Принятие решения требует объединения различных функций сознания (памяти, восприятия, воображения, мышления) и факторов внешнего воздействия, ситуации, оказывающих влияние на этот сложный процесс.
Принятие решений, как и обмен информацией, является составной частью управленческой деятельности юристов. По сути, принятие решения – это выбор альтернативы, т. е. определение того, какому способу действий и линии поведения отдать предпочтение для достижения поставленной цели.
Существуют различные классификации видов решения. Основными являются организационные решения, которые принимаются должностными лицами для осуществления своих функциональных обязанностей. Они должны обеспечить выполнение задач, стоящих перед организацией. Эти решения могут быть запрограммированы (соответствующими определенному алгоритму, тем или иным предписаниям закона) и не запрограммированы (принимаемыми в нестандартных, неопределенных ситуациях, допускающих множество вариантов действий). Часто ситуации складываются таким образом, что принятие решений носит смешанный между указанными крайностями характер.
Решения могут быть интуитивными и основанными на суждениях (на основе профессионального опыта и знаний). Опыт облегчает принятие решений, но его опасность в том, что он иногда может скрывать видение новых вариантов, влечь следственные и судебные ошибки.
Рациональные решения принимаются на основе объективного анализа имеющейся информации. Принятие их проходит этапы диагностики возникшей проблемы, оценивания трудностей ее решения, возможностей и ограничений принимающего решение, выбор альтернатив, их оценки. После принятия решения в ходе его реализации включается система контроля его реализации на основе обратной связи, что позволяет вносить коррективы в реализуемое решение. Именно такой путь проходят многие решения следователя при расследовании уголовных дел или судьи при рассмотрении уголовных дел и гражданско-правовых споров.
|
Принимаемые решения можно могут быть принимаемыми единолично (самостоятельно) и коллегиально. Многие решения следователя принимаются им единолично, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или судьи. Судьи тоже многие решения принимают единолично, но существуют и коллегиальные решения, которые принимаются составом суда.
На процедуру принятия единоличных решений влияет стиль руководства (авторитарный, демократический или либеральный), а также личностные качества руководителя и обстановка (обстоятельства, ситуация), в которой принимается решение.
Наиболее простой является определенная ситуация, когда юрист, принимая решение, знает, что он должен делать, имея возможность прогнозировать достижение нужного результата, наступление определенных правовых последствий. Так, обнаружение трупа с признаками насильственной смерти однозначно обязывает прокурора или следователя принять единственно правильное решение возбудить уголовное дело.
Существуют различные методы принятия решений. К ним относятся методы моделирования, «дерева решений» (поэтапное принятие решения с последующей оценкой влияния его возможных результатов на последующее решение), метод прогнозирования, метод экспертной оценки.
|
Приступая к освещению познавательной подструктуры юридической деятельности, следует обратиться к расследованию уголовных событий как ее наиболее изученной ее сфере. Предварительное следствие – целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основой деятельности следователя является его познавательная активность по собиранию и исследованию фактов, на основании которых восстанавливается прошлое событие, создается модель преступления.
Как отмечалось, начиная процесс собирания фактов, следователь еще не знает конечного результата сбора этих сведений, не может составить примерную модель. В деятельности следователя большое значение имеют криминалистические знания, которые способствуют пониманию имеющейся информации, ее поиска, правильного выбора, а также активизации воссоздающего воображения. Познание прошлого события всегда основывается на фактах настоящего. При этом строятся мысленные модели взаимосвязи фактов, явлений настоящего с прошедшим событием. Такое познание включает в себя проверку и практическую оценку, эксперименты с объектами.
Преступление как предмет исследования – сложное и многостороннее явление, поэтому деятельность следователя характеризуется разнообразием задач, решение которых требует многих качеств, навыков и знаний. Необходимы специальные познания в области медицины и педагогики, товароведения и бухгалтерии, транспорта и социологии.
В ходе следственной деятельности необходимо преодоление сопротивления незаинтересованных в расследовании дела лиц, которые совместно с преступником противодействуют следователю. Здесь все: хитрость, шантаж, ложь, обман, клевета, фальсификация, подкуп. Неравенство в положении следователя и заинтересованных лиц связано с тем, что последние знают какие обстоятельства желательно скрыть. Это придает расследованию характер борьбы, принимающей очень острые формы, требует трезвой оценки создавшейся конфликтной ситуации.
|
Для следствия характерна не только борьба, но и тонкое психологическое воздействие на личность допрашиваемого, принятие решения в условиях неопределенности. Важное значение имеет процесс получения информации путем общения. Мысль следователя должна не только отражать и направлять его собственные действия, но и постоянно соотноситься с интеллектуальной деятельностью всех участников дела или причастных лиц.
Знающего следователя характеризует ряд профессиональных качеств: объективность в оценке и анализе собранного материала, разумное использование властных полномочий, стойкость и убежденность, сохранение следственной тайны. Разглашение данных предварительного следствия чревато рядом опасностей – мешает расследованию, ставит под удар лиц, помогающих раскрытию преступления, формирует заранее общественное мнение.
Расследование дел неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, поэтому оглашение данных приводит к их компрометации, личным трагедиям. Умение молчать является не природным даром, а продуктом воспитания, зависит от стойкости и дисциплинированности. Необходимо соблюдать специальные требования конспирации, скрывать не только конкретные данные, но и сведения общего порядка. Среди следователей считается неэтичным проявлять любопытство к расследованиям, проводимым коллегами.
Общая характеристика познавательной деятельности следователя дана в предыдущей теме, поэтому здесь необходимо сосредоточиться на тех следственных действиях, которыми она осуществляется.