Выпускников Российской академии художеств




Введение

Данный реферат посвящён изучению, одной из первых попыток, предпринятых в российском обществе конца XVIII — первой половины XIX вв. по проблеме сохранения и развития языкового и литературного наследия.

Цель работы — на основе изученных источников и научных исследований выявить структуру, функции и обязанности членов академии, отметить положительные черты в деятельности созданного научного органа нового образца и подчеркнуть необходимость применения его опыта в решении ряда вопросов, этапы развития академии и ее подходов к исполнению поставленных задач, цель и конечный итог которых изменялись в соответствии с приоритетами, что ставила перед собой академия на определенной стадии своего существования.

Кратко о заведение:

Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в Российской Империи в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики

 

 

Глава 1 «История»

 

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова (см.илл.№1) на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости основать «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии.

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств.

«Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.

В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот) (см.илл.№2,3,4) Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало.

 

Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»(см.рис.6)

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.

 

Глава 2 «Воспитание»

 

 

Иван Иванович Шувалов, был крупным государственным деятелем, меценатом и любителем искусства. Главная его заслуга - это покровительство образованию. Составленные Шуваловым «Регламент Академии художеств» и «Учреждение Императорской Академии художеств в 16-ти пунктах» зафиксировали принципы ее существования.

Екатерина II, провозгласившая себя продолжательницей дел не только своей «тетки Елисабет», но в первую очередь Петра Великого, внесла свой державный вклад в развитие Академии художеств. 4 ноября 1764 года императрица «даровала Академии Устав и Привилегию», содержавшие наставления об организации учебного процесса, о воспитании художника, этике поведения и правилах общежития учащихся.

 

Императрица назначила «инаугурацию Академии» в годовщину своего вступления на престол. Роскошное торжество, состоявшееся 28 июня 1765 года. Оно включало богато декорированное «театрализованное представление на барках на Неве и на пристани, речь конференц-секретаря Салтыкова, чтение “дарованной привилегии", вручение дипломов профессорам, приветствие архимандрита Платона, молебен и закладку академической церкви, закладку грандиозного здания-ансамбля Академии, и поныне поражающего своими масштабами и великолепием. В течение 8 дней богато украшенная произведениями искусства Академия была открыта для свободного доступа публики». «Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей». Все это, а самое главное - законодательные государственные акты, имело настолько большое значение для поднятия статуса Академии, что в период до 1917 года официальной датой рождения Академии считался 1764 год.

Советская историография, нацеленная на вымарывание из отечественной истории заслуг императорской власти, отменила эту дату. В советское время именно 1757 год отмечался как дата основания Академии, причем к созданию Академии считался причастным в первую очередь русский ученый-просветитель М.В. Ломоносов, бывший сподвижником И.И. Шувалова, но только в деле создания Московского университета.

Первый устав 1764 года ставил задачей Академии художеств и созданного при ней Воспитательного училища «воспитание новой породы людей, свободных от недостатков общества». И хотя этот завет императрицы, который неукоснительно стремился воплотить в жизнь второй президент Академии Иван Иванович Бецкой (1704-1795), не был осуществлен, Академия росла и крепла, воспитывала русских художников, а из них собственных профессоров (первые преподаватели Академии были приглашенными иностранцами), менялись ее структура, штат и

устав.

Первый ректор академии

С ранним периодом работы Академии художеств

а также строительством её нынешнего здания

связано имя ещё одного человека, оставившего

заметный след в истории отечественной культуры.

Это выдающийся русский архитектор Александр

Филиппович Кокоринов (1726-1772). Разработав

совместно с профессором Ж. Б. М. Валленом-Деламотом

проект здания, в которое академия переехала

из Шваловского особняка, он занял в ней должность

директора, затем профессора и ректора.

 

Порядок обучения, принятый в XVIII

Петербургская академия художеств с момента её создания играла ключевую роль в развитии российской культуры. О том, сколь серьёзно была поставлена в ней работа, может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение продолжалось в течение пятнадцати лет, а лучшие выпускники посылались за казённый счёт на стажировку за границу. Среди разделов искусства, изучаемых в академии, были живопись, графика, ваяние и архитектура. Весь курс обучения, который предоставляла своим студентам Академия художеств, делился на пять классов, или разделов, из которых четвёртый и пятый являлись низшими и именовались Воспитательным училищем. В них принимались мальчики, достигшие пяти-шестилетнего возраста, где они обучались грамоте, а также приобретали начальные навыки, занимаясь рисованием орнаментов и копированием готовых изображений. В каждом из этих двух начальных классов обучение продолжалось по три года. Таким образом, курс Воспитательного училища длился шесть лет.

Разделы с третьего по первый были высшими, именно они считались, собственно, Академией художеств. В них студенты, ранее обучавшиеся единой группой, делились на классы в соответствии с будущей специализацией – живописью, гравированием, скульптурой или зодчеством. В каждом из этих трёх высших разделов учились по три года, в результате чего непосредственно в самой Академии обучение продолжалось девять лет, а вместе с шестью годами, проведёнными в Воспитательном училище, оно составляло пятнадцать лет. Лишь значительно позже, в XIX веке, после того как в 1843 году закрыли Воспитательное училище, срок обучения значительно сократился.

Академия художеств в Санкт-Петербурге по образцу подобных ей европейских учебных заведений выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей. Помимо основных дисциплин, в программу обучения входили также иностранные языки, история, география, мифология и даже астрономия.

 

 

Глава 3 «Архитектура»

 

Академия художеств, основанная в 1757 году, является главной художественной школой России. Первоначально Академия располагалась в доме ее первого директора И.И. Шувалова на Садовой улице. В 1764 -1788 годах по проекту французского архитектора Ж.-Б. Вален-Деламота для Академии художеств было построено здание на Университетской набережной. Квадратное здание, выполненное в стиле раннего классицизма, включает в себя круглый двор в центре и четыре малых прямоугольных по углам, строгие и красивые фасады. Парадный вход Академии художеств украшены великолепными скульптурами Геркулеса и Флоры. Статуя Миневры, располагавшаяся на вершине купола, к сожалению, до наших времен не сохранилась.

 

Непосредственно строительными работами занимался директор Академии А.Ф. Кокоринов. В академическом музее хранится, специально изготовленная для строительства, деревянная модель здания, включающая отделку парадных интерьеров и церкви. Учебные и жилые помещения на всех трех этажах Академии художеств были объединены коридорами. Парадные залы здания, выходящие на Неву, образуют анфиладу. Вследствие смерти Кокоринова и отъезда в 1775 году автора проекта Деламота во Францию, окончанием строительных работ руководили архитекторы Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов. Завершилась постройка здания в 1788 году, однако работы по внутренней отделке парадных залов и церкви продолжались еще длительное время. В частности, в 1830-1833 годах была выполнена отделка конференц-зала и завершена церковь. В 1864 году конференц-зал получил уже новую отделку по проекту А.И. Резанова.

На первом этаже здания в XIX веке располагались квартиры профессоров и чиновников, на втором – конференц-зал, картинная и скульптурные галереи, библиотека, учебные классы, на третьем – классы, спальни, лазарет и квартиры учителей. Парадные залы Академии художеств именуются Рафаэлевским и Тициановским, так как в них помещены высокохудожественные копии полотен этих мастеров. В 1832-1834 годах по проекту К.А. Тона была построена гранитная пристань со скульптурами древнеегипетских сфинксов. В величественное здание Академии художеств убедительно воплощены принципы классицизма – четкая, симметричная композиция, планировка здания, строгое плоскостное решение боковых фасадов.

 

В академический ансамбль помимо прочего входит также Рисовальный корпус, построенный в 1819-1821 годах по проекту А.А. Михайлова. Корпус, расположенный в академическом саду, украшен портиком из шести дорических колонн с каннелюрами. К 50-летию основания Академии художеств (в 1847 году) по плану архитектора А. П. Брюллова в центре двора была установлена монолитная гранитная колонна в честь «знатнейших художеств». Кроме того, в 1862-1864 годах архитектором Ф.И. Эппингером построено здание для мозаичных мастерских, а в начале XX века по проекту В.Ф. Свиньина было возведено небольшое здание батальной мастерской.

 

Здание Академии художеств доминирует в застройке Университетской набережной и является одним из первых в Санкт-Петербурге памятников архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

Во власти классицизма

Практически в течение всего XIX века единственным художественным стилем, признаваемым в академии, являлся классицизм. На приоритеты преподавания в тот период большое влияние оказала так называемая иерархия жанров – принятая Парижской академией изящных искусств система деления жанров изобразительного искусства по их значимости, главным из которых считалась историческая живопись. Такой принцип просуществовал до конца XIX века. Сообразно этому студенты обязаны были писать картины на сюжеты, взятые из Священного Писания либо из произведений античных авторов – Гомера, Овидия, Феокрита и т. д. Древнерусская тематика также допускалась, но лишь в контексте исторических трудов М. Ломоносова и М. Щербатова, а также Синопсиса – сборника произведений древних летописцев. В результате классицизм, который проповедовала Петербургская императорская академия художеств, неизбежно ограничивал творчество студентов, загоняя его в узкие рамки отживавших свой век догм.

 

 

 

Выпускников Российской академии художеств

 

Федор Рокотов (ок. 1735 — 1808)

Один из первых выпускников Императорской академии. Лучший портретист «века Просвещения» родился в семье крепостных в усадьбе Воронцово князей Репниных, но числился «вольнорожденным», поскольку, по-видимому, был незаконнорожденным сыном хозяина. Шувалов заметил способного юношу, и Рокотова приняли в Академию. Этот живописец обладал редким умением передавать в портрете внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Сегодня рокотовские портреты — это история просвещенной России в лицах.

Семен Щедрин (1745–1804)

Сын простого солдата лейб-гвардии Преображенского полка, окончил Академию с золотой медалью и был награжден пенсионерской поездкой в Париж и Рим. Семен Федорович стал родоначальником русской пейзажной школы и первым профессором нового класса ландшафтной живописи в Академии художеств. Он выучил несколько поколений художников, многие из которых своим мастерством превзошли наставника.

Василий Тропинин (1776–1857)

Одаренный крепостной графа Ираклия Моркова, окончил Академию с золотой медалью, хотя и посещал ее как «посторонний», то есть вольноприходящий ученик. Своей романтической живописью «русский Грёз» снискал уважение не только в кругу художников, но даже был замечен императрицей. Положение этого талантливого крепостного возмущало просвещенное дворянство. И очень устраивало его хозяина — графа Моркова у которого Тропинин был и лакеем, и кондитером, и художником, и даже архитектором. За него просили графиня Гудович и генерал Тучков, академик Свиньин и литератор Майков, однако вольную он получил лишь в 1823 году, когда ему уже было 47 лет. Зато сына художника, Арсения, Морков оставил при себе. Семья полностью воссоединилась спустя пять лет, после смерти старого графа, наследники которого не решились продолжать издевательства над знаменитым на всю Россию живописцем.

Орест Кипренский (1782–1836)

Внебрачный сын помещика Дьяконова, получил вольную и был зачислен отцом в воспитательное училище при Академии художеств под фамилией Кипренский. В 1805 году кончил класс исторической живописи в Академии с большой золотой медалью. Однако еще в 1804-м он написал дебютный портрет — своего отчима Адама Швальбе, который в Италии приняли за работу Рембрандта. Кипренский создал прекрасную галерею образов своих современников, среди которых — герои Отечественной войны 1812 года, декабристы и многие другие выдающиеся личности. А его портрет Александра Пушкина давно стал хрестоматийным: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит» — написал поэт в благодарственном послании живописцу.

 

Иван Крамской (1837–1887)

Зачинщик «бунта четырнадцати» происходил из бедной мещанской среды. К искусству тяготел с детства, а поступив в Академию художеств, объединил вокруг себя единомышленников, которые не желали писать экзаменационную работу на исторический сюжет и подали прошение, чтобы разрешили писать на свободную тему. Им отказали. Они покинули Академию. Но не Крамского. Под его чутким руководством и наставничеством и появилось Товарищество передвижных художественных выставок. Прекрасный портретист, преподаватель и критик, Иван Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

Илья Репин (1844–1930)

Гений русской реалистической живописи родился в семье простого солдата. В детстве помогал матери расписывать пасхальные яйца. В юности попал на обучение в рисовальную школу Ивана Крамского, потом поступил в Академию. Творчество автора «Бурлаков на Волге» искусствовед Владимир Стасов назвал «энциклопедией пореформенной России». Репин успевал много. Писал сюжеты для императора и коллекционера Третьякова и портреты русских композиторов и писателей, иллюстрировал произведения Толстого, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского, преподавал. Репин — это «наше все» в живописи. А по мнению художника и критика Александра Бенуа, «достойный представитель русского начала на мировом Парнасе».

Василий Суриков (1848–1916)

Художник происходил из рода донских казаков, которые пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Мастер исторических сюжетов, еще в Академии он был прозван «композитором» из-за блестящих достижений в композиции. Сибиряк Суриков всегда стремился к материальной независимости, чтобы иметь творческую свободу. Он, к примеру, отказался от поездки за границу, которую ему «в виде исключения» предложили в Академии, в пользу заказа на роспись московского храма Христа Спасителя. Оказавшись в Москве, Суриков раз и навсегда полюбил этот город, напоминавший зимой его родной Красноярск. Вдохновляла Москва и на сюжеты. Однажды после прогулки по Красной площади Суриков решил написать «Утро стрелецкой казни». Эта огромная картина стала первой работой, выставленной живописцем на суд зрителей на передвижной выставке в 1881 году: «…никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением», — писала в воспоминаниях Александра Боткина, дочь Павла Третьякова.

Михаил Врубель (1856–1910)

Сын военного юриста, будущий художник с детства был приучен к музыке, живописи и путешествиям: семья по долгу службы отца много переезжала. Мальчику дали прекрасное образование. Врубель окончил с золотой медалью классическую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Казалось бы, живи не тужи. А он по окончании юрфака в 1880 году поступает в Академию художеств, где вместе с Валентином Серовым учится художественному видению и оттачивает мастерство рисунка у великого педагога Павла Петровича Чистякова. Позже вместе с Серовым Врубель станет одним из любимых художников Мамонтова. Он придумывал интерьеры особняков для купцов Морозовых, декорации к операм Мамонтова и цветные майолики для абрамцевской фабрики, иллюстрировал «Демона» Лермонтова.

 

Валентин Серов (1865–1911)

Родился в музыкальной семье: мать — пианистка, отец — известный композитор Александр Серов. Страсть мальчика к рисованию, по-видимому передалась от отца, который в юности даже мечтал стать живописцем. После смерти главы семьи мать, желая отвлечь сына от горестных мыслей, отдает его в ученики к Репину, который отметил даровитость Серова и рекомендовал поступать в Академию. Серов поступил, но вскоре бросил занятия, поскольку учиться здесь ему уже было нечему. А к наградам и дипломам он был равнодушен. Его учитель Павел Чистяков отмечал, что он «еще не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени».

Игорь Грабарь (1871–1960)

Русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Игорь Грабарь родился в Будапеште в семье галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента Эммануила Грабаря. В 1876 году родители, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. Мальчик с детства мечтал о живописи. Обучаясь в московском лицее, он постоянно изучал коллекцию Третьякова и другие собрания Москвы. В 18 лет без гроша в кармане приехал в Санкт-Петербург и поступил сразу на два факультета — юридический и историко-филологический. Обучаясь там, он тщательно готовился к поступлению в Академию художеств. Игорь Грабарь был учеником Репина, много путешествовал по Европе. С 1913 по 1925 год Грабарь возглавлял Третьяковскую галерею и реформировал принципы музейной работы. В 1918-м он стал инициатором такой институции, как Центральные реставрационные мастерские, которые также возглавлял до 1930 года. Сегодня эти мастерские — Всероссийский реставрационный центр имени И.П. Грабаря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: