. 1 ст. 48 ГК РФ выделены признаки юридического лица. К ним законодатель отнес:

- наличие обособленного имущества;

- возможность отвечать этим имуществом по своим обязательствам;

- возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности;

- быть истцом и ответчиком в суде.

Наличие всей совокупности указанных признаков придает организации статус юридического лица. Однако определяющим признаком является первый. Без наличия обособленного имущества у организации не оживут другие три признака юридического лица.

Этим признаком – наличием обособленного имущества – статус юридического лица отличается от статуса физического лица как участников предпринимательской деятельности. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом не только для занятия предпринимательством, но и для удовлетворения всех своих других потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут участвовать в предпринимательской деятельности прямо (производить товары, выполнять работы и оказывать услуги), но могут это делать опосредовано. Обладая публичным имуществом (федеральным, государственным и муниципальным), публично-правовые образования не сами, а через свои органы, специально созданные юридические лица или представителей, реализуют право собственности, в том числе занимаясь предпринимательской деятельностью, путем:

- создания государственных и муниципальных унитарных предприятий (см. ст. 113,114 ГК РФ). Их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

- участия государства через своих представителей в управлении публичными акционерными обществами на основе владения, пользования и распоряжения принадлежащими ему акциями;

- распоряжения принадлежащим публично-правовым образованиям имуществом (передают в аренду, распоряжаются в процессе приватизации, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции, получая доходы от такого использования). Функции, например, по управлению федеральным имуществом осуществляет федеральный орган исполнительной власти - федеральное агентство по управлению государственным имуществом[6].

При подготовке ко второму вопросу следует уяснить, что под организационно-правовой формой предпринимательства понимается вид юридических лиц, отличающихся по способу закрепления и использования имущества субъектом предпринимательства, характере взаимоотношений между собственниками, учредителями и созданными ими юридическими лицами, особенностями организации управления их деятельностью и особенностями ответственности.

Организационно-правовые формы российского предпринимательства для юридических лиц установлены ГК РФ.

Юридические лица могут осуществлять предпринимательскую деятельность в форме коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (см. п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

- хозяйственных товариществ и обществ;

- крестьянских (фермерских) хозяйств;

- хозяйственных партнерств;

- производственных кооперативов;

государственных и муниципальных унитарных предприятий[7].

Обратите внимание, что коммерческие организации могут создаваться только в этих организационно- правовых формах, т. е. их перечень является исчерпывающим. Все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий обладают общей правоспособностью. Под общей (универсальной) правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Участники любой коммерческой организации могут при желании «уменьшить» объем ее правоспособности, т.е. сделать правоспособность специальной. Для этого в учредительных документах юридического лица необходимо закрепить конкретный закрытый перечень видов его деятельности. При этом даже для многих коммерческих организаций законом изначально предусмотрена только специальная правоспособность (например, страховые организации, банки и др.).

Коммерческие юридические лица в целях представления и защиты общих имущественных интересов, координации их предпринимательской деятельности могут создавать объединения (ассоциации и союзы)[8]. Члены ассоциаций и союзов сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица. Примеры: Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация российских банков.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

- потребительских кооперативов;

- общественных организаций;

- ассоциаций (союзов);

- религиозных организаций и др.[9].

Некоммерческие юридические лица обладают специальной правоспособностью в предпринимательской деятельности. Под специальной правоспособностью в предпринимательстве понимается наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, приносящих доход, если это предусмотрено их уставами, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (см. п. 4 ст. 50 ГК РФ). Например, производство и торговля предметами культа в религиозных организациях.

Приступая к изучению третьего вопроса, следует отметить, что исследования, проведенные в развитых странах мира, дают примерно один результат: доля людей среди трудоспособного взрослого населения (от 18 до 64 лет), способных к эффективному занятию предпринимательством (владельцы устоявшегося бизнеса – более 3,5 лет) невелика от 3 до 7%. Так, в Германии и Италии этот показатель составляет 3,0%, в Японии – 4,8, в США и Великобритании – 5,4, в Голландии 6,6%[10].

Это связано с тем, что осуществление предпринимательской деятельности требует особых способностей, специфических личных качеств. Предприниматель должен иметь следующие ярко выраженные характеристики личности:

- инициативность, направленная на постоянный поиск новых возможностей бизнеса (повышения качества продукции и уменьшения издержек производства);

- упорство в достижении поставленных целей;

- готовность пойти на риск и умение принять ответственность на себя;

- деловая общительность и контактность;

- личная организованность и требовательность к подчиненным;

- видение перспективы и планирование движения бизнеса.

Предприниматель в рыночной экономике – это капитан, ведущий свой «бизнес- корабль» в неясные контуры будущего. От того как он поведет этот корабль – правовым или неправовым путем – зависит будущее страны.

Выбор легального или теневого пути предпринимателя определяется многими обстоятельствами. Но одним из решающих является уровень его правовой культуры.

Правовая культура предпринимателя – это совокупность всех позитивных компонент его правовой деятельности в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Правовая культура предпринимателя является проявлением его правосознания, умений и навыков правового предпринимательского поведения. Исходным компонентом правовой культуры предпринимателя выступает его правосознание.

Правосознание предпринимателя – это совокупность его представлений и чувств к действующему или желаемому предпринимательскому праву. Виды правосознания: обыденное, профессиональное (у имеющих юридическое образование) и научное (у ученых, преподавателей права).

Правосознание большинства современных российских предпринимателей находится:

- на обыденном уровне. Это означает, что оно ограничено повседневными рамками их предпринимательской деятельности. Специфика обыденного правосознания такова, что опираясь на здравый смысл в повседневной практике, предприниматели могут формировать правомерное поведение, способствуя тем самым экономическому и социальному прогрессу российского общества. Однако в условиях, когда в российской экономике ее теневой сектор достигает 50% от легального вторая черта правосознания современных российских предпринимателей:

- правовой нигилизм. В отечественной юридической мысли под правовым нигилизмом понимается направление общественно-политического сознания, отрицающее социальную ценность права. Правовой нигилизм в этом, теоретическом понимании для постсоветской России не актуален. Практически никто сегодня не отрицает возможности правового регулирования общественных отношений.

Тем не менее, на уровне обыденного правосознания россиян, в том числе предпринимателей, правовой нигилизм широко распространен. Правовой нигилизм российских предпринимателей можно определить как состояние их общественного сознания, для которого характерны: 1) юридическая некомпетентность (отсутствие правовых знаний); 2) негативная оценка российского права (отрицание его социальной ценности); 3) распространенность навыков и стереотипов неправового и противоправного поведения.

Однако в эволюции правосознания и правовой культуры в целом современного российского предпринимателя можно выделить две позитивные тенденции. Первая - восхождение их правосознания от обыденного мышления до профессионального. Многие отечественные бизнесмены получили или получают высшее, в том числе юридическое образование, пользуются услугами профессиональных юристов. Вот один из элементов портрета личности начинающего российского бизнесмена. Это мужчина в возрасте 20-29 лет, имеющий высшее образование, постоянный участник разных тренингов и семинаров Они настоящие трудоголики. Большинство из них уверенно, что занять место под солнцем можно только благодаря упорной работе. На удачу мало кто полагается. Свой первый миллион большинство начинающих предпринимателей потратят не на отдых и автомобиль, а вложат его в развитие собственного дела[11].

Вторая позитивная тенденция в эволюции правовой культуры современного российского предпринимателя – более активное использование легального права для защиты своих интересов, укрепляющее умения и навыки правового бизнес - поведения. Сегодня российские бизнесмены уже имеют широкую позитивную практику ведения административных споров по защите своих интересов даже с государственными органами. Так, по данным Верховного суда по арбитражным делам количество споров, связанных, например, с применением налогового законодательства в первой половине 2015 года составило – 40 333. Причем суды разрешили споры в пользу компаний в 48 % случаев, что на 2 % больше, чем в 2014 году[12].

Постепенно формируется важная тенденция позитивного отношения населения России к бизнесу как социальному явлению. По результатам совместного исследования Ассоциации российских банков и Института социологии РАН, если в 2013 г. 41% респондентов высказали положительное отношение к бизнесу, то в 2015 г. - уже 49%[13].

Более оптимистические оценки приведены в результатах опроса «Левада-центра» к субъектам бизнеса - предпринимателям. К тем, кто занимается бизнесом, в целом относятся «очень хорошо» и «скорее хорошо» 75% россиян. Но уровень одобрения напрямую зависит от масштаба предпринимательской деятельности: в отношении индивидуальных предпринимателей сумма положительных ответов составляет 81%, для владельцев средних предприятий - 78%, а работу крупных бизнесменов одобряют лишь 57% респондентов[14].

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение – субъекты предпринимательской деятельности.

2. Какие лица могут участвовать в предпринимательской деятельности по российскому законодательству?

3. Назовите и раскройте гражданско-правовые признаки фи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: