Тема: География населения и хозяйства Зарубежной Европы




Ев­ро­па - часть света, име­ю­щая пло­щадь около 10 млн. км² (из них на За­ру­беж­ную Ев­ро­пу, по от­но­ше­нию к стра­нам СНГ, при­хо­дит­ся 5,1 млн. км²) и на­се­ле­ние 740 мил­ли­о­нов че­ло­век (по­ряд­ка 10-11% на­се­ле­ния Земли).

Ев­ро­пу обыч­но делят на Се­вер­ную и Южную, За­пад­ную и Во­сточ­ную, это до­воль­но услов­но, тем более, что здесь всту­па­ют в дей­ствие не толь­ко чисто гео­гра­фи­че­ские, но и по­ли­ти­че­ские фак­то­ры.

В За­ру­беж­ной Ев­ро­пе скла­ды­ва­ет­ся еди­ное эко­но­ми­че­ское, по­ли­ти­че­ское, фи­нан­со­вое про­стран­ство. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство стран - члены ООН. Швей­ца­рия вошла в со­став ООН в сен­тяб­ре 2002 года, члены НАТО - 14 стран, члены ЕС - 15 стран. Боль­шин­ство стран от­но­сят­ся к груп­пе про­мыш­лен­но раз­ви­тых. Че­ты­ре стра­ны: ФРГ, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция и Ита­лия вхо­дят в со­став "боль­шой се­мер­ки стран За­па­да". Осо­бое место на эко­но­ми­че­ской карте ре­ги­о­на за­ни­ма­ют пост­со­ци­а­ли­сти­че­ские стра­ны или стра­ны с пе­ре­ход­ной эко­но­ми­кой.

Совет Ев­ро­пы - меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция, со­дей­ству­ю­щая со­труд­ни­че­ству между всеми стра­на­ми Ев­ро­пы в об­ла­сти стан­дар­тов права, прав че­ло­ве­ка, де­мо­кра­ти­че­ско­го раз­ви­тия, за­кон­но­сти и куль­тур­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Бу­дучи ос­но­ван­ным в 1949 году, Совет Ев­ро­пы яв­ля­ет­ся ста­рей­шей в Ев­ро­пе меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­ей. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми ор­га­на­ми Со­ве­та Ев­ро­пы яв­ля­ют­ся Ев­ро­пей­ский суд по пра­вам че­ло­ве­ка, дей­ству­ю­щий в со­от­вет­ствии с Ев­ро­пей­ской кон­вен­ци­ей о за­щи­те прав че­ло­ве­ка и ос­нов­ных сво­бод, и Ко­мис­сия Ев­ро­пей­ской фар­ма­ко­пеи.

В на­сто­я­щее время го­су­дарств в Ев­ро­пе на­счи­ты­ва­ет­ся более 40. Боль­шин­ство го­су­дарств по форме прав­ле­ния – рес­пуб­ли­ки, 12 мо­нар­хий. По ад­ми­ни­стра­тив­но - тер­ри­то­ри­аль­но­му устрой­ству все стра­ны (кроме Бель­гии, Гер­ма­нии, Ав­стрии и Швей­ца­рии) уни­тар­ные. Круп­ней­шие стра­ны по пло­ща­ди: Фран­ция, Ис­па­ния, Шве­ция, Гер­ма­ния, Фин­лян­дия. Круп­ней­шие стра­ны по на­се­ле­нию: Гер­ма­ния, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия. Че­ты­ре го­су­дар­ства За­ру­беж­ной Ев­ро­пы яв­ля­ют­ся чле­на­ми Боль­шой се­мер­ки: Фран­ция, Гер­ма­ния, Ита­лия, Ве­ли­ко­бри­та­ния. Глав­ной эко­но­ми­кой Ев­ро­пы счи­та­ет­ся Гер­ма­ния.

За­ру­беж­ная Ев­ро­па, как це­лост­ный ре­ги­он, за­ни­ма­ет пер­вое место в ми­ро­вом хо­зяй­стве по раз­ме­рам про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, по экс­пор­ту то­ва­ров и услуг, по раз­ви­тию меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма, ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции по за­па­сам зо­ло­та и валют. Эко­но­ми­че­скую мощь ре­ги­о­на в первую оче­редь опре­де­ля­ют че­ты­ре стра­ны, вхо­дя­щие в "Боль­шую се­мер­ку" стран За­па­да: Гер­ма­ния, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия. Имен­но эти стра­ны об­ла­да­ют наи­бо­лее ши­ро­ким ком­плек­сом раз­лич­ных от­рас­лей и про­из­водств. Но со­от­но­ше­ние сил между ними за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия из­ме­ни­лось. Роль ли­де­ра пе­ре­ш­ла к Гер­ма­нии, эко­но­ми­ка ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся более ди­на­мич­но. Ве­ли­ко­бри­та­ния же, утра­ти­ла мно­гие свои преж­ние по­зи­ции.

Осо­бую роль в хо­зяй­стве Ев­ро­пы иг­ра­ет ма­ши­но­стро­е­ние. На эту от­расль при­хо­дит­ся около 1/3 всей про­мыш­лен­ной про­дук­ции ре­ги­о­на и 2/3 его экс­пор­та. Осо­бен­но боль­шое раз­ви­тие по­лу­чи­ла ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность. Ми­ро­вой из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся такие марки ав­то­мо­би­лей, как "Рено" (Фран­ция), "Фолькс­ва­ген" и "Мер­се­дес" (Гер­ма­ния), ФИАТ (Ита­лия), "Воль­во" (Шве­ция) и др. В Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Ис­па­нии, дру­гих стра­нах ра­бо­та­ют за­во­ды дру­гих ав­то­мо­биль­ных кон­цер­нов. Ма­ши­но­стро­е­ние, ори­ен­ти­ру­ю­ще­е­ся пре­жде всего на тру­до­вые ре­сур­сы, на­уч­ную базу и ин­фра­струк­ту­ру, более всего тя­го­те­ет к круп­ным го­ро­дам и аг­ло­ме­ра­ци­ям, вклю­чая сто­лич­ные.

Хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность в за­ру­беж­ной Ев­ро­пе за­ни­ма­ет вто­рое место после ма­ши­но­стро­е­ния. В осо­бен­но­сти это от­но­сит­ся к самой "хи­ми­зи­ро­ван­ной" стране не толь­ко этого ре­ги­о­на, но и прак­ти­че­ски всего мира - Гер­ма­ния.

Ме­тал­лур­ги­че­ская про­мыш­лен­ность за­ру­беж­ной Ев­ро­пы в ос­нов­ном сфор­ми­ро­ва­лась еще до на­ча­ла эпохи НТР. Чер­ная ме­тал­лур­гия по­лу­чи­ла раз­ви­тие пре­жде всего в стра­нах, об­ла­да­ю­щих ме­тал­лур­ги­че­ским топ­ли­вом и (или) сы­рьем: Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ис­па­нии, Бель­гии, Люк­сем­бур­ге, Поль­ше, Чехии. После вто­рой ми­ро­вой войны круп­ные ком­би­на­ты были по­стро­е­ны или рас­ши­ре­ны в мор­ских пор­тах с ори­ен­та­ци­ей на им­порт более вы­со­ко­ка­че­ствен­ной и де­ше­вой же­лез­ной руды и ме­тал­ло­ло­ма. Самый боль­шой и со­вре­мен­ный из ком­би­на­тов, со­ору­жен­ных в мор­ских пор­тах, на­хо­дит­ся в Та­ран­то (Ита­лия). В по­след­нее время стро­ят­ся пре­иму­ще­ствен­но не боль­шие ком­би­на­ты, а ми­ни-за­во­ды.

В целом доля эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния, за­ня­то­го в сель­ском хо­зяй­стве в За­ру­беж­ной Ев­ро­пе не ве­ли­ка (мак­си­мум в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы). Доля сель­ско­го хо­зяй­ства в эко­но­ми­ке стран также мак­си­мум в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы.

По ос­нов­ным видам сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции боль­шин­ство стран пол­но­стью обес­пе­чи­ва­ет свои по­треб­но­сти и за­ин­те­ре­со­ва­но в ее сбыте на внеш­них рын­ках. Ос­нов­ным типом сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия яв­ля­ет­ся круп­ная вы­со­ко­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ная ферма. Но в Южной Ев­ро­пе еще пре­об­ла­да­ют по­ме­щи­чье зем­ле­вла­де­ние и мел­кое зем­ле­поль­зо­ва­ние кре­стьян-арен­да­то­ров. Глав­ные от­рас­ли сель­ско­го хо­зяй­ства за­ру­беж­ной Ев­ро­пы - рас­те­ние­вод­ство и жи­вот­но­вод­ство, ко­то­рые рас­про­стра­не­ны по­все­мест­но, со­че­та­ясь друг с дру­гом.

Транс­порт­ная си­сте­ма этого ре­ги­о­на от­но­сить­ся к за­пад­но­ев­ро­пей­ской мо­де­ли. Если го­во­рить о меж­го­су­дар­ствен­ных даль­них пе­ре­воз­ках, то ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства зна­чи­тель­но усту­па­ют в этом Рос­сии и США. Но вы­со­кая обес­пе­чен­ность внут­рен­ни­ми транс­порт­ны­ми се­тя­ми вы­во­дит За­ру­беж­ную Ев­ро­пу в ми­ро­вой ли­дер­ство. Боль­шое зна­че­ние для ре­ги­о­на имеет реч­ной транс­порт. Оно под­ня­лось после ввода в экс­плу­а­та­цию вод­но­го пути Рейн-Майн-Ду­най. Порт на Рейне Дуйс­бург (Гер­ма­ния) – самый круп­ный по гру­зо­обо­ро­ту реч­ной порт мира. Ев­ро­па на­хо­дит­ся на пе­ре­крест­ке ми­ро­вых мор­ских транс­порт­ных путей. Это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию в ре­ги­оне мор­ско­го транс­пор­та. Рот­тер­дам (Ни­дер­лан­ды) за­ни­ма­ет пер­вое место по гру­зо­обо­ро­ту среди мор­ских пор­тов мира. Дру­ги­ми круп­ны­ми мор­ски­ми пор­та­ми яв­ля­ют­ся Мар­сель, Лон­дон, Гам­бург, Ант­вер­пен, Генуя.

Наука и об­ра­зо­ва­ние. За­ру­беж­ная Ев­ро­па яв­ля­ет­ся одним из глав­ных цен­тров раз­ви­тия науки. В за­ру­беж­ной Ев­ро­пе также воз­ник­ло много на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских пар­ков, тех­но­по­ли­сов, ко­то­рые уже в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ют гео­гра­фию науки ряда стран.

Ту­ризм и отдых. За­ру­беж­ная Ев­ро­па была и оста­ет­ся глав­ным рай­о­ном меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма. Здесь по­лу­чи­ли раз­ви­тие все виды ту­риз­ма, очень вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ла ин­ду­стрия ту­риз­ма. В ка­че­стве стран-ли­де­ров меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма также неиз­мен­но вы­сту­па­ют Ис­па­ния, Фран­ция и Ита­лия. К числу самых по­пу­ляр­ных стран при­вле­че­ния ту­ри­стов от­но­сят­ся также Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Ав­стрия, Швей­ца­рия, Гре­ция, Пор­ту­га­лия, Чехия, Вен­грия. А в таких мик­ро­го­су­дар­ствах, как Ан­дор­ра, Сан-Ма­ри­но, Мо­на­ко, об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов давно уже слу­жит глав­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов. Здесь на каж­до­го жи­те­ля при­хо­дит­ся по сто ту­ри­стов. На тер­ри­то­рии Ев­ро­пы есть все пред­по­сыл­ки для раз­ви­тия ту­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти. В пре­де­лах За­ру­беж­ной Ев­ро­пы при­сут­ству­ют все виды ту­риз­ма.

Фи­нан­сы и кре­дит. В за­ру­беж­ной Ев­ро­пе на­хо­дит­ся 60 из 200 круп­ней­ших ми­ро­вых бан­ков. Эта­ло­ном стра­ны-бан­ки­ра давно уже стала Швей­ца­рия: в сей­фах ее бан­ков лежит по­ло­ви­на всех цен­ных бумаг мира. Осо­бен­но вы­де­ля­ет­ся так на­зы­ва­е­мая эко­но­ми­че­ская сто­ли­ца стра­ны - Цюрих. В по­след­нее время в стра­ну-бан­ки­ра пре­вра­тил­ся и Люк­сем­бург и Франк­фурт-на-Майне. Но все же круп­ней­шим фи­нан­со­вым цен­тром был и оста­ет­ся Лон­дон.

 

Задания (письменно в тетради):

1. Каковы главные особенности хозяйства Европы?

2. Что сделало Европы одним из самых развитых районов Европы?

3. Почему именно в Европе так активно проходит процесс интеграции?

 

 

Домашнее задание (письменно в тетради):

1. Ответьте на вопросы 2, 3, 4 стр.161 учебника Е.В.Баранчикова «География» (учебник размещен в группе «Смирнов А.В., кандидат психологических наук» vkontakte.ru).

2. Принести атласы и учебники географии для выполнения практической работы.

 

(2. Почему в настоящее время большую часть потребляемых природных ресурсов Зарубежная Европа ввозит из других регионов мира?

3. Каким и показателями можно охарактеризовать современное кризисное состояние демографической ситуации в Зарубежной Европе?

4. Как изменялось участие Зарубежной Европы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: