Глава 4 «История наград»




Награды, присуждавшиеся Ученым советом Императорской Академии художеств, возникли вначале как поощрения за успехи в учебе. В Императорской академии художеств принцип стимулирования учебных успехов заключался не в штрафах и наказаниях (отчисления вообще являлись редчайшим исключением, и то, за «безобразия в поведении»), а в разнообразных формах поощрения. Например, 1873-1874 учебный год, мы видим, что при наличии 181 учащегося было выдано 77 медалей, плюс 25 «Похвал Ученого совета» и денежные премии; неоднократно оказывалось и вспомоществование нуждающимся студентам.

Медали (Серебряная первого достоинства, Серебряная второго достоинства, Большая поощрительная и Малая поощрительная) присуждались три раза в год на «третных» экзаменах (учебный год делился на три части, «Трети»). Серебряные медали присуждались, главным образом, за рисунок, считавшийся высшим показателем профессионального уровня.

В продолжение этой традиции Российская Академия художеств ежегодно присуждает ученикам академических лицеев и студентам академических институтов бронзовую медаль «За успехи в учебе» по итогам года. На медали девиз, написанный еще Екатериной Великой: «Следуя достигнешь».

Золотые медали присуждались только оканчивающим учебу, так называемым «конкурентам» (подразумевалось, «конкурирующим на золотую медаль»); в их число допускались не все оканчивающие. Они обязаны были выполнить «программу» (отчего назывались также «программистами»), т.е. картину по программе (творческому заданию), одной для всех, утвержденной Ученым Советом Академии. Задание, чаще всего на историческую тему, составлялось таким образом, чтобы конкурент имел возможность и обязан был проявить все профессиональные навыки и знания, которыми он должен был овладеть во время учебы. Допускались и собственные сюжеты, чаще всего это касалось пейзажной живописи, но эти работы имели меньше шансов на получение медали, чем сюжетные картины, рассматривавшиеся Ученым Советом, как вершина профессионального мастерства.

Конкуренты оставались в Академии еще на год; им предоставлялась отдельная мастерская, материалы для работы и щедрое денежное содержание. Золотая медаль давала право на заграничное пенсионерство сроком на 3 или 5 лет, тоже при хорошем материальном обеспечении.

Как правило, в год присуждалась одна, редко – две золотые медали. Однако, руководство Академии отнюдь на подходило к этому вопросу бюрократически. Ярким и в свое время нашумевшим примером было присуждение в 1873 году 5 золотых медалей за программу «Воскрешение дочери Иаира» всем 5 конкурентам,среди которых были И.Е.Репин, и В.Д. Поленов.(см.рис.№9,10)

За время существования Академии золотые медали получили многие замечательные российские художники. Среди них И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов, Н.И.Бруни, К.П.Брюллов, А.Г.Варнек, Н.Н.Ге, А.Д.Кившнеко, О.А.Кипренский, В.Е.Маковский, Г.Е.Мясоедов, В.Д.Орловский, В.Г.Перов, В.Д.Поленов, И.Е.Репин, К.А.Савицкий, Н.С.Самокиш, Г.И.Семирадский, Е.С.Сорокин, В.И.Суриков, В.А.Тропинин, Г.И.Угрюмов, К.Д.Флавицкий, И.Т.Хруцкий, Н.Г.Чернецов, П.П.Чистяков, В.К.Шебуев, И.И.Шишкин, С.С.Щукин, В.И.Якоби, скульпторы М.М.Антокольский, В.А.Беклемишев, А.Р.Бок, С.И.Гальберг, Ф.Г.Гордеев, В.И.Демут-Малиновский, М.И.Козловский, И.П.Мартос, М.О.Микешин, Н.С.Пименов, И.П.Прокофьев, Н.А.Рамазанов, П.П.Уткин, Ф.И.Шубин, Ф.Ф.Щедрин, архитекторы Н.Л.Бенуа, Д.И.Гримм, А.Д.Захаров, Р.И.Кузьмин, П.К.Нотбек, И.А.Монигетти, А.А.Парланд, А.И.Резанов, И.П.Ропет-Петров, К.А.Тон, граверы Ф.И.Иордан, И.П.Пожалостин, Н.И.Уткин, и многие другие.

Императорская Академия художеств отмечала не только успехи учащихся, но и достижения своих выпускников, завоевавших признание и славу. Помимо конкретных случаев (как, например, празднование прибытия в Санкт-Петербург картины Брюллова «Гибель Помпеи»), было принято отмечать медалями 50-летние юбилеи со дня окончания учебы в Академии (говоря сегодняшним языком, 50-летие творческой деятельности) Таких юбилеев удостоились К.И.Тон, Ф.Г.Солнцев, Ф.П.Толстой, П.М.Шамшин, А.П.Брюллов, Ф.И.Иордан, Н.И.Уткин и другие. На юбилейном праздновании всем участникам вручались бронзовые медали с изображением юбиляра, а ему самому – такая же медаль из золота с надписью «В память пятидесятилетнего служения Царю, отечеству и искусствам». Как правило, учреждалась именная юбилейная стипендия для студента, наиболее успешно работающего на том поприще, на котором достиг заслуг сам юбиляр.

В наше время в продолжение этой традиции в дни своих юбилеев члены Президиума Академии и другие академики также удостаиваются медалей со своим изображением. Такие медали получили Б.Е.Ефимов, Т.Т.Салахов, Е.И.Зверьков, М.М.Курилко-Рюмин, В.Е.Цигаль, М.И.Самсонов и многие другие.

Российская Академия художеств развивает традиции своей предшественницы и в других направлениях. Президиум Академии присуждает благодарности с вручением Почетных грамот за достижения в разных отраслях художественной, издательской и музейной деятельности а также благотворительности, награждает бронзовыми памятными медалями «Достойному» А начиная с юбилейного 2007 года все преподаватели учебных заведений и студенты, оканчивающие академические институты будут носить серебряные нагрудные знаки, изготовленные с учетом образцов подобных знаков Императорской Академии.

Российская академия художеств намеревается продолжить традицию выпуска памятных медалей в случаях торжественных юбилеев крупных деятелей отечественного искусства прошлого. Так была выпущена медаль к столетию С.Д.Коненкова (скульптор Г.И.Правоторов), выпускается медаль к юбилейной дате Клодта и т.д.

Российская Академия художеств отмечает медалями и собственные торжественные даты. Так, к окончанию строительства храма Христа Спасителя были выпущены Большая и Малая медали и два вида Благодарственных грамот за участие в строительстве храма.

Участники многих художественных выставок, проводимых в стенах Академии, а также передвижных, отмечаются благодарностями Академии, например, выставки «Урал» и «Золотое кольцо» (для участников которой были отпечатаны особые памятные грамоты).

Императорская Академия художеств выпускала памятные медали к своему 50-летнему (автор вице-президент Академии Ф.Толстой), 100-летнему (автор академик И.Чукмасов), и 150-летнему (автор академик Р.Бах) юбилеям. К 250-летнему юбилею Академии в 2007 году также выпускается памятная медаль (автор президент З.Церетели).

Конкурс на соискание наград за лучшие произведения изобразительного искусства, архитектуры, дизайна и искусствознания, созданные или опубликованные за предшествующие годы проводится Российской академией художеств ежегодно, начиная с 1947 года.

Кандидаты, прошедшие по конкурсу, награждаются золотыми и серебряными медалями и дипломами Российской академии художеств. Списки награжденных будут ежегодно публиковаться в журнале ДИ. (Медали изготавливаются из золота и серебра Московским монетным двором со штампов, являющихся копиями наград, присуждавшихся Советом Императорской Академии, начиная с екатерининских времен. На лицевой стороне изображен бог искусства Аполлон и надпись «Достойному» (автор академик Уткин Павел Петрович); на реверсе - герб Российской академии художеств, (автор академик Сверчков Владимир Дмитриевич.) Повторил медали по сохранившимся образцам медальер Копыткин Иван Иванович.

Продолжение традиций подразумевает и их развитие. Так, Императорская Академия художеств не имела своего герба, а только печать, нарисованную академиком В. Д. Сверчковым и представляющую собой геральдического орла, восседающего на «атрибутах искусства»

По ходатайству Президиума Российской Академии художеств Российская государственная герольдия (главный герольдмейстер В.И.Виленбахов) в 1995 году утвердила этот знак в качестве эмблемы (герба) Российской академии художеств.

На основе этого герба и с использованием виньеток и рисунков, в разные времена украшавших документы императорской Академии, художником профессором М.А.Абакумовым был разработан фирменный канцелярский стиль Российской Академии, состоящий из различных бланков и форм.

 

Итог

Итогом данной работы стало то, что, создание академии

представляло собой попытку показать необходимость

сохранения родного языка и создания произведений,

написанных собственными авторами, что в дальнейшем

могло стать весьма серьезной поддержкой в области

просвещения, в том числе и последующих поколений

жителей государства. Результаты исследования

позволяют обратить внимание на необходимость

применения опыта Российской академии современными

структурами власти и экспертами высшей школы,

занятыми в решении проблем использования культуры

русского языка в условиях роста влияния технического

прогресса на развитие современного российского

общества. Ключевые слова: Академия, словарь,

грамматика, язык, Устав, собрание.

 

 

Литература

Глава 1

«Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829г»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Императорская_Академия_художеств Векипедия

Глава 2

Журнал «Третьяковская галерея», #4 2017 (57), выпуск посвящен 260-летию Российской Академии художеств

Глава 3

Литература 1. Лозинская Л. Я. Во главе двух академий. М.: Наука, 1978. 2. Сухомлинов М. И. История российской академии. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук. Вып. 7. 1885. 3. Томсинов В. А. Законодательство императрицы Екатерины II. 1783–1796 годы. М.: Зерцало, 2011.Об авторе: Храпков Геннадий Николаевич, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления РАНХиГС (СанктПетербург, Российская Федерация), кандидат исторических наук.

Схема была взята с очень интересного сайта https://www.artprojekt.ru

https://albinatour.ru/spb-muzey-akademii-xudozhestv.html

Глава 4

Награды https://www.rah.ru/the_academy_today/nagrady/k_istorii_nagrad_imperatorskoy_i_rossiyskoy_akademii_khudozhestv_.php

 


 

Перечень иллюстраций

 

1. Фёдор Рокотов «портрет И.И.Шувалова », 1760г., холст, масло.

2. Фото «Университетская набережная»

3. Дмитрий Левицкий «Портрет А. Ф. Кокоринова »,1769г., Холст, масло.

4. «Портрет Жан-Батист Валлен-Деламот»

5. О.А.Кипренский «Портрет Оленина »,1813., Бумага, итальянский карандаш

6. Фото «бунт четырнадцати»

7. Зарянко С. К., «Портрет великого князя Владимира Александровича»,1867.

8. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»

9.

 

 


 

Иллюстрации

 

№1

№2


 

№3

№4

№5

 

№6

 

Схема

 

Большой круглый двор


Памятник Шувалову музей Академии художеств

 

 

 

№9 Василий Дмитриевич Поленов

 

 

№10 Репин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: