Психология проверки показаний на месте




Тема 9. Организационно-управленческая и познавательная подструктуры

Юридической деятельности

 

9.1. Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры юридической деятельности.

Психологические особенности принятия решения юристами

Психология осмотра места происшествия

9.4. Психологическое содержание обыска.

Психология предъявления для опознания.

Психологическая характеристика следственного эксперимента

Психология проверки показаний на месте

9.1. Психологический анализ организационно-управленческой подструктуры юридической деятельности.

 

В настоящее время проблемы управления и их технологии, при распространении демократических начал в управлении, борьбы с бюрократизмом, приобретают актуальное значение, в том числе и в деятельности правоохранительных органов. Это требует правовой регламентации организационно-управленческих вопросов, исключающих самоуправство должностных лиц, их отрыв от интересов общества, людей. Требуется создание государственно-правового аппарата, основанного на профессионализме управленцев, подконтрольных обществу, а для этого требуется владение основами науки управления. Вопросы повышения роли суда, прокурорских работников, ответственности следователей, кадровое обеспечение правовой реформы становятся все более насущными.

Управление по сути – иерархически организованная, многоуровневая система деятельности органов, должностных лиц, реализующих организационно-управленческие функции для достижения поставленных целей на основе подчинения нижестоящих органов вышестоящим.

Общим для всех определений является признание управляющего воздействия одних органов (должностных лиц) в отношении других.

Организация, не способная выполнять на надлежащем уровне управленческие функции, не может рассчитывать на успех, что относится и к правоохранительным органам.

Согласно современным теориям управления, объектами управления признаются техника, технологические процессы и люди, участвующие в них. Существуют психологические факторы повышения эффективности труда, принципами реализации которых являются:

· разделение труда, предполагающее специализацию его участников, за счет чего выполняется большая по объему и лучшая по качеству работа при тех же усилиях;

· полномочия и ответственность – право одних отдавать приказы, а других наделяющие ответственностью за их исполнение;

· дисциплины, содержанием которой является послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее сотрудниками, что предусматривает и справедливо применяемые санкции;

· единоначалие, предполагающее получение приказов только от одного непосредственного руководителя;

· единство направления, т.е. каждая группа, действующая ради достижения общей цели, должны быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

· подчинения личных интересов общим;

· вознаграждение персонала, предусматривающее справедливую оплату труда каждого члена организации за его службу (работу);

· централизация, предполагающая оптимальное соотношение централизации и децентрализации, обеспечивающая наилучшие результаты профессиональной деятельности;

· иерархическая система должностных лиц, соответствующих подразделений от самого высокого до самого низкого уровня;

· порядок, т.е. определение места для всего и всех;

· стабильность рабочего места персонала, что обеспечивает снижение текучести кадров и эффективность функционирования организации;

· инициатива, означающая творческий подход к разработке планов и мер по их успешной реализации, что придает организации энергию;

· корпоративный дух организации, являющийся результатом гармонии отношений ее персонала.

Таким образом, эффективность юридической деятельности зависит не только от профессиональной подготовки юристов, их технической оснащенности, но и от учета психологических факторов управления.

В настоящее время существует несколько подходов к сущности управления: процессный, системный и ситуационный.

Первый подход рассматривает управление как серию взаимосвязанных управленческих функций, которые позволяют прогнозировать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать, оценивать, принимать решения, подбирать персонал и т.п. Основные функции – это планирования, организации, мотивации и контроля.

Данные функции объединяются в одно целое в процессе коммуникации и принятия решений.

В основе функции планирования содержатся оценка исходной ситуации, в которой начинается деятельность; определение задач, направлений, а также возможных препятствий на пути достижения поставленных целей; выбор способов решения стоящих задач.

- Функция организации определяет круг ответственных для реализации деятельности лиц, а также средств, с помощью которых она будет осуществляться.

- Функция мотивации формирует у субъектов деятельности внутренние побуждения деятельности, соответствующие их потребностям и задачам организации (потребность в самой деятельности, в реализации своих возможностей, в самоутверждении и т.п.).

- Функция контроля призвана обеспечить реализацию целей в определенные сроки, коррекцию деятельности в случае отклонения от намеченных целей.

Системный подход позволяет видеть элементы, из которых состоит организация: людей, различные структурные подразделения, задачи, которые призвана решать организация и соответствующие технологии для их решения в различных меняющихся условиях. Типичным примером реализации системного подхода служит построение и организация органов внутренних дел, состоящих из различных структурных подразделений с их сотрудниками, определенным образом связанных в организационном и должностном отношении.

Ситуационный подход определяет пригодность различных методов управления применительно к складывающимся ситуациям в целях достижения целей наиболее эффективным образом.

В современных системах управления руководители являются не только субъектами управления, но и его объектами со стороны вышестоящих. Управляющее воздействие осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, когда взаимодействующие субъекты контактируют в пределах сложившейся правовой ситуации, которую необходимо разрешить. По вертикали складываются взаимоотношения, например, прокурора области с подчиненными ему нижестоящими прокурорами. По горизонтали, его же взаимоотношения с руководителями органов внутренних дел в рамках прокурорского надзора.

Осуществление функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля) во многом зависит от личностных качеств руководителя. К руководителю по сравнению с рядовыми исполнителями предъявляются повышенные требования.

Таким образом, авторитет руководителя зависит, прежде всего, от его личностных качеств, стиля и манеры его поведения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: