№ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | Кол-во часов | Примечание | |
1. | Инструктаж. Правила поведения при эксперементиро вании. Техника безопасности. | Беседа | ||
Всемогущий «невидимка» Вдох-выдох: первое знакомство. | Беседа | |||
Чем дышат люди? Дыхание, каких животных тебе Пришлось наблюдать? | Беседа | |||
Как изменяется частота дыхания при нагрузке? (бег, прыжки) | Опыт | |||
Наблюдения за рыбками, чем дышат рыбки? | Наблюдение | |||
Как дышат животные, которые обитают в воде? | Беседа | |||
Есть ли в воде воздух? | Опыт | |||
Зарисовка опыта. | Рисование | |||
Наблюдение за движением воздуха (ветер сильный, слабый, умеренный). Определяем направление ветра (Флюгер) | Наблюдение | |||
Можно ли увидеть воздух? | Беседа, выводы. | |||
Воздушные пузырьки, которые затаились в сахаре. | Опыт | |||
Носы нужны не только для красы. Сколько воздуха можно вдохнуть за один раз? | Опыт | |||
Игры с соломинкой. | Игры, выводы. | |||
Продолжение наблюдений за рыбками потомство на воз душных шариках). | Наблюдения | |||
Игры с воздушными шарами. | Игры, наблюдения, Выводы. | |||
Как выйти сухим из воды? | Опыт | |||
Опыты с мыльными пузырями. | Опыт | |||
Игры с мячом, (воздух, вода, земля) | Игры | |||
Кто использует воздух? Н.Латынова «Ветер, который устал крутить мельницы» | Чтение | |||
Почему бумажный ком падает быстрее ровного листа? | Опыт | |||
Наблюдение за дождем. Почему дождь косой? | Наблюдение | |||
Поговорки и загадки о ветре. | Досуг | |||
Ветер и температура. Когда быстрее сохнет белье? | Наблюдение, анализ | |||
Почему движутся облака? Наблюдение. | Наблюдение, выводы | |||
Как можно получить ветер? (веер, вентилятор). Изготовление веера. | Беседа | |||
Зарисовка дождя в ветреную и безветренную погоду. | Рисование | |||
Снег и шуба. Согревает ли снег землю? | Беседа | |||
Почему плавает дерево? | Опыт, вывод | |||
Что в пакете? | Опыт | |||
Кто сидит в бутылке? Можно ли услышать воздух? | Опыт | |||
История водолазного костюма. | Чтение | |||
Воздух давит? | Опыт | |||
Холодный и теплый воздух. Кто больше занимает места? | Опыт, выводы | |||
Зарисовка опыта. | Рисование | |||
Какие свойства воздуха ты знаешь? | Анализ | |||
Изготовление парашюта из ткани. Какой парашют приземляется лучше? | Игры, анализ | |||
Прогулка в ветреную погоду. Бег на спортивной площад ке по ветру и против ветра. | Досуг. Анализ. | |||
Игра «горячо, тепло, холодно». | Игры | |||
Как нагрет воздух в комнате? Измерение t. | Наблюдение | |||
Изготовление парусника. | Ручной труд | |||
Как движется парусник? | Игра, анализ | |||
Тема занятий «ВОДА» | ||||
Инструктаж. Правило поведения при эксперементирова- нии. | Беседа | |||
Самое удивительное вещество на земле. | Беседа | |||
Имеет ли вода форму? | Опыт | |||
Имеет ли вода цвет? | Опыт | |||
Стекло и вода. Делаем выводы. | Опыт | |||
С. Сахаров «По морям вокруг земли» «Свет, проникший в глубину» | Чтение | |||
Изменение цвета воды. Всегда ли вода прозрачная? Сравниваем, делаем выводы. | Опыт | |||
Зарисовка опыта. | Рисуем | |||
С.Сахаров «Как проверяют прозрачность воды моряки? | Чтение | |||
У воды t. | Опыт | |||
Что происходит с водой при нагревании? | Опыт | |||
Что происходит с водой при охлаждении? | Опыт, анализ | |||
Чем измеряется t,рассматривание термометра. | Беседа | |||
Куда подевалась вода из блюдца? | Наблюдаем | |||
Знакомство с паром. Что такое пар? | Беседа | |||
Вода и пар. Кто занимает больше места? Выводы. | Опыт | |||
Почему появляется роса? | Беседа, анализ | |||
Просмотр видеофильма. Облака, какие они. | Досуг | |||
Облака и туман. | Наблюдение | |||
Настольно-печатная игра «Путешествие капельки» | Игра | |||
Из чего состоят облака и тучи? | Беседа, анализ | |||
Родники, фильтрация воды, t грунтовых вод. | Чтение | |||
Испаряются ли другие жидкости? | Опыт | |||
Что испаряется быстрее, вода или духи? Как собрать запах духов в банке? | Опыт | |||
Рассказ Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели?» | Чтение | |||
Узнаем вещества по запаху. | Игра | |||
Экскурсия к водоему. Что стало с водой? (зима) | Экскурсия | |||
Наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок. | Наблюдения | |||
Просмотр видеофильма. Снежинки, какие они. | ||||
Рисуем снежинки. | Рисунок | |||
Измерение t воздуха и t под снегом. | Наблюдение, вывод | |||
Работа на участке. Укрываем корни яблонь снегом. | Практическая работа | |||
Замораживаем подкрашенную воду в формочках. | Практическая работа | |||
Украшаем снежную гору ледяными «самоцветами» | Игры | |||
Сладков «Подводная газета» | Чтение | |||
Прозрачность льда и воды. | Опыт | |||
Загадки о снеге, воде, льде. | Досуг | |||
Что легче вода или лед? | Опыт | |||
Испарение. Наблюдение за комнатными растениями. | Наблюдение | |||
Горячая, теплая, холодная. | Опыт | |||
Объем. Что происходит с водой при замерзании? | Опыт | |||
Превращение и возвращение «чайник, блюдце, чайник» | Опыт | |||
Зарисовка опыта. | Рисование | |||
Круговорот воды в природе | Беседа | |||
Рассматривание иллюстраций «природные явления» | ||||
Вода и растения. Наблюдение за бальзамином. | Наблюдение. Вывод. | |||
Зарисовка опыта. | Рисование | |||
Вода –«помощница» | Беседа | |||
Как помогает вода обогревать помещение? | Беседа | |||
Экскурсия к водоему. Лед тронулся. | Экскурсия | |||
Прогулка. Первые проталины. | Наблюдение | |||
Ранняя весна. Просмотр видеофильма. | Досуг | |||
Отделяем различные вещества друг от друга, при помощи воды. Анализируем. | Практическая работа | |||
Куда уходит вода после дождя? | Опыт | |||
В.Танайсичук «Подземные дворцы» | Чтение | |||
Вода меняет вкус и цвет. Ч а е п и т и е. | Досуг | |||
Угадай, что растворилось? | Игры | |||
Зарисовка опыта. | Рисование | |||
Н.Рыжова «Волшебница вода». | Чтение | |||
Закрепление и повторение материала о свойствах воды. | ||||
Изготовление бумажных корабликов. | Ручной труд | |||
Запускаем кораблики по ручейку. | Игры | |||
Фильтруем воду из родника. | Практическая работа | |||
Как охраняют воду от загрязнения. | Беседа | |||
Почему воду нужно беречь. | Беседа | |||
Повторяем о трех состояниях воды в природе. | Закрепление материала | |||
Лепим на картоне схему круговорота воды в природе. | Практическая работа | |||
Тема «Почва» 2 год обучения | ||||
Проведение инструктажа. Правила поведения при экспериментировании. | Беседа | |||
Н.А.Рыжова Почва - «живая земля» | Чтение | |||
Экскурсия в дубовую рощу. | экскурсия | |||
Как устроена волшебная кладовая. | Беседа | |||
Экскурсия к оврагу у пруда. | Экскурсия | |||
Зарисовка слоев почвы. | Рисование | |||
Изготовление макета слоев почвы. | Практическая работа | |||
Животные, обитающие в почве. Рассматривание иллюстраций. | ||||
Н.Сладков «Земля солнечного огня» | Чтение | |||
Животные, обитающие в пустыне. Рассматривание иллюстраций. | ||||
Почва, песок, гравий. (Посадка семян) | Опыт | |||
Распе. Приключение барона Мюнхгаузена. «Вишневая косточка» | Чтение | |||
Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | Чтение | |||
Арктика. Рассматривание иллюстраций. | ||||
Игра «Хорошо – плохо» | Игра | |||
Из чего состоит почва? Рассматривание почвы через лупу. | Практическая работа | |||
Из чего образуется перегной? | Опыт | |||
Наблюдение за растениями, посаженными в гравий, песок и почву. | Наблюдение, вывод | |||
Зарисовка опыта. | Рисование | |||
Как обнаружить в почве воздух? | Опыт | |||
Работа на огороде д/сада. Рыхлим почву. | Практическая работа | |||
Обитатели почвы. Рассматривание дождевых червей через лупу. | Практическая работа | |||
Как дождевые черви создают почву? | Опыт | |||
Зарисовка опыта. | Наблюдения, вывод | |||
Игра. «Мы создатели почвы» | Игра | |||
Что входит в состав почвы? Опыт с песком и глиной. | Опыт | |||
Лепим из глины посуду. | Практическая работа | |||
Цветные глины и пластилин. | Беседа | |||
Что мы умеем лепить из пластилина. | Практическая работа | |||
Прогулка после дождя. Лужи на участках д/сада. | Наблюдение | |||
Как разные почвы удерживают воду? | Опыт | |||
Почему в пустынях нет воды? | Выводы | |||
Очистка воды. Песок как фильтр. | беседа | |||
Дно рек и озер. Почему вода не просачивается? Что можно сказать о местности, где много болот. | Беседа, выводы | |||
Может ли вода просачиваться снизу вверх. Опыт с водой и полоской ткани. | Опыт | |||
Опыт с водой и кирпичом. | Опыт | |||
Опыт с водой и почвой. | Опыт | |||
Поливаем цветы, наполняя поддон. Рыхлим почву. | ||||
Игра «Ты - часть, я - целое» | Игра | |||
Изготовление конвертов для образцов почвы. | Наблюдение | |||
Берем образцы почв на различных объектах д/сада. (огород, сад, участок для прогулки) | Практическая работа | |||
Исследование почвы. | Практическая работа | |||
Исследование почвы | Практическая работа | |||
Зарисовка исследований в таблицы. | Практическая работа | |||
Определяем образцы почв по тестовому образцу Захарова. Заучиваем названия. | Рисование | |||
Изготовление конвертов для сбора семян. | Практическая работа | |||
Сбор семян цветов растущих на клумбах детского сада. Заучивание названий цветов. | Практическая работа | |||
Заготавливаем почву для весеннего выращивания рассады. | Практическая работа | |||
Пословицы, поговорки, загадки. | Чтение | |||
Просмотр видеофильма. | Досуг | |||
Свойства почвы. Закрепляем пройденный материал. | Закрепление материала | |||
Чтобы почва не болела. | Беседа | |||
Для чего удобряют почву? | Беседа | |||
Сельскохозяйственные машины. Рассматривание иллюстраций. | Беседа | |||
Вода на полях. (Орошение) | Беседа | |||
Рисуем сельскохозяйственные машины. Объясняем их назначение. | Рисование | |||
Как можно заставить работать почву круглый год? | Беседа | |||
Посадка огорода на подоконнике | Практическая работа | |||
Экскурсия в теплицы «АГРОКОМБИНАТ Московский» | Экскурсия | |||
Обсуждение экскурсии. Что тебе запомнилось? Рисуем. | Рисование | |||
Дидактическая игра «берегите природу» | Игра | |||
Н.А.Рыжова «Природа – наше богатство» | Чтение, обсуждение | |||
Тема «Растения» | ||||
Может ли растение дышать? | Опыт, наблюдение | |||
Есть ли у растений органы дыхания? | Опыт | |||
Нужен ли корешкам воздух? | Опыт | |||
Рыхлим почву у комнатных растений. | Практическая работа | |||
Продолжаем наблюдать за дыханием комнатных растений. | Наблюдение, выводы | |||
Что выделяет растение? | Опыт | |||
С водой и без воды. | Наблюдение | |||
Продолжаем наблюдение за растениями. Нужен ли корешкам воздух? | Вывод | |||
Аппликация. «Цветы небывалой красоты» | Ручной труд | |||
Устанавливаем, что растения выделяют кислород | Опыт | |||
На свету и в темноте. Зарисовка опыта. (Опыт с луком) | Опыт, рисование | |||
В тепле и холоде. (Ветки деревьев) | Опыт | |||
Продолжаем наблюдение за растениями. Нужна ли растениям вода. | Вывод | |||
Зарисовка опыта (полив) | Рисование | |||
Продолжаем наблюдение. Нужен ли растениям свет? Зарисовка опыта. (Опыт с луком) | Вывод, рисование | |||
Как растение ищет свет? (Картофель) | Опыт | |||
Продолжаем наблюдение за ветками деревьев. Зарисовка опыта | Вывод, рисование | |||
Инструктаж. Правило поведения при эксперементиовании. Работа с садовыми инструментами. | Инструктаж | |||
Кому лучше расти? (Вода и почва) | Опыт | |||
Где лучше расти? (Песок, почва, глина) | Опыт | |||
Размножение растений. | Практическая работа | |||
Быстрые растения. Посадка луковичных растений. | Практическая работа. | |||
Что нужно листьям д питания? (Фикус, лейкопластырь) | Опыт | |||
Во всех ли листьях есть питание? (опыт с листьями бегонии) | Опыт | |||
Игра «Что потом?» | Игра | |||
Для чего корешки? Движение воды через корешки. | Опыт | |||
Готовим почву для сева семян. | Практическая работа | |||
Посев семян. | Практическая работа | |||
Наблюдение за опытом «Как растение ищет свет?» Зарисовка опыта. | Наблюдение, рисование | |||
Доскажи словечко, загадки о растениях. | Досуг | |||
Наблюдение за листьями фикуса. | Наблюдение, вывод | |||
Название комнатных растений, растущих в детском саду. Рассматриваем энциклопедию комнатных растений | Рассматривание иллюстраций | |||
Рисование. «Цветы небывалой красоты» | Рисование | |||
Изучаем карточки-символы по уходу за комнатными растениями | ||||
Изготовляем карточки. | Ручной труд | |||
Расставляем карточки в горшки комнатных растений. | Практическая работа | |||
Наблюдение и уход за всходами семян | ||||
Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за растениями весной. | Экскурсия, наблюдения | |||
Растения, растущие на разных участках. (Поляна тропинка) | Наблюдения, выводы | |||
Игра «мы сильны, когда нас много» | Игра | |||
Пересаживаем черенки герани и бальзамина в почву | Практическая работа | |||
Работа на огороде детского сада. | Практическая работа | |||
Экскурсия в Дарвиновский музей | Экскурсия | |||
Делимся впечатлениями об увиденном. Рисуем | Беседа | |||
Игра «Собери букет» | Игра | |||
Закрепление материала. Факторы, влияющие на рост растений. | Беседа | |||