| № | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ | Кол-во часов | Примечание | |
| 1. | Инструктаж. Правила поведения при эксперементиро вании. Техника безопасности. | Беседа | ||
| Всемогущий «невидимка» Вдох-выдох: первое знакомство. | Беседа | |||
| Чем дышат люди? Дыхание, каких животных тебе Пришлось наблюдать? | Беседа | |||
| Как изменяется частота дыхания при нагрузке? (бег, прыжки) | Опыт | |||
| Наблюдения за рыбками, чем дышат рыбки? | Наблюдение | |||
| Как дышат животные, которые обитают в воде? | Беседа | |||
| Есть ли в воде воздух? | Опыт | |||
| Зарисовка опыта. | Рисование | |||
| Наблюдение за движением воздуха (ветер сильный, слабый, умеренный). Определяем направление ветра (Флюгер) | Наблюдение | |||
| Можно ли увидеть воздух? | Беседа, выводы. | |||
| Воздушные пузырьки, которые затаились в сахаре. | Опыт | |||
| Носы нужны не только для красы. Сколько воздуха можно вдохнуть за один раз? | Опыт | |||
| Игры с соломинкой. | Игры, выводы. | |||
| Продолжение наблюдений за рыбками потомство на воз душных шариках). | Наблюдения | |||
| Игры с воздушными шарами. | Игры, наблюдения, Выводы. | |||
| Как выйти сухим из воды? | Опыт | |||
| Опыты с мыльными пузырями. | Опыт | |||
| Игры с мячом, (воздух, вода, земля) | Игры | |||
| Кто использует воздух? Н.Латынова «Ветер, который устал крутить мельницы» | Чтение | |||
| Почему бумажный ком падает быстрее ровного листа? | Опыт | |||
| Наблюдение за дождем. Почему дождь косой? | Наблюдение | |||
| Поговорки и загадки о ветре. | Досуг | |||
| Ветер и температура. Когда быстрее сохнет белье? | Наблюдение, анализ | |||
| Почему движутся облака? Наблюдение. | Наблюдение, выводы | |||
| Как можно получить ветер? (веер, вентилятор). Изготовление веера. | Беседа | |||
| Зарисовка дождя в ветреную и безветренную погоду. | Рисование | |||
| Снег и шуба. Согревает ли снег землю? | Беседа | |||
| Почему плавает дерево? | Опыт, вывод | |||
| Что в пакете? | Опыт | |||
| Кто сидит в бутылке? Можно ли услышать воздух? | Опыт | |||
| История водолазного костюма. | Чтение | |||
| Воздух давит? | Опыт | |||
| Холодный и теплый воздух. Кто больше занимает места? | Опыт, выводы | |||
| Зарисовка опыта. | Рисование | |||
| Какие свойства воздуха ты знаешь? | Анализ | |||
| Изготовление парашюта из ткани. Какой парашют приземляется лучше? | Игры, анализ | |||
| Прогулка в ветреную погоду. Бег на спортивной площад ке по ветру и против ветра. | Досуг. Анализ. | |||
| Игра «горячо, тепло, холодно». | Игры | |||
| Как нагрет воздух в комнате? Измерение t. | Наблюдение | |||
| Изготовление парусника. | Ручной труд | |||
| Как движется парусник? | Игра, анализ | |||
| Тема занятий «ВОДА» | ||||
| Инструктаж. Правило поведения при эксперементирова- нии. | Беседа | |||
| Самое удивительное вещество на земле. | Беседа | |||
| Имеет ли вода форму? | Опыт | |||
| Имеет ли вода цвет? | Опыт | |||
| Стекло и вода. Делаем выводы. | Опыт | |||
| С. Сахаров «По морям вокруг земли» «Свет, проникший в глубину» | Чтение | |||
| Изменение цвета воды. Всегда ли вода прозрачная? Сравниваем, делаем выводы. | Опыт | |||
| Зарисовка опыта. | Рисуем | |||
| С.Сахаров «Как проверяют прозрачность воды моряки? | Чтение | |||
| У воды t. | Опыт | |||
| Что происходит с водой при нагревании? | Опыт | |||
| Что происходит с водой при охлаждении? | Опыт, анализ | |||
| Чем измеряется t,рассматривание термометра. | Беседа | |||
| Куда подевалась вода из блюдца? | Наблюдаем | |||
| Знакомство с паром. Что такое пар? | Беседа | |||
| Вода и пар. Кто занимает больше места? Выводы. | Опыт | |||
| Почему появляется роса? | Беседа, анализ | |||
| Просмотр видеофильма. Облака, какие они. | Досуг | |||
| Облака и туман. | Наблюдение | |||
| Настольно-печатная игра «Путешествие капельки» | Игра | |||
| Из чего состоят облака и тучи? | Беседа, анализ | |||
| Родники, фильтрация воды, t грунтовых вод. | Чтение | |||
| Испаряются ли другие жидкости? | Опыт | |||
| Что испаряется быстрее, вода или духи? Как собрать запах духов в банке? | Опыт | |||
| Рассказ Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели?» | Чтение | |||
| Узнаем вещества по запаху. | Игра | |||
| Экскурсия к водоему. Что стало с водой? (зима) | Экскурсия | |||
| Наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок. | Наблюдения | |||
| Просмотр видеофильма. Снежинки, какие они. | ||||
| Рисуем снежинки. | Рисунок | |||
| Измерение t воздуха и t под снегом. | Наблюдение, вывод | |||
| Работа на участке. Укрываем корни яблонь снегом. | Практическая работа | |||
| Замораживаем подкрашенную воду в формочках. | Практическая работа | |||
| Украшаем снежную гору ледяными «самоцветами» | Игры | |||
| Сладков «Подводная газета» | Чтение | |||
| Прозрачность льда и воды. | Опыт | |||
| Загадки о снеге, воде, льде. | Досуг | |||
| Что легче вода или лед? | Опыт | |||
| Испарение. Наблюдение за комнатными растениями. | Наблюдение | |||
| Горячая, теплая, холодная. | Опыт | |||
| Объем. Что происходит с водой при замерзании? | Опыт | |||
| Превращение и возвращение «чайник, блюдце, чайник» | Опыт | |||
| Зарисовка опыта. | Рисование | |||
| Круговорот воды в природе | Беседа | |||
| Рассматривание иллюстраций «природные явления» | ||||
| Вода и растения. Наблюдение за бальзамином. | Наблюдение. Вывод. | |||
| Зарисовка опыта. | Рисование | |||
| Вода –«помощница» | Беседа | |||
| Как помогает вода обогревать помещение? | Беседа | |||
| Экскурсия к водоему. Лед тронулся. | Экскурсия | |||
| Прогулка. Первые проталины. | Наблюдение | |||
| Ранняя весна. Просмотр видеофильма. | Досуг | |||
| Отделяем различные вещества друг от друга, при помощи воды. Анализируем. | Практическая работа | |||
| Куда уходит вода после дождя? | Опыт | |||
| В.Танайсичук «Подземные дворцы» | Чтение | |||
| Вода меняет вкус и цвет. Ч а е п и т и е. | Досуг | |||
| Угадай, что растворилось? | Игры | |||
| Зарисовка опыта. | Рисование | |||
| Н.Рыжова «Волшебница вода». | Чтение | |||
| Закрепление и повторение материала о свойствах воды. | ||||
| Изготовление бумажных корабликов. | Ручной труд | |||
| Запускаем кораблики по ручейку. | Игры | |||
| Фильтруем воду из родника. | Практическая работа | |||
| Как охраняют воду от загрязнения. | Беседа | |||
| Почему воду нужно беречь. | Беседа | |||
| Повторяем о трех состояниях воды в природе. | Закрепление материала | |||
| Лепим на картоне схему круговорота воды в природе. | Практическая работа | |||
| Тема «Почва» 2 год обучения | ||||
| Проведение инструктажа. Правила поведения при экспериментировании. | Беседа | |||
| Н.А.Рыжова Почва - «живая земля» | Чтение | |||
| Экскурсия в дубовую рощу. | экскурсия | |||
| Как устроена волшебная кладовая. | Беседа | |||
| Экскурсия к оврагу у пруда. | Экскурсия | |||
| Зарисовка слоев почвы. | Рисование | |||
| Изготовление макета слоев почвы. | Практическая работа | |||
| Животные, обитающие в почве. Рассматривание иллюстраций. | ||||
| Н.Сладков «Земля солнечного огня» | Чтение | |||
| Животные, обитающие в пустыне. Рассматривание иллюстраций. | ||||
| Почва, песок, гравий. (Посадка семян) | Опыт | |||
| Распе. Приключение барона Мюнхгаузена. «Вишневая косточка» | Чтение | |||
| Г.Х.Андерсен «Снежная королева» | Чтение | |||
| Арктика. Рассматривание иллюстраций. | ||||
| Игра «Хорошо – плохо» | Игра | |||
| Из чего состоит почва? Рассматривание почвы через лупу. | Практическая работа | |||
| Из чего образуется перегной? | Опыт | |||
| Наблюдение за растениями, посаженными в гравий, песок и почву. | Наблюдение, вывод | |||
| Зарисовка опыта. | Рисование | |||
| Как обнаружить в почве воздух? | Опыт | |||
| Работа на огороде д/сада. Рыхлим почву. | Практическая работа | |||
| Обитатели почвы. Рассматривание дождевых червей через лупу. | Практическая работа | |||
| Как дождевые черви создают почву? | Опыт | |||
| Зарисовка опыта. | Наблюдения, вывод | |||
| Игра. «Мы создатели почвы» | Игра | |||
| Что входит в состав почвы? Опыт с песком и глиной. | Опыт | |||
| Лепим из глины посуду. | Практическая работа | |||
| Цветные глины и пластилин. | Беседа | |||
| Что мы умеем лепить из пластилина. | Практическая работа | |||
| Прогулка после дождя. Лужи на участках д/сада. | Наблюдение | |||
| Как разные почвы удерживают воду? | Опыт | |||
| Почему в пустынях нет воды? | Выводы | |||
| Очистка воды. Песок как фильтр. | беседа | |||
| Дно рек и озер. Почему вода не просачивается? Что можно сказать о местности, где много болот. | Беседа, выводы | |||
| Может ли вода просачиваться снизу вверх. Опыт с водой и полоской ткани. | Опыт | |||
| Опыт с водой и кирпичом. | Опыт | |||
| Опыт с водой и почвой. | Опыт | |||
| Поливаем цветы, наполняя поддон. Рыхлим почву. | ||||
| Игра «Ты - часть, я - целое» | Игра | |||
| Изготовление конвертов для образцов почвы. | Наблюдение | |||
| Берем образцы почв на различных объектах д/сада. (огород, сад, участок для прогулки) | Практическая работа | |||
| Исследование почвы. | Практическая работа | |||
| Исследование почвы | Практическая работа | |||
| Зарисовка исследований в таблицы. | Практическая работа | |||
| Определяем образцы почв по тестовому образцу Захарова. Заучиваем названия. | Рисование | |||
| Изготовление конвертов для сбора семян. | Практическая работа | |||
| Сбор семян цветов растущих на клумбах детского сада. Заучивание названий цветов. | Практическая работа | |||
| Заготавливаем почву для весеннего выращивания рассады. | Практическая работа | |||
| Пословицы, поговорки, загадки. | Чтение | |||
| Просмотр видеофильма. | Досуг | |||
| Свойства почвы. Закрепляем пройденный материал. | Закрепление материала | |||
| Чтобы почва не болела. | Беседа | |||
| Для чего удобряют почву? | Беседа | |||
| Сельскохозяйственные машины. Рассматривание иллюстраций. | Беседа | |||
| Вода на полях. (Орошение) | Беседа | |||
| Рисуем сельскохозяйственные машины. Объясняем их назначение. | Рисование | |||
| Как можно заставить работать почву круглый год? | Беседа | |||
| Посадка огорода на подоконнике | Практическая работа | |||
| Экскурсия в теплицы «АГРОКОМБИНАТ Московский» | Экскурсия | |||
| Обсуждение экскурсии. Что тебе запомнилось? Рисуем. | Рисование | |||
| Дидактическая игра «берегите природу» | Игра | |||
| Н.А.Рыжова «Природа – наше богатство» | Чтение, обсуждение | |||
| Тема «Растения» | ||||
| Может ли растение дышать? | Опыт, наблюдение | |||
| Есть ли у растений органы дыхания? | Опыт | |||
| Нужен ли корешкам воздух? | Опыт | |||
| Рыхлим почву у комнатных растений. | Практическая работа | |||
| Продолжаем наблюдать за дыханием комнатных растений. | Наблюдение, выводы | |||
| Что выделяет растение? | Опыт | |||
| С водой и без воды. | Наблюдение | |||
| Продолжаем наблюдение за растениями. Нужен ли корешкам воздух? | Вывод | |||
| Аппликация. «Цветы небывалой красоты» | Ручной труд | |||
| Устанавливаем, что растения выделяют кислород | Опыт | |||
| На свету и в темноте. Зарисовка опыта. (Опыт с луком) | Опыт, рисование | |||
| В тепле и холоде. (Ветки деревьев) | Опыт | |||
| Продолжаем наблюдение за растениями. Нужна ли растениям вода. | Вывод | |||
| Зарисовка опыта (полив) | Рисование | |||
| Продолжаем наблюдение. Нужен ли растениям свет? Зарисовка опыта. (Опыт с луком) | Вывод, рисование | |||
| Как растение ищет свет? (Картофель) | Опыт | |||
| Продолжаем наблюдение за ветками деревьев. Зарисовка опыта | Вывод, рисование | |||
| Инструктаж. Правило поведения при эксперементиовании. Работа с садовыми инструментами. | Инструктаж | |||
| Кому лучше расти? (Вода и почва) | Опыт | |||
| Где лучше расти? (Песок, почва, глина) | Опыт | |||
| Размножение растений. | Практическая работа | |||
| Быстрые растения. Посадка луковичных растений. | Практическая работа. | |||
| Что нужно листьям д питания? (Фикус, лейкопластырь) | Опыт | |||
| Во всех ли листьях есть питание? (опыт с листьями бегонии) | Опыт | |||
| Игра «Что потом?» | Игра | |||
| Для чего корешки? Движение воды через корешки. | Опыт | |||
| Готовим почву для сева семян. | Практическая работа | |||
| Посев семян. | Практическая работа | |||
| Наблюдение за опытом «Как растение ищет свет?» Зарисовка опыта. | Наблюдение, рисование | |||
| Доскажи словечко, загадки о растениях. | Досуг | |||
| Наблюдение за листьями фикуса. | Наблюдение, вывод | |||
| Название комнатных растений, растущих в детском саду. Рассматриваем энциклопедию комнатных растений | Рассматривание иллюстраций | |||
| Рисование. «Цветы небывалой красоты» | Рисование | |||
| Изучаем карточки-символы по уходу за комнатными растениями | ||||
| Изготовляем карточки. | Ручной труд | |||
| Расставляем карточки в горшки комнатных растений. | Практическая работа | |||
| Наблюдение и уход за всходами семян | ||||
| Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за растениями весной. | Экскурсия, наблюдения | |||
| Растения, растущие на разных участках. (Поляна тропинка) | Наблюдения, выводы | |||
| Игра «мы сильны, когда нас много» | Игра | |||
| Пересаживаем черенки герани и бальзамина в почву | Практическая работа | |||
| Работа на огороде детского сада. | Практическая работа | |||
| Экскурсия в Дарвиновский музей | Экскурсия | |||
| Делимся впечатлениями об увиденном. Рисуем | Беседа | |||
| Игра «Собери букет» | Игра | |||
| Закрепление материала. Факторы, влияющие на рост растений. | Беседа | |||