Научный руководитель: к. с. н., Адамская Л.В.




Открытость деятельности органов власти как метод противодействия коррупции

Герасимова Е.А.

Федеральное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Научный руководитель: к. с. н., Адамская Л.В.

Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "О противодействии коррупции" (далее - N 273-ФЗ) к организационным основам противодействия коррупции относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих полномочий. [1]

Также могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции. В нашей стране существуют специализированные органы за контролем деятельности органов власти, для которых борьба с коррупцией является одним из основных видов деятельности. Это в первую очередь прокуратура, МВД, ФСБ и другие перечисленные в статье 5 п. 6 N 273-ФЗ. В то время как некоторым субъектам противодействия коррупции сложнее осуществлять свои полномочия в этой сфере из-за трудностей в получении информации о действительном положении дел в том или ином органе власти.

В Федеральном законе от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - N 8-ФЗ) в статьях 6 и 7 перечислены способы и формы обеспечения информацией граждан. И на сегодняшний день лучший вариант для распространения информации является сеть «Интернет», которая охватывает наибольшее количество граждан.

Открытость деятельности органов власти может быть обеспечена с помощью «Цифрового правительства». Эта идея в первую очередь включает в себя предоставление в свободное пользование информации о деятельности органов власти. На данный момент в России существует «Портал открытых данных Российской Федерации» [3], который только наполняется необходимой информацией, поэтому сейчас о деятельности органов власти население в основном узнает из предоставленной информации на собственных сайтах этих органов власти.

Согласно N 8-ФЗ сайт органа власти в сети «Интернет» содержит данные о структуре органа, полномочиях, вопросах ведения, информацию о нормотворческой деятельности, результатах различных проверок и другом, перечисленном в статье 13. [2]

Основным пунктом, на который стоит обратить внимание, является п. 7 ст. 13, так как именно он обязует властный орган предоставлять статистическую информацию о своей деятельности, а именно:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. [2]

Эти данные помогают институтам гражданского общества осуществлять контроль за деятельностью органов власти, а, соответственно, и противодействовать коррупции. Кроме того, в N 8-ФЗ статья 4 устанавливает принципы обеспечения доступа к информации, которая должна быть достоверна, свободна для поиска.

Однако на данный момент отсутствуют единые стандарты об организации пространства сайта, визуализации, то есть стандарты предоставления информации в сети «Интернет». Например, на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФесть отдельная страница «Статистика и отчеты» [4], где представлена информация уже за II квартал 2017 года, в то время как на сайте Министерства труда и социальной защиты [5] есть результаты работы только за 2015 год, представленные в общем,в форме доклада, а на сайте Министерства экономического развития [6] итоги деятельности показаны по отдельным направлениям, то есть сложно осознать результат работы министерства в целом. Также у Минкомсвязи России, в отличие от тех же Минтруда и Минэкономразвития, существует регламент размещения информации, что упрощает поиск необходимых данных.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой – согласно N 273-ФЗ (ст. 3 п. 3), соблюдается принцип открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, однако информация предоставляется недостаточно наглядно, что затрудняет анализ деятельности органов власти простыми гражданами. Однако стоит отметить, что в N 8-ФЗ статье 8 устанавливается право на запрос необходимой информации без обоснования причины, при условии, что доступ к ней не ограничен, как в случае с государственной тайной, и что данная информация не размещена в сети «Интернет» или не опубликована в средствах массовой информации ранее.

Не смотря на технические недоработки в нашей стране, публичность деятельности властных органов является одним из главных принципов в демократическом государстве, каким и является Российская Федерация, и благодаря ему соблюдается не менее важный принцип – сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. [1]

Существует несколько способов данного сотрудничества, что в то же время является одной из мер по профилактики коррупции, указанных в статье 6 N 273-ФЗ, а это уже реализация конституционного права граждан на участие в делах государства.

В результате анализа нормативно-правовых актов (тем более законотворческих проектов), предоставленных в открытом доступе, граждане могут участвовать в антикоррупционной экспертизе в пределах своих полномочий, предоставлять бесплатную юридическую помощь в этой сфере.

При ознакомлении с конкретной деятельностью, которая функционально находится в ведении данного органа, институты гражданского общества, организации, физические лица могут видеть результаты, оценивать эффективность работы и выявлять причины низких показателей, одной из которых является коррупция.

Одной из самых популярных областей деятельности, связанных с высоким уровнем коррупции в государственных органах, можно назвать государственный заказ (госзакупки). Именно в этой сфере легче всего совершать махинации с разыгрыванием тендеров, лоббированием различных интересов, и сокрытия следов получения взятки. В данном случае как раз может быть достаточно, одного наблюдательного гражданина, который в сведениях об использовании бюджетных средств, может заметить подозрительные статьи расхода, монополию на осуществление заказов отдельной отрасли и другое.

Кроме того, каждый орган власти обязан самостоятельно проводить мероприятия по предупреждению, борьбе и минимизации последствий коррупционных правонарушений в пределах своих полномочий и публиковать данные о результатах в этой сфере.

Делая вывод, мы видим, что открытость деятельности органов власти – один из основных методов противодействия коррупции, ведь от него зависит и другие методы, такие как общественный контроль, воспитание нетерпимости к коррупции, информационное обеспечение граждан об их правах и другие.

И в настоящий момент главная проблема состоит в недостаточном использовании информационных технологий для предоставления информации, однако эта задача активно решается органами власти, которые видят необходимость дальнейшего развития в этом направлении.

В тенденциях современного мира все быстрее распространяются идеалы открытого государства, основанного на профессионализме в управлении и полному контролю со стороны граждан. Международная организация «Открытое правительство» активно продвигает эти идеи, и Россия по итогам 2016 года отвечала минимальным критериям приемлемости и имеет право присоединиться к «Открытому правительству».

 

Согласно статье 7, ФЗ №8 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

 

НА СЛАЙДЕ

• Общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.

 

• Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть передана по сетям связи общего пользования. Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации

 

ГОВОРЮ

Все мы знаем, о N 8-ФЗ "Об обеспЕчении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и наиболее подходящий вариант для распространения информации является сеть «Интернет», ибо она охватывает наибольшее количество граждан.

 

Согласно N 8-ФЗ сайт органа власти в сети «Интернет» содержит данные о структуре органа, полномочиях, вопросах ведения, информацию о нормотворческой деятельности, результатах различных проверок и другом, перечисленном в статье 13. [2]

Основным пунктом, на который стоит обратить внимание, является п. 7 ст. 13, так как именно он обязует властный орган предоставлять статистическую информацию о своей деятельности.

 

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. [2]

 

Эти данные помогают институтам гражданского общества осуществлять контроль за деятельностью органов власти, а, соответственно, и противодействовать коррупции. Кроме того, в N 8-ФЗ статья 4 устанавливает принципы обеспечения доступа к информации, которая должна быть достоверна, свободна для поиска.

Открытость деятельности органов власти может быть обеспечена с помощью «Цифрового правительства». Эта идея в первую очередь включает в себя предоставление в свободное пользование информации о деятельности органов власти. На данный момент в России существует «Портал открытых данных Российской Федерации» [3], который только наполняется необходимой информацией, поэтому сейчас о деятельности органов власти население в основном узнает из предоставленной информации на собственных сайтах этих органов власти.

 

Я ВВЕЛА МИНОБРНАУКИ РФ

 

N 8-ФЗ, статья 4

• открытость и доступность

• достоверность и своевременность

• свобода поиска, получения, передачи и распространения информации

• соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации

 

ГЛАВНОЕ

Однако на данный момент отсутствуют единые стандарты об организации пространства сайта, визуализации, то есть стандарты предоставления информации в сети «Интернет». Например, на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ есть отдельная страница «Статистика и отчеты» [4], где представлена информация уже за II квартал 2017 года, в то время как на сайте Министерства труда и социальной защиты [5] есть результаты работы только за 2015 год, представленные в общем, в форме доклада, а на сайте Министерства экономического развития [6] итоги деятельности показаны по отдельным направлениям, то есть сложно осознать результат работы министерства в целом. Также у Минкомсвязи России, в отличие от тех же Минтруда и Минэкономразвития, существует регламент размещения информации, что упрощает поиск необходимых данных.

 

Численность населения наконец года, Число родившихся, Суммарный коэффициент рождаемости, Число умерших, Естественный прирост (убыль) населения, Младенческая смертность, Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

 

Анализ НПА (тем более законотворческих проектов) - антикоррупционная экспертиза в пределах своих полномочий, бесплатная юридическая помощь

Анализ результатов, оценка эффективности работы и выявление причин низких показателей

Анализ госзакупок

Результаты мероприятий по предупреждению, борьбе и минимизации последствий коррупционных правонарушений в пределах своих полномочий

 

Делая вывод, мы видим, что открытость деятельности органов власти – один из основных методов противодействия коррупции, ведь от него зависит и другие методы, такие как общественный контроль, воспитание нетерпимости к коррупции, информационное обеспечение граждан об их правах и другие.

И в настоящий момент главная проблема состоит в недостаточном использовании информационных технологий для предоставления информации, однако эта задача активно решается органами власти, которые видят необходимость дальнейшего развития в этом направлении.

В тенденциях современного мира все быстрее распространяются идеалы открытого государства, основанного на профессионализме в управлении и полному контролю со стороны граждан. Международная организация «Открытое правительство» активно продвигает эти идеи, и Россия по итогам 2016 года отвечала минимальным критериям приемлемости и имеет право присоединиться к «Открытому правительству».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: