Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад 45 «Сказка»
Утверждаю
Заведующая
МБДОУ д/с №45 «Сказка»
________________ Бараник И.А.
«____» __________ 2018г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Юный эколог»
Подготовила:
Антипова Г.Н.
п. Развилка, 2018
Пояснительная записка
План-программа «Экологическое воспитание и экспериментирование» составлена на основе материалов предоставленных в ряде методических пособий:
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
Л.В.Ковинько «Секреты природы - это так интересно»
Рассчитана на 1 дополнительный час. Направлена на экологическое воспитание дошкольников на углубленном уровне.
Метод экспериментирования является одним из способов познания окружающего мира. Знания, полученные не из книги, а полученные самостоятельно, всегда более осознаны и более прочны.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется потребностью ребенка в новых впечатлениях, им присуще наглядно- образное и наглядно-действенное мышление.
В деятельности экспериментирования активность исходит от самого ребенка, возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Цель: Воспитывать детей любознательными и активными, создать условия для развития поисково-познавательной деятельности.
Задачи:
· Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязной системе.
· Развивать общие познавательные способности: внимание, мышление, речь, интерес к окружающему миру, прилежание, аккуратность.
· Сформировать умение делать открытия и удивляться им.
· Развивать поисковую деятельность детей.
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам:
1. «Изодеятельность», где используются зарисовки наблюдений и экспериментов.
2. «Художественная литература», где используются произведения о природе, иллюстрации о природных объектах и явлениях.
3. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.
4. Окружающий мир.
Содержание программы:
Знакомство детей с объектами живой и неживой природы; вода, воздух, почва, растения. Усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В процессе экспериментальных действий и наблюдений дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Создание условий для выявления и понимания свойств этих веществ.
На занятиях используется разнообразие методов и приемов: наблюдение за экспериментальными объектами, наглядный (рассматривание образцов, схем, таблиц, иллюстраций, просмотр видеофильмов), словесный (объяснения, беседы, указания, напомоминания, чтение художественной литературы), экскурсии, игровые (подвижные и дидактические игры, викторины, игры соревнования), практические (опыты, эксперименты, трудовая деятельность, ручной труд). Так же для экспериментальной деятельности, используется лабораторное оборудование.
Организация работы кружка:
Программа рассчитана на 2 года обучения, для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Первый год обучения дети 4-5 лет, второй-5-6 лет. Экологические занятия проходят 1 раз в неделю исключительно в вечернее время, длительностью 25-30 минут, в соответствии с возрастом. Занятия проводятся группами по 15 человек.
Оценка уровня развития экологического экспериментирования определяется путем анализа самостоятельной деятельности детей (см. таблицу), а так же в форме викторин, конкурсов, досугов.
К концу первого года обучения дети умеют:
· Видеть проблему
· Принимать цель
· Анализировать объект или явление
· Сопоставлять различные факты
· Делать выводы
· Фиксировать этапы действий графически
К концу второго года обучения дети умеют:
· Видеть и выделять проблему
· Принимать и ставить цель
· Решать проблемы
· Анализировать объект или явление
· Выдвигать гипотезы, предложения
· Отбирать средства для самостоятельной деятельности
· Делать выводы
· Проявлять стремление узнать
Литература:
1. О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска» программа
по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Изд. Москва «Творческий центр» 2007г.
2. О.В.дыбина «неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников
Изд. Москва «Творческий центр»
3. С.Д.Сажина «Составление рабочих учебных программ для доу»
Изд. Москва «Творческий центр»
4. А.И.Иванова «методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду
Изд. Москва «Творческий центр» 2004г
5. Л.В.Ковинько «Секреты природы это - так интересно»
Изд.Москва «Линка - Пресс» 2004г
6. А.И. Шапиро «Пузырек воздуха»
Изд. Сантк-Петербург АНО «Агенство образовательного
сотрудничества.
7. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
Изд. Санткт - Петербург «Детство- Пресс»
8. Н.Латынова «Сказки земли» через игру к совершенству
Изд. Москва «Лист» 1999г.
9. Н.А.Рыжова «Наш дом природа» пособие по экологическому
Образованию.
Изд. Москва «Линка-пресс» 1998г.
10. Ю.Р.Васильев «Занимательное природоведение»
Изд. Москва «Омега» 1997г.
11. О.А.Скоролупова «Серия книг тематических занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с живой и не живой природой»
Изд. Москва «Скреп - торий» 2003г.
12. Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
Изд. Москва «Вако» 2005г
13. Н.А.Рыжова «Не просто сказки»
Изд. Москва «Линко –Пресс» 1998г
14. А.Н.Екимцев «Хоровод загадок - хоровод ответов»
Ставропольское книжное издательство 2000г.
Методическое обеспечение программы
№ | наименование | количество |
Серия картин«Дикие животные»; | ||
Серия картин«Домашние животные»; | ||
Серия картин «Времена года» (м) | ||
Наглядное и раздаточное пособие «Погодные явления» (м) | ||
Серия демонстрационных картин «Животные. Мир природы» (м) | ||
Дидактические игры: Зоологическое лото (п, гр.5,9,6,12) Про растения В тундре Домашние животные(п, гр. 10) Дикие животные (гр. 10) Мир животных Правила поведения в лесу; Загадки о животных; Кто, как устроен? Живой мир планеты; Времена года; Парочки; Кто, где живет? (гр №6) У кого какой малыш? Паутинка жизни; Живое не живое; Каждому дереву свой листок (п, гр. 9) Животный мир (п, гр. №6) На рыбалке (гр.6) Растут цветы (гр.6) Дары природы (гр. 10) Насекомые (гр. 10) Овощное лото (гр. 9,6) Что мы видели в лесу (гр. 9) Цветы (гр. 12) Где мы растем? (гр. 12) Растения и животные (гр.5) | ||
Тематические словари в картинках(м): Домашние и дикие животные средней полосы(гр. 12) Дикие звери и птицы жарких и холодных стран (гр. 12) Цветы и деревья (гр. 12) Фрукты и овощи (гр. 12) Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы(гр. 12) Ягоды и грибы(гр. 12) Домашние и дикие птицы средней полосы(гр. 12) Животные и их детеныши (гр. 12) Перелетные и зимующие птицы России (гр. 12) | ||
Пособия-раскраски: Насекомые (м) Животные жарких стран (м) Зимующие птицы (м) | ||
Учебно-наглядное дидактическое пособие «Овощи, фрукты» | ||
Дидактическое пособие «Домашние животные и птицы» | ||
Альбом-выставка «Времена года» (т. № 3,4) | ||
Дидактическое пособие «Птицы» (т № 1) | ||
Дидактическое пособие «Цветы» (т № 14) | ||
Набор кубиков «Времена года» (п, гр. 10) | ||
Коллекция плодов и семян (гр. 11) | ||
Наглядное пособие в картинках:(гр.6) Зима Рыбы Цветы Травы Грибы Кустарники Детеныши домашних животных | ||
Дидактический материал + лото(гр.6) Ягоды Насекомые | ||
Муляжи овощей | ||
Муляжи фруктов | ||
Муляжи корнеплодов | ||
Муляжи грибов | ||
Итого |