Эффект снисходительности (ожесточения)




В жизни большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие люди склонны даже не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это даже выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Поэтому, когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, вполне обоснованно можно предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психических отклонений у наблюдателя.

Психическое состояние

Человек в хорошем настроении всех окружающих его лиц оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. И наоборот, человек, пребывающий в депрессии, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдаемого) может являться источником ошибок в оценке личности.

Доминирующая потребность

Она делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности: охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды. Однако чем сильнее эта потребность, тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может принять за зверя какой-либо предмет, сборщик ягод — сорвать несъедобную ягоду, поэтому, доминирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником ошибок.

Проекция

Один из защитных механизмов, искажающих восприятие. Следует отметить, что ее суть состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении практически всех людей, однако наиболее сильно проявляется у людей с «расшатанными нервами». Механизм проекции побуждает человека воспринимать возникшее чувство (главным образом отрицательной окраски) как свое собственное, явившееся следствием воздействия на него собеседника. В практической деятельности имеют место и более сложные формы проекции. В частности, иногда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его «Я-концепцией», и т. д. По своей сути проекция — это явление, обратное эмпатии. Как отмечалось выше, эмпатия позволяет человеку прочувствовать настроение собеседника (наблюдаемого). Воспринимается же это чувство не как свое, а как принадлежащее другому.

Упрощение

Известно, что первое впечатление всегда неполно и фрагментно, ведь человек очень сложен. Однако мы склонны к упрощению при восприятии людей. Нередко люди по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют их в своем сознании и потом с трудом меняют. У людей авторитарного типа эта тенденция наиболее выражена: они стремятся к простоте и видят мир только в черном или белом цвете, не замечают переходных тонов, причем чем ярче выражена у них авторитарность, тем сильнее их категоричность в оценках людей.

Экспектация и эмпатия — это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако экспектация искажает и ослабляет этот процесс, а эмпатия его упорядочивает и усиливает.

Процесс восприятия — это субъективный процесс: во всех случаях проявляется тенденция воспринимать и оценивать других людей в сравнении со своей «Я-концепцией».

Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что себя он знает хорошо, поэтому на фоне своего «Я» ему лучше представляется другой. Следует, однако, учитывать, что в связи с определенным искажением восприятия совсем не значит, что наблюдающий объективно прав. Надо помнить о том, что люди обычно пытаются создать о себе хорошее впечатление. Они начинают приветливо улыбаться, оказывать знаки внимания. Возникает ошибочное восприятие. Ошибка возрастает. Если ситуация или сам наблюдающий вызывает в наблюдаемом подозрительность и тревогу, последний еще сильнее старается угодить, предугадать желания воспринимающего.

Возможен и преднамеренный обман. В частности, человек осознает, что за ним наблюдают, и незамедлительно старается применить различные уловки, чтобы выглядеть так, как ему хочется чтобы его восприняли. Психологически это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (жестов, мимики, голоса и т. д.). Объект или усиливает свою экспрессию, или, наоборот, ослабляет, нередко при этом, он ее нейтрализует либо применяет маскировку с использованием какой-нибудь «ролевой маски».

Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают антропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: