Принцип целенаправленности.




ГЛАВА 2

УПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

2.1. Термины и определения

Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.

Р. Декарт

Изучение любого вопроса в большинстве случаев начинается с определения этого вопроса.

Как известно [24], определение – это лингвистическая модель данной системы (объекта, проблемы, вопроса, цели и т.д.), причем модель целевая. Для одной и той же системы (проблемы, объекта, цели и т.п.) может быть построено достаточно большое количество моделей, и все эти модели можно считать «правильными», отвечающими реальной действительности. Они характеризуют различные грани, различные стороны изучаемого вопроса.

Кроме того, при построении таких моделей мы не должны выпускать из виду то, о каком объекте идет речь, и не допускать его подмену, т.к. это может приводить к путанице в терминологии.

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует большое количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программ и целей [38, 40].

Под управлением можно понимать также процесс организации такого целенаправленного воздействия на обьект, в результате которого объект переходит в требуемое (целевое) состояние [25]. Используемые в данном определении термины будут уточнены ниже.

Наиболее системно к вопросу о терминологии в менеджменте, к содержанию менеджмента подошли Н.М. Мартыненко и А.В. Шегда в своих фундаментальных работах. [16, 17, 55, 56].

Майкл Армстронг [1] приводит значение слова «manage » из Oxford English Dictionary:

─ вести дела;

─ контролировать, заставлять подчиняться чьим-то правилам;

─ заставить (человека) согласиться с чьими-то желаниями посредством уловок, лести или подсказывая благоразумные мотивы;

─ оказывать влияние, манипулировать с определенной целью;

─ заставить продвигаться вперед с помощью изобретательности;

─ преуспеть в достижении;

─ осторожно вести дела или переговоры.

Н. Мартыненко в [16] со ссылкой на тот же словарь английского языка приводит такие значения слова менеджмент:

1. Способ, манера общения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Особого рода умения и административные навыки.

4. Органы управления, административная единица.

В этом случае первые три определения характеризуют процесс управления, а последнее – организационную, управляющую структуру (систему). Итак, менеджмент – процесс управления и аппарат (организационная структура) для его реализации.

Англо-русский словарь, изданный в Москве в 1962 году, дает такие значения словам:

«manage » – управлять, заведовать, руководить, уметь обращаться, владеть оружием, инструментом, устраиваться, ухитряться, справляться;

«management » – управление, руководство, дирекция, правление, умение обращаться (с инструментом), умение справляться (с работой).

Приведем еще три определения понятия менеджмент:

1. Менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на достижение целей организации, коллективов и личностей при обеспечении рационального использования имеющихся ресурсов [16].

2. Менеджмент – это наука, искусство, техника управления организацией, коллективом, личностью для достижения поставленной цели [16, 32].

3. Менеджмент – это технология достижения цели, технология достижения планируемого результата в экономике, технике, бизнесе, педагогике и других областях человеческой деятельности [32].

По мнению А.В. Шегды [55]:

«Менеджмент – это: рациональный способ управления деловыми организациями; управление, ориентированное на доходность и прибыльность; деятельность по надзору, которая использует особые формы организации работы, договорные и контрактные отношения между работой и капиталом; особая область научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, которые составляют административный штат предпринимательской организации и др.

С научной точки зрения менеджмент – это умение использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическое звено общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных отношений».

П. Друкер [7] пишет:

“Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Он есть его результатом. Везде, где мы вкладывали лишь экономические факторы производства, в особенности капитал, мы не получали развития. В немногих случаях, если мы смогли вызвать энергию менеджмента, мы обеспечивали стремительное развитие. Развитие есть скорее делом человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и предоставление ей направления есть задачей менеджмента”. Везде, где удавалось ввести и задействовать его потенциал, начиналось стремительное развитие. Примеры этого – Япония, Южная Корея, “ІВМ” и др.

Во вступительной статье к фундаментальной книге М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури “Основы менеджмента” дается такое определение [55]:

Менеджмент – это умение достигать поставленной цели, используя работу, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в разнообразнейших организациях”. Или:

Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличение прибыли”.

Дж. Дункан в работе “Основоположные идеи в менеджменте” отмечает, что “Менеджмент – это координация человеческих и других ресурсов с целью решения поставленных организацией задач” [55].

Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима их деятельности, реализацию их программ и целей [27].

А.В. Шегда [55] полагает, что единого понятия управления в научной литературе нет. Например, что объединяет управление автомобилем и управление конем или космическим полетом? А как быть с управлением экономикой, фирмой, войсками? Норберт Винер говорил [4], что «все виды управления объединяет информация», но он не пояснил, что такое управление. Однако, не формулируя что такое управление, люди успешно этим занимаются не одну тысячу лет.

Управление – это высший вид информационного взаимодействия, в процессе которого на основе имеющегося опыта, накопленного в ходе развития, эволюции системы в виде закодированной информации, которая сохраняется в памяти системы, осуществляются изменения характеристик движения упомянутой системы [16, 55].

П. Друкер [7] дает такую формулировку: “управление – это особый вид деятельности, который преобразует неорганизованную толпу людей в эффективную целенаправленную и продуктивную группу”.

П. Друкер, как признанный авторитет в области теории менеджмента, объясняет, что слово менеджмент в англоязычных странах употребляется очень свободно и в разных значениях, хотя термин менеджмент исключительно тяжелый для понимания. Во-первых, он имеет специфически американское происхождение и вряд ли может быть переведен на какой-нибудь другой язык, в том числе и на английский язык Британских островов. Он обозначает как функцию, так и людей, которые ее исполняют; он указывает на социальное или должностное положение и одновременно обозначает учебную дисциплину и область научных исследований. Канадский теоретик в области трудовых отношений М. Кинг видит в менеджменте «… связующее звено между трудом и капиталом, которое способно аннулировать классовые противоречия».

Итак, дать полное и короткое определение этого понятия очень сложно, проще указать его характерные черты, из которых складывается феномен менеджмента.

Анализ определений, приводимых в отечественной и зарубежной литературе, позволяет дать такую обобщенную формулировку понятию управление [35, 38, 40]: управление – это область знаний, наука, искусство, профессиональная деятельность, технология достижения цели, аппарат управления (организационная структура).

Это определение иллюстрируется рис. 2.1, который, по существу, представляет собой модель состава [24, 35, 38] понятия управление.

 

 
 

 

 


Рис. 2.1. Вариант модели состава понятия «управление»

 

Здесь следует отметить, что в литературе [16, 55] обсуждается также вопрос о равнозначности или отличиях понятий управление социальными системами и менеджмент.

Анализ известных материалов, а также значений слова «management» показывает, что понятия management и управление равнозначны, а отличия их связаны лишь с различиями построенных моделей или неточностями перевода с английского. Собственно, как это отметил А.В. Шегда [56], речь идет лишь об “игре в дефиниции”.

Для каждого из приведенных на рис. 2.1 понятий также могут быть даны определения (т.е. построены лингвистические целевые модели).

Полученная в результате такого построения многозначность и кажущаяся неопределенность – это естественное состояние наших постоянно увеличивающихся знаний об объекте исследования.

Возьмем, например, обычную книгу. Дадим определение понятию книга, глядя на лицевую обложку книги. Будем поворачивать книгу и дадим определение книге, рассматривая ее с торца, сверху и т.д. Все эти определения будут правильными – ведь мы даем определение тому, что мы видим. Дадим далее определение книги с учетом ее устройства (обложка, страницы и т.д.), а также ее содержания, при этом мы придем к определению места книги в системе знаний, библиотечном каталоге, классификаторе и т.д. То есть, казалось бы, такой простой вопрос существенно усложнился. Чего же можно ожидать от понятия «управление», история развития которого, по существу, соответствует истории цивилизации.

Итак, понятие «управление » можно рассматривать с различных точек зрения:

· Управление – это наука, в которой действуют свои законы, закономерности, принципы.

· Управление – это область знаний, накопленных за сотни, тысячи лет практической управленческой деятельности.

· Управление – это искусство, т.е. творческий, интуитивный, неформализуемый процесс, используемый при выработке управленческих решений.

· Управление – это профессиональная (управленческая) деятельность руководителей (менеджеров).

· Управление – это аппарат управления (организационная структура), который предназначен для организации работ по достижению цели, реализации управленческой деятельности.

· Наконец, управление – это технологический процесс, технология достижения цели.

Напомним, что речь идет об одном и том же объекте исследования – управлении, рассматриваемом с разных позиций.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категориями социального управления являются организация, субъект и объект управления.

Организация представляет собой форму объединения группы людей (двух и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления может также выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения поставленной цели, наилучших результатов.

_____________________________________________________________

Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.

Л. Якокка, американский менеджер

_____________________________________________________________

 

Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно управление, т. е. целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия.

В основе управления лежит взаимодействие двух субъектов, один из которых выступает в роли субъекта управления, а второй – в роли объекта управления. Управленческое взаимодействие происходит при условии, когда объект управления выполняет команды субъекта управления.

Для этого необходимо, во-первых, наличие у субъекта управления потребности и возможности управлять объектом управления, во-вторых, наличие у объекта управления готовности и возможности выполнять команды управления.

Отношения управления по своей природе не являются первичными, а производными от властных, которые, в свою очередь, порождаются собственностью и в значительной мере зависят от нее.

Единство (соединение) собственности и производства достигается и воспроизводится с помощью управления как общей формы движения экономических процессов на всех уровнях общественного воспроизводительного процесса, который как объективное явление внутренне (сам по себе) является «безразличным» к собственности как таковой.

Здесь следует выделить три основных элемента [56].

· Любое управление является управлением движения.

· Любое управление основывается на информации, которая сохраняется в памяти системы. Вне памяти нет управления. Это означает, что управление может осуществляться лишь на основе предыдущего опыта.

· Любое управление имеет как минимум два канала, два органа управления: энергию и способ (устройство) влияния на объект управления с помощью соответствующей информации (орган управления информацией).

Теория управления установила, что в любой сложной системе управления существуют три уровня иерархии:

· Уровень простых систем, программное управление.

· Уровень координационного управления.

· Уровень системного управления, т.е. стратегическое управление.

Следовательно, любую сложную систему управления можно представить в виде двухканальной системы, причем в сложной системе не может быть более трех уровней управления.

Хозяйственное управление – это сознательная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает, координирует, а стало быть подчиняет своим интересам элементы внутренней и внешней среды объекта управления [55].

Из рассмотренного материала следует, что понятие менеджмент является достаточно общим и трактуется по разному.

Понятие менеджмент имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику.

 

 
 

 


Рис. 2.2. Основные категории управления

 

 

2.2. Категории управления

Никто не знает, что такое знать, положившись на то, что он не знает.

Чжуанцзы,

китайский философ

Категория (от гр. kategoria) – это общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение и т.д.). это также разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких-либо признаков [20].

В состав основных категорий управления входят объекты и субъекты, функции, виды, методы, законы, принципы (рис. 2.2) [38].

Объектом управления, его основополагающей категорией является организация – сообщество людей, сознательно координируемое для достижения поставленных целей.

Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации как субъекта управления зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности (рис. 2.3-2.6).

 

 
 


Рис. 2.3. Виды объектов управления

 

 
 


Рис. 2.4. Объект управления-организация

 
 


Рис. 2.5. Функциональные области менеджмента

 
 


Рис. 2.6. Иерархический уровень объекта управления

(для производственных организаций)

 

 

Содержание, формы и методы управления зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, в организации можно выделить три иерархических уровня управления: высший, средний и низовой (рис. 2.7).

 

Уровни управления Принимаемые решения
Высший уровень Стратегические решения
Средний уровень Оперативные решения
Низовой уровень Исполнительские работы

 

Рис. 2.7. Уровни управления

Субъектыуправления, менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные властными полномочиями для принятия решений в определенных сферах деятельности организации (рис. 2.8).

 

 
 

 


Рис. 2.8. Субъекты управления

 

Категория «менеджер» распространяется на:

─ руководителей организации;

─ руководителей структурных звеньев;

─ организаторов определенных видов работ, проектов (администраторов).

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач управления.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий, или генеральный, менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров) (рис. 2.9).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.п.

 

 
 


Рис. 2.9. Объекты и виды менеджмента

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в органическом единстве, составляя целостную систему менеджмента. Их соотношение и сочетание определяют превалирующий тип формальной структуры организации.

По содержанию различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент (рис. 2.10).

 
 


Рис. 2.10. Виды менеджмента

 

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее инновационной, хозяйственной, предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией (табл. 2.1).

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

 

Таблица 2.1. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного менеджмента [21]

 

Признаки Виды менеджмента
Стратегический Оперативный
Уровень иерархии Преимущественно высший уровень менеджмента Все уровни менеджмента с особым акцентом на средний
Неопределенность Высокая степень Низкая степень
Вид проблем Преимущественно неструктурированные В основном хорошо структурированные
Горизонт времени Акцент на долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный Акцент на кратко- и среднесрочный
Потребности в информации Преимущественно внешняя В основном внутренняя
Альтернативы Спектр альтернатив широк Спектр альтернатив ограничен
Объем Концентрируется на важнейших проблемных структурных областях и подразделениях Охватывает все направления и структурные единицы предприятия и всех участков
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (например, функции почек, печени, органов чувств, функция денег). В социальных науках – роль которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (функция государства, семьи и т.д. в обществе) [20].

Итак, как следует из этого определения, понятие «функция» относится как к менеджерам так и к менеджменту как управленческой структуре (функции – выявлять проблемы, ставить цели, планировать, организовывать работы, контролировать, анализировать) (рис. 2.11) [35, 38, 40].

Если рассматривать менеджмент как область знаний, науку, тогда выявление проблем, формирование целей, планирование и т.д. – это также области знаний, науки.

Если рассматривать менеджмент как технологию достижения цели, тогда выявление проблем, формирование целей, планирование и т.д. соответственно являются технологиями (рис. 2.13).

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления.

Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построении и функционировании систем управления на предприятии. В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (методы инновационного, финансового, персонального менеджмента и пр.).

Метод – (др. греч.) способ исследования

− способ достижения цели или решения конкретной задачи, образ действия;

− совокупность приемов практического или теоретического познания (освоения) действительности;

− в философии – способ построения и обоснования системы философского знания [20].

 

 
 

 

 


Рис. 2.11. Функции менеджмента

 

Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь [22].

Способ – действие илисистема действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь, например, способ механической обработки, способ изготовления бумаги, способ употребления лекарства, способ измерения температуры и т.п. [22].

Способ – последовательность действий и условий их применения [38].

Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи [22].

Анализ приведенных определений понятий метод, способ, алгоритм показывает, что эти понятия близки, если не равнозначны.

Здесь уместно еще раз напомнить, что технология – этометоды и приемы выполнения работ, в том числе, управленческих [38, 40].

 

 

2.3. Управление как наука и искусство

Наука – это удовлетворение своего любопытства за государственный счет.

Неизвестный автор

Наука – сфера человеческой деятельности, функции которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [27].

Наука включает как деятельность по получению новых знаний, так и ее результат.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов и принципов.

Управление как наука имеет присущий ей предмет исследования. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношения [16]:

─ между субъектом и объектом управления;

─ между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;

─ между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы (подсистемы), в совокупности взаимных связей составляют систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений [56]:

Система управления характеризуется [56]:

─ функциями и целями деятельности;

─ конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;

─ режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);

─ правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.

Естественно, менеджмент как наука и сфера деятельности создается, действует и развивается на основе собственных законов и принципов.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе [27]. Понятие «закон» родственно понятию сущности.

Существуют три группы законов: специфические или частные (например, закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие или универсальные (законы диалектики).

Между общими и частными законами существует диалектическая взаимосвязь – общие законы действуют через частные, а последние представляют собой проявление общих.

Познание законов составляет задачу науки.

В известных публикациях приводится различный состав законов менеджмента. Например, в типовой программе дисциплины «Основы менеджмента», включенной в образовательный стандарт Украины приводится такой перечень законов [16]:

─ закон соответствия систем целям;

─ закон соответствия организации системы внешней среде;

─ закон инерции управления;

─ закон экономии времени;

─ закон эластичности систем;

─ закон постоянного совершенствования систем.

Выбор этих законов и их содержание, по мнению авторов, представляется не вполне обоснованным [38, 40].

А.Е. Кузьмин и А.Г. Мельник в [11] приводят такие законы:

─ закон специализации управления;

─ закон интеграции управления;

─ закон оптимального объединения;

─ законы централизации и децентрализации управления;

─ закон демократизации управления;

─ закон экономии времени в управлении;

─ закон пропорционального развития систем управления.

Н.М. Мартыненко, обобщив требования к содержанию и сущности законов менеджмента, приводит в [16] авторские формулировки законов менеджмента:

─ закона общности целей;

─ закона разделения труда;

─ закона внешнего дополнения;

─ закона инерции;

─ закона экономии времени.

На взгляд авторов, вопрос о законах управления требует дополнительной теоретической проработки.

Принцип (от лат. principium – начало, основа) – это исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.п. Кроме того, это внутреннее убеждение человека, определяющего его отношение к действительности. В технике принцип – основная особенность устройства, прибора, механизма [20].

Формулирование принципов управления имеет давнюю историю [31].

Никколо Макиавелли (1469-1527) в своей книге «Государь» сформулировал четыре принципа власти [15]:

1. Авторитет и власть руководителя (лидера) коренятся в поддержке его сторонников.

2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего руководителя и понимать, что он ожидает от них.

3. Руководитель должен обладать волей к выживанию.

4. Руководитель – образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Как видим, эти принципы относятся к взаимоотношениям руководителя и подчиненных, в частности, к принципам реализации и поддержания власти (принципы 1-3), а также к требованиям к деловым и моральным качествам руководителя (принцип 4).

Фредерик Уинслоу Тейлор (1863-1947) в 1911 г. опубликовал работу под названием «Принципы научного управления» [28].

В основе его работы лежат принципы (правила управления):

1. Создание научного фундамента, заменяющего сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и руководителей на основе научных критериев, их профессиональный отбор и профобучение.

3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения научной организации труда.

4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и руководителями.

В указанных принципах декларируется научный подход:

─ к технологии организации работ (принципы 1, 3);

─ к подбору и обучению кадров (принцип 2);

─ к методам реализации власти (принцип 4).

Один из последователей Ф. Тейлора Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в 1912 г. опубликовал свои «12 принципов производительности» [57]:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Точный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы неспланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».

8. Нормы и расписание.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций.

11. Письменные инструкции.

12. Вознаграждение за производительность.

Большинство этих принципов (1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11) относятся к технологии организации работ (труда).

Принцип 2 может относиться к любой сфере управленческой деятельности, принципы 5 и 12 – к социально-психологическим факторам управления.

Представитель административной (классической) школы управления Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления [30, 31]:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единоначалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Скалярная цель.

10. Порядок.

11. Стабильность рабочего места для персонала.

12. Справедливость.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Анализ принципов управления А. Файоля позволяет сделать следующие выводы:

1. Принципы 1, 3, 8, 9, 10, 11 относятся к технологии организации работ (труда).

2. Принципы 2, 4 5 относятся к методам реализации власти.

3. Принципы 6, 12, 13, 14 относятся к социально-психологическим факторам управления.

Еще один авторский перечень «наиболее общих принципов управления» приводит Н.М. Мартыненко в своей фундаментальной работе [16]:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип учета интересов.

3. Принцип иерархичности.

4. Принцип взаимозависимости.

5. Принцип динамического равновесия.

6. Принцип экономичности.

Анализ этого перечня показывает следующее:

1. Принципы 1 и 6 относятся к технологии организации работ.

2. Принцип 2 может быть отнесен к социально-психологическим факторам управления.

3. Принцип 3 – к системе организации власти и одновременно к методам построения структуры организации.

4. Принципы 4, 5 могут быть отнесены к вопросам взаимодействия организации с окружающей средой.

Анализ приведенных перечней позволяет сделать следующие выводы:

1. По отдельности и вместе взятые эти перечни принципов не являются полными и исчерпывающими.

2. Принципы включены в перечни в основном бессистемно, отражают разные сферы управленческой деятельности.

3. Наиболее системно к составлению перечня подошел Н.М. Мартыненко, однако и этот перечень, на наш взгляд, не является достаточно полным.

Все принципы могут быть классифицированы в две группы:

1. Общие принципы, т.е. относящиеся к управлению (управленческой деятельности) в целом и одновременно к отдельным сферам ее проявления.

2. Частные принципы, относящиеся только к отдельным сферам управленческой деятельности.

К общим принципам можно отнести [38]:

1. Принцип системности управленческой деятельности.

Системность – всеобщее свойство материи, форма ее существования, а следовательно, неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление, управление и т.д. [19]. Системность – это, кроме того, обладание всеми признаками системы.

Система – средство достижения цели. Основные особенности системы: целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие внутри системы подсистем и элементов, связанных между собой (структурированность), подчиненность всей организации системы некоторой цели (см. гл. 4).

Принцип обратной связи.

Суть этого принципа заключается в том, что на любом этапе деятельности человека, (в том числе, и управленческой) полученный результат сравнивается с планируемым (ожидаемым). По результатам сравнения вводится коррекция цели, планов или технологии достижения резуль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: