ОБЩЕНАУЧНЫЕ
И КОНКРЕТНО-ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В основе каждого исследования лежит методология, под которой понимается система принципов, положений, исследовательских приемов. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, она скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание.
Кроме того, способ сбора, обработки или анализа данных образует метод исследования, а совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода — технику. Совокупность применяемых методов и техник их использования формирует методику.
Учет уровней отображения действительности позволяет выделять общенаучные и конкретно-предметные методы исследования. Среди общенаучных методов можно выделить методы системного подхода, логико-теоретические методы (абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция и пр.), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание). Конкретно-предметные методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения научной информации для решения конкретных задач. В первом приближении здесь можно выделить методы экономики, социологии, политологии, права и других общественных наук.
Общенаучные методы сформировались в ходе многовековой познавательной деятельности людей и совершенствуются в ходе ее развития. Они называются общенаучными потому, что применяются в познании всех явлений действительности и, следовательно, во всех науках. Вместе с тем некоторые общие методы столь прочно закрепились в отдельных общественных науках, что стали основными исследовательскими приемами этих отраслей знаний (особенно это касается эмпирико-теоретических методов). Сегодня уже трудно представить себе, например, социологию, без социального эксперимента, а экономическое исследование — без какого-либо сравнительного анализа. Справедливости ради необходимо отметить, что каждая наука, занимающаяся изучением социально-экономических и политических процессов, корректирует общенаучные приемы исходя из специфики предмета исследования.
|
Логико-теоретические методы базируются на гипотетическом и аксиоматическом подходах. Гипотетический подход основан на разработке гипотезы, научного предположения, содержащего элементы новизны и оригинальности. Гипотеза должна полнее и лучше объяснить явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответствовать научно установленным закономерностям. Этот метод исследования является основным и наиболее распространенным в прикладных науках. Гипотеза составляет суть, методологическую основу, теоретическое предвидение, стержень исследований. Являясь руководящей идеей всего исследования, она определяет направление и объем разработок.
Сформулировать наиболее четко и полно рабочую гипотезу, как правило, трудно. От того, как сформулирована гипотеза, зависит степень ее приближения к окончательному теоретическому решению темы, т.е. трудоемкость и продолжительность разработок. Успех зависит от полноты собранной информации, глубины ее творческого анализа, стройности и целенаправленности методических выводов по результатам анализа, четко сформулированных целей и задач исследования, опыта и эрудиции исследователя.
|
Аксиоматический метод основан на очевидных положениях (аксиомах), принимаемых без доказательства. По этому методу теория разрабатывается на основе дедуктивного принципа. Более широкое распространение этот подход получил в естественных науках (математике, физике и др.).
Немаловажную роль в исследовательской деятельности играет историческое исследование, позволяющее рассматривать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявить внутренние и внешние связи, закономерности и противоречия. Данный подход используется преимущественно в общественных и, главным образом, в исторических науках. Между логическим и историческим подходами существует единство, основанное на том, что любое логическое познание должно рассматриваться в историческом аспекте.
Как уже отмечалось наиболее известными и широко применяемыми общенаучными методами являются индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, метод аналогии.
Индуктивный метод характеризует путь познания от фиксирования опытных (эмпирических) данных к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях и процессах к другим — более общим. Таким образом, основой функционирования индуктивного метода являются эмпирические данные.
Вместе с тем, индуктивные выводы будут полностью безупречными лишь в том случае если досконально изучены все научно установленные факты, на основе которых делаются обобщения. Это называется полной индукцией. Чаще всего сделать это очень трудно, а порой и невозможно. В этой связи при исследовании используется метод неполной индукции: изучение какой-либо части явлений и распространение вывода на все явления данного класса. Обобщения, полученные на основе неполной индукции, в одних случаях могут носить вполне определенный и достоверный характер, в других же — вероятностный.
|
Достоверность индуктивных обобщений может быть проверена путем применения дедуктивного метода, суть которого заключается в выведении из каких-то общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий, часть которых может быть проверена опытным путем. Следовательно, индукция и дедукция — это два противоположных и в то же время взаимно дополняющих друг друга метода.
Особую роль в исследованиях играют способы анализа и синтеза. Анализ — это способ научного исследования, при котором явление расчленяется на составные части. Синтез — противоположный анализу способ, заключающийся в исследовании явления на основе объединения связанных друг с другом элементов в единое целое. Синтез позволяет обобщать понятия, законы, теории. Методы анализа и синтеза взаимоувязаны.
В научных исследованиях широко применяется метод абстрагирования, т.е. отвлечение от второстепенных фактов с целью сосредоточиться на важнейших особенностях изучаемого явления. Любые факты и процессы воспринимаются субъектом как некая совокупность явлений, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни. Возникающие при этом его эмпирические, чувственно-конкретные представления о данных явлениях отражают те или иные их стороны и содержат некие знания о складывающихся из указанных явлений процессах. Вместе с тем, эти представления носят чаще всего поверхностный характер. Процесс познания, однако, на этом не останавливается — он движется дальше от чувственно-конкретных представлений о том или ином явлении или процессе к мысленно-абстрактным знаниям о его отдельных сторонах, свойствах и т.д. Любая абстракция более глубоко отражает свойства изучаемого объекта, чем эмпирическое представление о нем, ибо выражает необходимые и существенные их свойства, отделяя их от всего случайного и несущественного.
В ряде случаев используют способ формализации. Сущность его состоит в том, что основные положения процессов и явлений представляют в виде формул и специальной символики.
Сравнение — наиболее распространенный метод исследования. Как правило, объект исследования сопоставляется с самим собой в предыдущем этапе развития или с другими аналогичными объектами. Возможна ситуация сравнения состояния объекта с нормативным, критическим или средним значением какого-либо его показателя. Аналогия — это определенный вид сравнения явлений и процессов, сущность которого заключается в том, что, установив сходство одних свойств у тех или иных явлений и процессов, делается вывод о сходстве у них и других свойств.
Системный подход в изучении того или иного явления или процесса также относится к общенаучным методам исследования. Он предполагает рассмотрение любого явления как совокупности составляющих его взаимосвязанных элементов, имеющей отношения с частью реальности, которая отделена от нее исследователем.
Моделирование является частью системного подхода. Благодаря системе моделирования исследуемый объект рассматривается во всей полноте внешних и внутренних связей. Главное предназначение процедуры моделирования заключается в представлении определенной части действительности в виде определенной формальной структуры (модели) с теми же свойствами и характеристика при условии того, что модель будет проще и доступнее для понимания и исследования.
Применение конкретно-предметных методов обусловлено, в первую очередь целями исследования, а также принадлежностью рассматриваемого процесса к той или иной отрасли знаний.
Большое распространение при исследовании социально-экономических и политических процессов получили статистические методы обработки и анализа данных, о которых еще пойдет речь в этом учебном пособии (расчет средних величин, корреляционный анализ, факторный анализ и т.п.).
Балансовый метод исследования позволяет взаимно увязать материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их использование, выявить пропорции и взаимосвязи между ними в процессе воспроизводства. Балансы широко используются в бухгалтерском учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий и отраслей хозяйственного комплекса территории. С помощью балансового метода можно установить не только экономические связи и пропорции, но и вскрыть диспропорции и неиспользуемые резервы. Балансовый метод широко применяется при изучении использования основных фондов и рабочей силы.
Балансы классифицируются:
· по назначению и использованию продукции — на балансы средств производства и балансы предметов потребления;
· по периодам действия — на оперативные, среднесрочные и долгосрочные;
· по охвату — на отраслевые и территориальные балансы;
· по единицам измерения — на натуральные, стоимостные и натурально-стоимостные балансы;
· по виду использования балансовой модели — на балансы однопродуктовые и межотраслевые.
Широкое распространение при изучении социально-экономических и политических процессов приобрели методы социологии: опросы (интервью и анкетирование), социальный эксперимент, контент-анализ и др.
Особо следует сказать о направлениях в исследовании социально-политических процессов, поскольку они в значительной степени отличаются от более или менее формализованных методов экономики и социологии. В настоящее время наряду с означенным выше социологическим инструментарием в исследовании рассматриваемых процессов доминируют следующие подходы:
· институциональный;
· бихевиористский;
· метод структурно-функционального анализа;
· метод рационального выбора.
Институциональный подход направлен на исследование места и роли социально-политических институтов[1] в жизни общества.
Идея бихевиористского подхода заключается в исследовании поведения субъектов процессов — отдельных людей и социальных групп. В рамках этого подхода не принимаются во внимание организационные, структурно-функциональные стороны процессов.
Структурно-функциональный подход акцентирует внимание не столько на поведенческом аспекте процессов в отличие от бихевиоризма, сколько на структурно-функциональных особенностях системы и среды, обуславливающих тот или иной способ и характер действия и взаимодействия между субъектами процессов.
Метод рационального выбора направлен на изучение мотив деятельности субъектов социально-политических процессов. Исследуется содержание психологических и идеологических установок субъектов и ценностных ориентаций, основанных на их интересах. Содержание же самих процессов определяется соответствующей выгодой, пользой и т.п.
Контрольные вопросы
1. Что такое метод и техника исследования?
2. Какие методы относятся к логико-теоретическим общенаучным методам исследования?
3. В чем заключается основная суть системного подхода?
4. Раскройте разницу между бихевиористическим и структурно-функциональным подходом при исследовании политических процессов.
5. Укажите основные сферы применения балансового метода исследования.
6. Что может приниматься в качестве эталона при применении метода сравнения?
7. Объясните взаимосвязь дедуктивного и индуктивного метода исследования.
8. В чем заключается единство между логическим и историческим подходом?
9. Прокомментируйте суть гипотетического и аксиоматического подходов в исследованиях.
[1] Институт — исторически сложившаяся форма организация деятельности людей