Психология предъявления для опознания.




Сущность этого следственного действия состоит в том, что в ходе опознания в специально регламентированном законом порядке лицо, ранее допрошенное следователем по данным возможности опознания, опознает живого человека, труп, предмет или их фотографическое изображение. Фактически происходит идентификация опознаваемого объекта по его образу, сохраняющегося в памяти. Для соблюдения критерия объективности объект должен предъявляться в группе не менее, чем из трех человек или предметов, за исключением трупа, предъявляемом в единственном экземпляре, ввиду экстремальности такого предъявления. По результатам опознания составляется протокол.

Предъявление для опознания основано на анализе двух психологических процессов: формирующего – усвоение отличительных признаков объекта, опознавательного – стадия распознания и использования данных признаков для выделения объекта из других ему подобных.

Кроме того, психологическое содержание опознания состоит из двух стадий:

1. Подготовительной – предварительный допрос об обстоятельствах и особенностях восприятия определяемого объекта. Психологические предпосылки успешности данного следственного действия закладываются именно здесь: выделяются признаки запечатленных объектов, психологические особенности восприятия и памяти лица, которому могут быть предъявлены для опознания различные объекты.

2. Основной – само опознание.

Психологические предпосылки успешности данного следственного действия закладываются на подготовительной стадии: именно на допросе выделяются признаки запечатленных объектов, психологические особенности восприятия и памяти лица, которому могут быть предъявлены для опознания различные объекты.

Реализация психологически обоснованной тактики опознания строится с учетом основных психологических закономерностей и механизмов узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: симультантное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).

Симультантное – узнавание сразу, мгновенное совпадение образа и объекта. Сукцессивное – узнавание постепенное, путем нахождения и выделения в опознаваемом объекте отдельных признаков, их сопоставления, которые синтезируется затем, в результате чего делается вывод о его тождестве. Следователь не должен считать какой-либо из этих видов более надежным, так как они есть результат, прежде всего, индивидуально-психологических особенностей человека в области восприятия, запечатления, сохранения и воспроизведения из памяти ранее воспринятого и сравнение его с предъявленным при опознании.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеют, во-первых, учет объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс первоначального восприятия и запечатление опознаваемого объекта, во-вторых, моделирование опознания в соответствии с психологическими закономерностями узнавания ранее наблюдавшегося.

Объективные факторы – это условия, при которых проходило восприятие: расстояние до объекта, его освещенность, ракурс, в котором он воспринимался, продолжительность и частота наблюдения, время с момента восприятия до предъявления для опознания. Объективные факторы зависят от восприятия свидетелем преступника, находящегося, например, ночью, на значительном удалении, на плохо освещенной улице, в течение непродолжительного времени.

На процесс опознания влияют и субъективные факторы: состояние чувствительности и особенности органов восприятия, физическое, физиологическое и психическое состояние, а также длительность первичного восприятия, отношение опознающего к событию преступления и правонарушителю. Это может быть потрясение, гнев, отвращение, стыд, ненависть, растерянность. Опознающий может испытывать жалость к преступнику, если он несовершеннолетний, престарелый; в связи с его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения; опасением возможной ошибки при опознании.

Виды опознавательных идентификационных признаков и их характеристика разнообразны. Значимо восприятие опорных признаков человека (рост, возраст, особенности голоса и речи, жесты мимика, походка). Кроме статических признаков внешности существуют динамические, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности – походке, речи. Людей идентифицируют по манере говорения, фонетике голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, диалекты, жаргон). При описании походки учитывают мимику, жесты, пантомимику (характерные жесты, особенности походки, особые позы).

Часто потерпевшие запоминают преступника по признакам его внешнего облика: особенности одежды, прически, украшения, опорным признакам: возраст, рост, телосложение, движение, речь, черты лица. На практике обычно обращают внимание на форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, губ, подбородка, цвет глаз; на особые приметы – характерные шрамы, взгляды, улыбки.

Восприятие узнавания зависит от различных личностных качеств. Так, потерпевшие разного возраста по-разному оценивают внешность, рост, возраст преступника. Но, чем старше человек, тем выше точность определения им возраста. С другой стороны чаще встречаются расхождения в определении возраста лиц среднего и старшего возраста. Высокие люди недооценивают рост низкорослых, а для последних характерно преувеличение роста высоких. Худощавые соответственно преувеличивают полноту среднеупитанных, которых толстяки считают худощавых. Особенности внешности зависят от социального опыта, при этом признаки внешности преобладают над элементами облика.

Виды опознавательных идентификационных признаков и их характеристика разнообразны. Значимо восприятие опорных признаков человека (рост, возраст, особенности голоса и речи, жесты мимика, походка). Кроме статических признаков внешности существуют динамические, проявляющиеся в процессе жизнедеятельности – походке, речи. Людей идентифицируют по манере говорения, фонетике голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, диалекты, жаргон). При описании походки учитывают мимику, жесты, пантомимику (характерные жесты, особенности походки, особые позы).

Опознание проводится в служебном кабинете, хорошо освещенном, просторном, однако в ряде случаев требуется учитывать условия восприятия опознаваемых объектов и воссоздавать их. Особые сложности имеет опознание трупа. Следователь должен психологически подготовить участников, успокоить, помочь преодолеть страх.

При опознании следователь должен не только наблюдать, но и контролировать свое поведение – подбирать слова, следить за интонацией, жестами, мимикой. Сопоставление и анализ элементов словесного описания при допросе и опознании является обязательным в процессе оценки, потому что словесная реакция участников может расходиться с их поведением.

Следует обращать внимание на уверенность или неуверенность опознания. Слова «кажется», «наверное» и т.п. должны настораживать следователя и свидетельствует о возможной ошибке опознающего. В противоположном случае, если звучит «абсолютно уверен», «это он» и т.д. возможно двойное истолкование: либо достоверность опознания либо (реже), возможно, о самоуверенности, либо внушаемости или самовнушаемости опознающего.

9.6. Психологическая характеристика следственного эксперимента и его структурных компонентов сводится к моделированию объективных и субъективных факторов проверяемого действия, события или явления. Следственный эксперимент – процессуальное действие, направленное на проверку имеющихся и получение новых доказательств. Его содержанием является проведение различных опытов с целью установления возможности какого-либо события, действия или явления в определенной обстановке и при известных условиях.

На практике проводятся различные виды следственного эксперимента:

1. по установлению возможности восприятия и наблюдения каких-либо фактов или явлений;

2. по установлению возможности совершения какого-либо действия, а также наличию или отсутствию навыков, в том числе и преступных;

3. по установлению возможности существования какого-либо явления;

4. по установлению механизма события в целом или его отдельных элементов;

5. по установлению процесса образования следов события.

Несмотря на особенности тактики производства различных видов следственного эксперимента имеются и общие психологические предпосылки обеспечения их объективной и успешной оценки. Первая особенность состоит в том, что проверяемое лицо должно изъявить согласие участвовать в производстве следственного эксперимента, иначе проводить его просто бессмысленно. Таким образом, необходимо так психологически воздействовать на психику будущего участника этого следственного действия, чтобы у него возникло стремление добросовестно оказать содействие следствию, нейтрализовать мотивы против участия в нем. Далее, во время производства следственного эксперимента необходимо создать благоприятные психологические условия, устранить причины, которые могут помешать проявлению естественности поведения.

Большинство видов следственного эксперимента по сути представляют исследование и оценку определенных возможностей человека: восприятие каких-либо событий или фактов при определенных условиях, когда есть сомнения в его объективности (увидеть ясно что-то в темноте, услышать что-либо на большом расстоянии, правильно определить скорость транспортного средства при наезде), совершение тех или иных действий (поднять тяжелый груз, преодолеть расстояние за определенное время, проникнуть в помещение через ограниченное отверстие), наличия профессиональных навыков и степени их развития (умение управлять транспортным средством или иным техническим устройством), в том числе преступных навыков (вскрыть сейф, изготовить фальшивые деньги или наркотические средства).

Особое значение при проведении следственного эксперимента уделяется подбору его участников. Кроме следователя и понятых в экспериментах принимают участие – обвиняемый, потерпевший, специалисты различных отраслей знаний, а также технический персонал, помогающий выполнять опытные действия.

Следует руководствоваться при производстве следственного эксперимента этическими принципами. Так, недопустимо воспроизводить само событие преступления. Нельзя допускать при его подготовке и в ходе него действия, унижающие честь и достоинство его участников, а также угрожающих их жизни и здоровью. Отмечается, что очевидно нельзя назначать следственный эксперимент с участием потерпевшей по делу об изнасиловании.

Необходимо проверить меры безопасности, особенно при проверке рискованных действий, так как участники следственного действия находятся в сложном психологическом состоянии.

Эксперимент возможен, если будет обеспечено:

1. воссоздание материальной обстановки, сходной с проверяемой;

2. воспроизведение субъективных психофизиологических факторов;

3. моделирование самих опытных действий.

Следственным экспериментом руководит следователь: принимает решения, выдвигает версии, условия, определяет круг участников, содержание, последовательность. При подборе понятых следователь исходит из сложности опытов, оценки получаемых результатов. По прибытию на место эксперимента следователь выполняет организационную работу: размещает участников, распределяет функции, создает условия, приближенные к проверяемым, что позволяет смоделировать ситуацию.

Важным условием производства следственного эксперимента является достижение максимального сходства обстановки и условий реконструируемого события с теми событиями и фактами, возможность и достоверность которых проверяется (время года, суток, освещенность, наличие осадков). Это требование обеспечивается проведением эксперимента в том же месте, где происходило событие, в то же время, в тех же условиях освещения. Моделирование материальных объектов допускает использование как подлинных, так и сходных с ними орудий, предметов, материалов. При невозможности провести эксперимент таким образом (что-то разрушено, исчезло с места происшествия) по возможности это место воссоздается или подыскивается максимально сходное).

Проведение опытов и правильная оценка результатов – главное в эксперименте, поэтому следователь должен четко организовать производство опытов, осуществлять контроль, фиксировать ход эксперимента, оценивать полученные результаты. Следственный эксперимент имеет принципы: многократность – дублирование опытных действий и вариантность – осуществление опытов в изменившихся условиях, с целью исключения случайности и повышения достоверности, на что влияет во многом психологическое состояние испытуемых.

Следует учитывать, что в обычной жизни человек действует непроизвольно, в экстремальной ситуации преступления его психофизиологические возможности могут значительно возрастать, подключая резервные возможности организма. Проверяемый может превзойти в этих условиях свои обычные возможности (перепрыгнуть через очень широкий ров, преодолеть рекордно высокий забор, поднять огромный вес, подняться по отвесной скале), то есть совершить такие действия, которые в ходе следственного эксперимента он повторить часто не может. Подобные эксперименты чреваты особым риском и силу создания опасности для жизни и здоровья испытуемых. Поэтому требуется консультация специалистов, возможно производство комплексной экспертизы с участием психологов и медиков.

Диагностические эксперименты на возможность проявлений психических процессов восприятия, наличие умений и навыков, также желательно проводить с участием психолога, который поможет следователю учесть все многообразие явлений, связанных с преступлением.

Следует учитывать, что моделирование субъективных факторов – основная сложность следственного эксперимента. Присутствие многих людей может повлиять на активность проверяемого, подавляя ее. Есть опасность в повторности действий, поскольку может проявиться эффект научения. Может произойти замедление действий, поскольку при проверке действий, человек может брать их под сознательный контроль, в то время как ранее они могли совершаться на подсознательном, стереотипном уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: