Раздел 2. Развитие функции кистей рук.




Цель – получение опыта об окружающей среде через ощупывание и хватание.

2.1. Прикосновение и хватание.

Цель – развивать предпосылки хватательного движения через тактильную стимуляцию.

Содержание:

· Прикосновение к предмету и удержание его в течение краткого времени:

- пассивные движения руками ребёнка в сыпучем, жидком, вязком или ином материале (мелкие детали конструктора, декоративные шарики и камушки для цветов и т.д.),

- пассивное вкладывание предметов в руку ребёнка и смыкание его руки вокруг предмета,

- ссыпание различных материалов на руку ребёнка (песок различной фракции, манная крупа, гречневая крупа горох и т.д.),

- обследование, захват и удержание предмета в сыпучем и жидком материале,

- движение погремушкой, звенящим мячиком, колокольчиком и т.п.

2.2 Знакомство с предметами с помощью рук.

Цель – учить использовать руку для предметных манипуляций.

Содержание:

· Прикосновение к предмету и удержание его в течение краткого времени:

- пассивные движения руками ребёнка в сыпучем, жидком, вязком или ином материале (мелкие детали конструктора, декоративные шарики и камушки для цветов и т.д.),

- пассивное вкладывание предметов в руку ребёнка и смыкание его руки вокруг предмета,

- движение погремушкой, звенящим мячиком, колокольчиком и т.п.

· Удержание предмета и исследование его ртом (сосание, облизывание, проба на вкус);

· Удержание предмета и исследование его глазами:

- без движения,

- с движением.

2.3. Целенаправленный захват и удержание предметов.

Цель – учить брать, удерживать и перемещать предмет.

Содержание:

· Пассивное или самостоятельное перемещение руки к предмету:

- прикосновение к предмету (бросающиеся в глаза формы, цвета, размеры, звучание и т.п.)

- фиксация (захват) предмета,

· Захват предмета одной и обеими руками:

- захват предмета, находящегося в руке взрослого,

- захват предмета, находящегося в различных положениях.

· Захват, удержание и действие с предметами:

- одной рукой,

- обеими руками,

- перекладывание предмета из руки в руку,

- совершение действия обеими руками.

2.4. Использование различных захватов.

Цель – учить пользовать различными типами захватов.

Содержание:

· Адаптированный хват ребёнка;

· Ладонный захват (захватывает вся внутренняя сторона ладони, с большим пальцем или без него);

· Плоский щипцовый захват (большой палец и все пальцы прямо противопоставлены (берёт предметы из руки взрослого);

· Пинцетный захват (большой и указательный пальцы вытянуты и противопоставлены);

· Щипцовый захват (большой и указательный пальцы согнуты и противопоставлены (бусины, мелкие игрушки и т.п.).

2.5. Целенаправленное отпускание предметов.

Цель – учить изменять положение предметов, их свойства и качества через отпускание и бросание.

Содержание:

· Стимулирование навыка раскрытия ладони;

· Стимулирование появления намерения добиться эффекта от изменения положения предметов, их свойств и качеств через отпускание и бросание;

· Восприятие изменения положения предмета:

- катание предмета по горизонтальной поверхности,

- катание предмета по наклонной поверхности,

- формирование умения заставить подвешенный предмет совершать маятниковые движения,

- перемещение предмета сверху вниз.

· Самостоятельное изменение положения предмета (толкать, ставить, снимать и т.д.)

· Бросание или отпускание предмета:

- в неограниченном пространстве: ребёнок бросает/роняет, взрослый отдаёт обратно,

- в ограниченном пространстве: подавать ёмкости, постепенно уменьшая объём ёмкостей; бросать предметы в ёмкости разного диаметра и размера,

- в отверстие ёмкости: пластиковый шланг, копилка, банка с прорезями.

Раздел 3. Сенсомоторный интеллект как составляющая предметно-практической деятельности.

Цель – формирование умения координировать ощущения от сенсорных стимулов и движения.

3.1. Любопытство как предпосылка практической предметной деятельности.

Цель – способствовать развитию чувства любопытства и заинтересованности манипулированием предметами.

Содержание:

· Узнавание собственного тела, знакомство с ним:

- пальчиковые игры,

- игры на коленях,

- «что умеют мои руки, ноги, глаза» и т.д.

· Наблюдение за объектами, вызывающими интерес;

· Нахождение рядом с объектами (в непосредственной близости);

· Практическое исследование объектов:

- свободное поле действия,

- исследование объекта,

- занятия с самостоятельно выбранными объектами.

3.2. Манипулирование объектами.

Цель – учить обнаруживать и осознавать взаимосвязь между собственными действиями и получаемым эффектом (причинно-следственные связи).

Содержание:

· Воздействие на объекты и обнаружение взаимосвязи между собственными действиями и эффектом:

- захват, отталкивание и т.п. мячей, кубиков и иных предметов,

- сминание бумаги,

- открывание и закрывание сосудов.

· Повторение известных манипуляций с объектами (выработка образцов поведения);

· Исследование/изучение новых манипуляций с объектами.

Раздел 4. Ручная умелость и ее повседневное применение.

Цель – обучение многообразию функциональных предметных действий руками.

4.1. Целенаправленное пользование предметами.

Цель – учить понимать и выделять функциональное назначение предметов.

4.1.1. Вычленение частей и признаков объектов.

Цель – учить выделять часть из общего, способствовать осмыслению отношений между частью и целым.

Содержание:

· Привлечение внимание/концентрация внимания к частям/признакам, понимание и использование отношений между ними:

- раскладка целого на части,

- сборка частей в одно целое.

· Осмысление отношений между частью целым (схема тела: где глаза, нос, руки и т.д., истории в картинках).

4.1.2. Подобающее (функциональное) обращение с объектами.

Цель – учить осознавать и выделять значимые функции объектов.

Содержание:

· Привлечение внимание/концентрация внимания к функциям объектов (демонстрация, показ, объяснение);

· Вычленение функций объектов;

· Понимание и применение обозначения функций объектов.

4.1.3. Осмысление качества обращения с объектами.

Цель – учить выделять и понимать отношения между свойством и объектом.

· Нахождение одинаковых свойств у разных объектов,

· Нахождение разных свойств у объектов одного вида.

4.2. Координация рук.

Цель – учить понимать и применять возможность пользоваться обеими руками для предметных действий.

Содержание:

· Действия в одном направлении:

- хлопки, постукивания обеими руками

- рисование двумя руками

- замес теста

- инструменты Орфа

- работа по складыванию, сгибанию мягкого материала (фетр, ткань, бумажные салфетки).

· Асимметричные движения (каждая рука осуществляет своё движение):

- разорвать бумагу (разнонаправленные действия),

- отжать тряпку,

- есть ножом и вилкой.

· Рука для удержания – рука для действия (одна рука держит, другая осуществляет действие):

- подтягивать предмет на верёвке,

- расстёгивать пуговицы на одежде,

- разливать напитки,

- рвать бумагу,

- оторвать лист календаря.

· Доминирование руки:

- предложение материалов с той стороны, которая проявляется как доминантная.

4.3. Дифференцированные умения для рук.

Цель – учить понимать и принимать функциональные возможности рук для предметно-практической деятельности:

- комкание, сминание,

- разрывание,

- сгибание,

- приглаживание,

- размазывание,

- пересыпание,

- переливание,

- вынимание,

- складывание,

- перекладывание,

- наполнение предмета (песком, водой, крупой и т.д.),

- разминание,

- сплющивание,

- отщипывание,

- скатывание,

- формирование формы,

- разворачивание,

- сворачивание,

- разглаживание,

- расстилание,

- отжимание (мокрой ткани, губки),

- завязывание узелка,

- выполнение фигур и элементов,

- собирание кусочков,

- перелистывание,

- отвинчивание (крышек, деталей, колпачков флаконов и пр.),

- завинчивание,

- вращение,

- резка/разрезание и т.д.

Тематическое планирование

Название раздела Название подразделов Виды учебной деятельности
Раздел 1: Нормализация чувствительности рук   1.1. Восприятие пассивных прикосновений 1.2. Восприятие прикосновений и ответ на них 1.3. Целенаправленное восприятие тактильных раздражителей Тактильное, зрительное взаимодействие с предметами/объектами, выражение предпочтений  
Раздел 2: Развитие функции кистей рук     2.1. Прикосновение и хватание 2.2. Знакомство с предметами с помощью рук 2.3. Целенаправленный захват и удержание предметов 2.4. Использование различных захватов 2.5. Целенаправленное отпускание предметов Тактильное взаимодействие с предметами/объектами, осуществление предметных манипуляций, выделение значимых функций объектов, целенаправленное изменение положений предметов
Раздел 3: Сенсомоторный интеллект как составляющая предметно-практической деятельности   3.1. Любопытство как предпосылка практической предметной деятельности 3.2. Манипулирование объектами   Координация ощущений от сенсорных стимулов и движений, обнаружение и осознание взаимосвязи между собственными действиями и получаемым эффектом (причинно-следственные связи)
Раздел 4: Ручная умелость и ее повседневное применение     4.1. Целенаправленное пользование предметами 4.1.1. Вычленение частей и признаков объектов 4.1.2. Подобающее обращение с объектами 4.1.3. Осмысление качества обращения с объектами 4.2. Координация рук 4.3. Дифференцированные умения для рук Осуществление многофункциональных предметных действий


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: