Механизм фашистской диктатуры




 

С приходом к власти нацистская партия меняет тактику и претендует на роль партии Порядка и созидательницы нового тысячелетнего рейха, третьего по счету в истории.

Вначале, когда открытое сопротивление фашизму не было окончательно подавлено (еще в феврале 1933 г. во многих местах Германии проходили антифашистские демонстрации), Гитлер прибегал к «чрезвычайным мерам». Первый репрессивный декрет «о защите немецкого народа», подписанный президентом Гинденбургом, был принят на основе ст. 48 Веймарской конституции и мотивировался защитой «общественного спокойствия».

Важной стратегической целью стало свертывание парламентской демократии и гражданских свобод, роспуск основных партий и сращивание партаппарата нацистов с государственным аппаратом. В провокационных целях 27 февраля 1933 г. нацистами было подожжено здание рейхстага, в чем обвинили коммунистов. Вслед за этим последовали два новых чрезвычайных постановления, открывшие путь массовым репрессиям: «против измены германскому народу и против изменнических действий» (с наказанием смертью за «измену германскому народу» и каторжными работами за «происки врагов народа») и «о защите народа и государства». Правительству предоставлялось право брать на себя полномочия любой земли, издавать указы, связанные с нарушением тайны переписки, телефонных разговоров, неприкосновенности собственности, прав профсоюзов. Декреты сильно ограничили, фактически упразднили гражданские свободы.

С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором - превратить ее в «общность боевую».Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от «чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных «фюреру и рейху», а также путем «унификации государственного аппарата» и пр. Проделав эту «внутреннюю работу», Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе «внешней», важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны. Решением задач первого этапа фашистское государство и НСРПГ занимались в основном до 1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.

Смена гитлеровских «этапов» нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры.В марте 1933 г. правительство Германии отказывается выполнять условия Версальского договора. Оно восстанавливает всеобщую воинскую повинность, доводит численность войск со 100 тысяч до миллиона, вновь создает военный флот и авиацию.

Следующей серией законов фактически учреждается однопартийная диктатура.

В июле 1933 г. был издан декрет «Против образования новых партий», приведший к роспуску шести основных партий. В мае ликвидируются независимые профсоюзы, а их место занимает Германский трудовой фронт с добавочными поборами в пользу партийной кассы нацистов. Новая формулировка целей и задач профсоюза включала в себя задачу «воспитания народа в немецком духе».1 декабря 1933 г. появляется закон «Об обеспечении единства партии и государства», в котором нацистская партия объявлена «носительницей германской государственной мысли, неразрывно связанной с государством».

Нацисты «унифицировали» не только партии, но и прессу. Органы печати, кроме нацистских, либо ликвидировались, либо включались в систему фашистской пропаганды. Закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств» установил уголовную ответственность за «грубое искажение действительности» в суждениях.24 марта 1933 г. под грубым нажимом был принят закон «О ликвидации бедственного положения народа и государства», в котором предусматривалось право правительства проводить законы без санкции парламента, причем эти законы могли расходиться даже с Конституцией. В заседаниях правительства Гитлер отменил процедуру голосования по обсуждаемым вопросам в пользу своего единоличного решения. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.

Одной из насущных задач в деле упрочения нового режима стало очищение госаппарата от либерального чиновничества. В законе "О восстановлении профессионального чиновничества" (7 апреля 1933 г.) содержалось требование уволить всех лиц, принятых на службу после 9 ноября 1918 г. и не удовлетворяющих требуемым законом условиям («арийское происхождение», «благонадежность» и др.). Закон требовал от чиновников согласия с политикой партии нацистов, вступления в ее ряды. В «Основных положениях германского закона о чиновниках» от 21 января 1937 г. было записано, что «внутренняя связь чиновника с партией» является предпосылкой для назначения на должность, поскольку чиновник должен быть «исполнителем воли партии».Так управленческая деятельность многотысячной армии государственных чиновников оказалась не просто централизованной, но сильно политизированной и политически подконтрольной, поскольку все важнейшие назначения чиновников осуществлялись самим фюрером и в любое время те же самые чиновники могли быть отстранены от этих должностей по политическим мотивам.

Декретами начала 1934 г. о переустройстве империи и о ликвидации рейхсрата республика из федеративной превращается в унитарную, с губернаторами (гаулейтерами), назначаемыми из центра. Местные органы по всем видам управленческой деятельности подлежали контролю центральной администрации.

После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитлера - «вождя» и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника.

Следующими направлениями преобразования власти и политики стали чистка госаппарата от неугодных чиновников (евреев, членов других партий, республиканцев) и сращивание партаппарата с госаппаратом. В партии к началу 1933 г. было полтора миллиона членов партии и полмиллиона партийных функционеров. Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении министерства общественного просвещения и пропаганды была «имперская палата культуры», контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика «Третьего рейха» была направлена на создание «идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане», на превращение литературы и искусства «в боевое оружие партии». Из академии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культуры, а также «расовонедостойные» лица, получившие впоследствии название «недочеловеков». Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями. После 1937 г. участие в них стало обязательным. Эти организации включались в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельности страны.

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - «служба порядка\2 фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. «служба порядка» получила название «штурмовых отрядов» (СА).

Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей «партийной армией», чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной «партийной полиции», усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять «внутренних врагов».

В состав СС (Службу безопасности) входили «общие отряды», включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные «специальные отряды», созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений «мертвая голова», осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима. Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. В годы войны эсэсовцы, оставаясь отборными отрядами, занимались поиском и истреблением противников нацизма, охраной концентрационных лагерей, осуществлением массовых убийств заключенных, проведением карательных акций.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (Geheimestaatspolizei - гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной и преобразована в учреждение, названное полицией безопасности.

Разведывательный орган нацистской партии «служба безопасности» (СД) в 1938 г. был превращен в главный орган разведки «партии и государства», а в следующем году вместе с тайной государственной полицией (гестапо) образовал Главное управление имперской безопасности.

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, и котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

 

 


Заключение

 

Так возник политический режим, главной особенностью которого стало аппаратное управление с господством и контролем (тотальным контролем) над всеми формами общественной и личной жизни. Оно включило в себя аппарат террора (штурмовые отряды, гестапо и др.), аппарат организованного массового воздействия на население (НСДАП, Германский трудовой фронт, Национал-социалистический женский союз, Организация гитлеровской молодежи), аппарат массированной пропаганды (воздействие на общественное мнение через прессу и радио).Какие факторы способствовали установлению фашистского режима в Германии?

Экономический кризис конца 20-х гг. и значительное ухудшение внутренней обстановки -- коррумпированность госаппарата, негибкость и беспомощность парламентской власти в условиях усугубляющегося социально-политического кризиса и упадка нравов, а также массовая безработица, выросшая в 1932 г. до 5 млн человек, - содействовали повышению популярности нацистской пропаганды и политики.

Кроме того, Гитлер был отчасти ставленником того слоя правящего класса, который в марксистской литературе именовался финансовой буржуазией, являющейся фракцией монополистической буржуазии этой страны. Без этой поддержки ему вряд ли удалось бы столь быстро возвыситься до роли правителя - вождя нации.

Иными словами, установление фашистского режима в Германии произошло вследствие соединения в чрезвычайных условиях экономического и государственно-политического кризиса двух различных факторов - роста фашистских движений и стремления части правящих кругов передать им власть в надежде использовать их в своих целях.

Также существенным моментом в оформлении нацистского режима стал не заговорщический и не бонапартистский вариант захвата власти, а почти легальный путь восхождения Гитлера и его партии к верховной власти в государстве и обществе. Это стало возможным благодаря результативному соперничеству на выборах в рейхстаг, затем сочетанию исполнительно-распорядительных властных полномочий с законодательными и партийно-властными в руках Гитлера и его окружения, последующему упразднению важных демократических положений Веймарской конституции 1919 г., принятию репрессивных и антиправовых законов.

 

 


Библиография

 

1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003.

2. Жидков О.А., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Часть 2. М.: НОРМА, 2001.

3. Дамье В.В. Тоталитарные тенденции в ХХ веке // Мир в ХХ веке. М.: Наука, 2001.

4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М: Юристъ, 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: