Игры на дифференциацию звуков.




Картотека речевые игры и упражнений

По развитию фонематического слуха

Для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья 4-7 лет

 

Составила учитель-логопед 1 кв.кат.

Морозова С.Д,

Уважаемые родители, чьи детки - особенные! Вы необыкновенные! Хочется сказать вам всем большое спасибо за ваши нечеловеческие усилия и ваши огромные любящие сердца! То, что вы делаете – это настоящий подвиг любви, терпения и упорства.

Мне очень захотелось вам как – то помочь, и я составила подборку игр для деток с тяжелым нарушением речи, с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, которые способствуют развитию речи. С их помощью вы сможете легко и непринужденно играть со своими детьми дома и на прогулке. Они не требуют особой подготовки и места проведения, и помогут ребенку овладеть фонематическим восприятием.

Игры, способствующие развитию фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного

Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, то первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к различным играм для развития фонематического слуха.

Узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с ребенком, насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра: «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме или на улице во время прогулки. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску, скамейку, забор и т.д. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит (деревянный, стеклянный, железный)

Игра: «Похлопаем» Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра: «Барабанщик» Можно вместо хлопков использовать карандаши или палочки и любую поверхность, как барабан (стул, стол, пол, а на улице: скамейку, бордюр). И пробарабанить заданный ритм.

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра: «Три медведя» Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса (предварительно почитав с ребенком сказку)

Различение сходных по звучанию слов.

Игра: «Верно – неверно» Взрослый показывает ребёнку предмет и называет его (например, диван), заменяя первую букву (тиван, сиван, биван., пиван и т.д.) Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение звуков.

Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит - з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.

Игры на дифференциацию звуков.

Игра: «Кто больше назовет»

Взрослый или ребенок называет звук. Нужно как можно больше назвать слов на заданный звук.

Игра: «Ловить или не ловить»

Взрослый или ребенок называет звук. Взрослый бросает мяч (мягкую игрушку, подушку) ребенку и называет слова на заданный звук. Ребенок ловит мяч, если в слове есть этот звук, и не ловит, если этого звука нет.

Игра «Определи звуки»

Взрослый произносит какое-либо слово, а ребенок называет слово, которое начинается с того же звука: шар – шуба, петух – пуговица, нож – ночь, цветы – цыпленок, самолет – сапоги, машина – молоко, туфли – трава, яблоко – ягода, ложка – лампа, лошадь – лимон.

 

6. Различение слогов.

Игра: «Похлопаем» Взрослый объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра: «Что лишнее»? Взрослый произносит ряды слогов: «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний, (другой) слог.

7. Начало и конец

Объяснить, что слова состоят из частей (слогов). Поиграть – делим слова на слоги, определять, из скольких частей состоит слово.

Поочередно с ребенком произносите по частям разные слова: ва-за-2 части (слога); ря-би-на -3 слога и т.д.

 

Желаю успехов!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: