Цель – получение опыта об окружающей среде через ощупывание и хватание.
2.1. Прикосновение и хватание.
Цель – развивать предпосылки хватательного движения через тактильную стимуляцию.
Содержание:
· Прикосновение к предмету и удержание его в течение краткого времени:
- пассивные движения руками ребёнка в сыпучем, жидком, вязком или ином материале (мелкие детали конструктора, декоративные шарики и камушки для цветов и т.д.),
- пассивное вкладывание предметов в руку ребёнка и смыкание его руки вокруг предмета,
- ссыпание различных материалов на руку ребёнка (песок различной фракции, манная крупа, гречневая крупа горох и т.д.),
- обследование, захват и удержание предмета в сыпучем и жидком материале,
- движение погремушкой, звенящим мячиком, колокольчиком и т.п.
2.2 Знакомство с предметами с помощью рук.
Цель – учить использовать руку для предметных манипуляций.
Содержание:
· Прикосновение к предмету и удержание его в течение краткого времени:
- пассивные движения руками ребёнка в сыпучем, жидком, вязком или ином материале (мелкие детали конструктора, декоративные шарики и камушки для цветов и т.д.),
- пассивное вкладывание предметов в руку ребёнка и смыкание его руки вокруг предмета,
- движение погремушкой, звенящим мячиком, колокольчиком и т.п.
· Удержание предмета и исследование его ртом (сосание, облизывание, проба на вкус);
· Удержание предмета и исследование его глазами:
- без движения,
- с движением.
2.3. Целенаправленный захват и удержание предметов.
Цель – учить брать, удерживать и перемещать предмет.
Содержание:
· Пассивное или самостоятельное перемещение руки к предмету:
- прикосновение к предмету (бросающиеся в глаза формы, цвета, размеры, звучание и т.п.)
|
- фиксация (захват) предмета,
· Захват предмета одной и обеими руками:
- захват предмета, находящегося в руке взрослого,
- захват предмета, находящегося в различных положениях.
· Захват, удержание и действие с предметами:
- одной рукой,
- обеими руками,
- перекладывание предмета из руки в руку,
- совершение действия обеими руками.
2.4. Использование различных захватов.
Цель – учить пользовать различными типами захватов.
Содержание:
· Адаптированный хват ребёнка;
· Ладонный захват (захватывает вся внутренняя сторона ладони, с большим пальцем или без него);
· Плоский щипцовый захват (большой палец и все пальцы прямо противопоставлены (берёт предметы из руки взрослого);
· Пинцетный захват (большой и указательный пальцы вытянуты и противопоставлены);
· Щипцовый захват (большой и указательный пальцы согнуты и противопоставлены (бусины, мелкие игрушки и т.п.).
2.5. Целенаправленное отпускание предметов.
Цель – учить изменять положение предметов, их свойства и качества через отпускание и бросание.
Содержание:
· Стимулирование навыка раскрытия ладони;
· Стимулирование появления намерения добиться эффекта от изменения положения предметов, их свойств и качеств через отпускание и бросание;
· Восприятие изменения положения предмета:
- катание предмета по горизонтальной поверхности,
- катание предмета по наклонной поверхности,
- формирование умения заставить подвешенный предмет совершать маятниковые движения,
- перемещение предмета сверху вниз.
· Самостоятельное изменение положения предмета (толкать, ставить, снимать и т.д.)
|
· Бросание или отпускание предмета:
- в неограниченном пространстве: ребёнок бросает/роняет, взрослый отдаёт обратно,
- в ограниченном пространстве: подавать ёмкости, постепенно уменьшая объём ёмкостей; бросать предметы в ёмкости разного диаметра и размера,
- в отверстие ёмкости: пластиковый шланг, копилка, банка с прорезями.
Раздел 3. Сенсомоторный интеллект как составляющая предметно-практической деятельности.
Цель – формирование умения координировать ощущения от сенсорных стимулов и движения.
3.1. Любопытство как предпосылка практической предметной деятельности.
Цель – способствовать развитию чувства любопытства и заинтересованности манипулированием предметами.
Содержание:
· Узнавание собственного тела, знакомство с ним:
- пальчиковые игры,
- игры на коленях,
- «что умеют мои руки, ноги, глаза» и т.д.
· Наблюдение за объектами, вызывающими интерес;
· Нахождение рядом с объектами (в непосредственной близости);
· Практическое исследование объектов:
- свободное поле действия,
- исследование объекта,
- занятия с самостоятельно выбранными объектами.
3.2. Манипулирование объектами.
Цель – учить обнаруживать и осознавать взаимосвязь между собственными действиями и получаемым эффектом (причинно-следственные связи).
Содержание:
· Воздействие на объекты и обнаружение взаимосвязи между собственными действиями и эффектом:
- захват, отталкивание и т.п. мячей, кубиков и иных предметов,
- сминание бумаги,
- открывание и закрывание сосудов.
|
· Повторение известных манипуляций с объектами (выработка образцов поведения);
· Исследование/изучение новых манипуляций с объектами.
Раздел 4. Ручная умелость и ее повседневное применение.
Цель – обучение многообразию функциональных предметных действий руками.
4.1. Целенаправленное пользование предметами.
Цель – учить понимать и выделять функциональное назначение предметов.
4.1.1. Вычленение частей и признаков объектов.
Цель – учить выделять часть из общего, способствовать осмыслению отношений между частью и целым.
Содержание:
· Привлечение внимание/концентрация внимания к частям/признакам, понимание и использование отношений между ними:
- раскладка целого на части,
- сборка частей в одно целое.
· Осмысление отношений между частью целым (схема тела: где глаза, нос, руки и т.д., истории в картинках).
4.1.2. Подобающее (функциональное) обращение с объектами.
Цель – учить осознавать и выделять значимые функции объектов.
Содержание:
· Привлечение внимание/концентрация внимания к функциям объектов (демонстрация, показ, объяснение);
· Вычленение функций объектов;
· Понимание и применение обозначения функций объектов.
4.1.3. Осмысление качества обращения с объектами.
Цель – учить выделять и понимать отношения между свойством и объектом.
· Нахождение одинаковых свойств у разных объектов,
· Нахождение разных свойств у объектов одного вида.
4.2. Координация рук.
Цель – учить понимать и применять возможность пользоваться обеими руками для предметных действий.
Содержание:
· Действия в одном направлении:
- хлопки, постукивания обеими руками
- рисование двумя руками
- замес теста
- инструменты Орфа
- работа по складыванию, сгибанию мягкого материала (фетр, ткань, бумажные салфетки).
· Асимметричные движения (каждая рука осуществляет своё движение):
- разорвать бумагу (разнонаправленные действия),
- отжать тряпку,
- есть ножом и вилкой.
· Рука для удержания – рука для действия (одна рука держит, другая осуществляет действие):
- подтягивать предмет на верёвке,
- расстёгивать пуговицы на одежде,
- разливать напитки,
- рвать бумагу,
- оторвать лист календаря.
· Доминирование руки:
- предложение материалов с той стороны, которая проявляется как доминантная.
4.3. Дифференцированные умения для рук.
Цель – учить понимать и принимать функциональные возможности рук для предметно-практической деятельности:
- комкание, сминание,
- разрывание,
- сгибание,
- приглаживание,
- размазывание,
- пересыпание,
- переливание,
- вынимание,
- складывание,
- перекладывание,
- наполнение предмета (песком, водой, крупой и т.д.),
- разминание,
- сплющивание,
- отщипывание,
- скатывание,
- формирование формы,
- разворачивание,
- сворачивание,
- разглаживание,
- расстилание,
- отжимание (мокрой ткани, губки),
- завязывание узелка,
- выполнение фигур и элементов,
- собирание кусочков,
- перелистывание,
- отвинчивание (крышек, деталей, колпачков флаконов и пр.),
- завинчивание,
- вращение,
- резка/разрезание и т.д.
Тематическое планирование