ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ.




ТЕМА 4

 

План освоения темы:

1. Понятие о деятельности. Структура деятельности.

2. Знания, умения, навыки как способы выполнения действий.

3. Роль саморегуляции и самоуправления деятельности человека.

4. Понятие о сознании. Структура сознания.

5. Сознание и бессознательное.

6. Личность. Определение понятия. Индивид. Личность. Индивидуальность.

7. Структура личности.

8. Связь понятий «деятельность», «сознание», «личность».

9. Человек как субъект деятельности, общения, жизни. Жизненный путь личности. Поступки. Жизненный выбор.

 

Задание 1. Составьте с помощью учебной литературы словарь следующих терминов.

Умение, навык, индивид, личность, индивидуальность, жизненный путь, событие, поступок, жизненный выбор, самосознание, мировоззрение, ценности, личностный смысл, значения, мировоззрение, убеждения, интересы, идеалы, психологическая защита, состояния сознания, деятельность, действие, интериоризация, экстериоризация.

Задание 2. Ознакомьтесь с текстами. В каком из отрывков описаны движения, а в каком действия? Дайте качественную характеристику движений и действий. Используя предложенные отрывки, назовите общие и отличительные признаки движений и действий.

А) «Он (О. Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека…, пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам… А та женщина, которая поправляла прядь волос движением указательного пальца…наверняка, славная особа».

Б) «…В пекарном деле очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами… приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».

Задание 3. Составьте таблицу на тему: «Психологическая структура основных видов деятельности человека». Рассмотрите такие виды деятельности как игра, учение, труд с точки зрения специфики их структуры: цели, мотивы, потребности, действия, результат, отношение к результату.

Задание 4. Исследователи в области психологии труда так оценивают влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия: «Через преодоление ошибок к мастерству».

Как вы понимаете данный тезис? Какова может быть роль ближайшей трудовой группы в преодолении ошибок и формировании профессионализма? Почему ошибка не всегда влияет на становление опыта? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Задание 5. С каким из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с каким – нельзя? Обоснуйте свой ответ, запишите его.

1. Человек на свет рождается уже человеком. Можно ли то же сказать о личности?

2. Влияют ли внешние физические данные человека на его личностные качества?

3. Влияет ли изменение выполняемых человеком социальных ролей на его поведение, отношения с другими людьми? Почему? Приведите примеры.

4. Человек, взятый в его социальном качестве есть личность.

5. Личность – это всякий свободный и независимый человек.

6. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.

7. Личность – это сущность человека, самое главное в нем.

8. Личность – это субъект и объект общественных отношений.

9. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

10. Личность – это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «Я» из «не Я» и активно воздействующий на «не Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности

Задание 6. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Запишите свой аргументированный ответ.

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, воспитанность, вспыльчивость, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, голубые глаза, хороший слух, внимательность.

Задание 7. Определите, какими из данных понятий обозначают: а) важнейшие элементы структуры личности; б) подструктуры личности.

Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, чувства, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, знания, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, индивидуальность.

Задание 8. Психологический практикум

Инструкция: «Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала оцените 1-е утверждение со 2-ым, 3-им и т. д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же само проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т. д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу...»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Бланк ответов

                             
                             
                           
                         
                       
                     
                   
                 
               
             
           
         
       
     
   

Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т. е. выборов), выпавших на каждое утверждение.

Рекомендуемая литература к курсу

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Основная литература

1. Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова.-М.: Акад.проект, 2002. – 496 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. Психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.

4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: Учеб. для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Норма-Инфра М, 2000. – 624 с.

5. Немов, Р.С. Общая психология [Текст]: учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования по спец. пед. и социал.-экон. профилей / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

6. Общая психология [Текст]: учеб. для студентов вузов по направлению 521000 "Психология": в 7 т / под ред. Б. С. Братуся. – М.: Академия. - (Университетский учебник по психологии). - 2006. – 320 с. (Допущено М-вом образования РФ)

7. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 512 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Сост., послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

Дополнительная

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология [Текст]: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 288 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

3. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. – 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Ильин Е.П. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.

5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Психология" / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511 c.

6. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / Личко А.Е. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.

7. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учеб. для вузов: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. Дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2007. – 583 с.

8. Общая психология [Текст]: Учеб. для студентов вузов по направлению и спец. Психологии / А.В. Карпов, Н.П. Анисимова, Е.В. Карпова и др.; Под ред. А.В.Карпова. - М.: Гардарики, 2002. – 232 с. (Рек. Учеб.-метод. об-нием)

9. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.

10. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) [Текст] / Хьелл Л., Зиглер Д. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: