Свободная САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дошкольников.




СДО, ОП 01 Педагогика

Раздел 9. Недирективная педагогика

Тема 9.2 Способы и направления поддержки детской инициативы

Практическая работа №19 «Условия для свободного выбора деятельности детьми. Самостоятельная творческая деятельность детей дошкольного возраста»

План:

1. Изучить материал.

2. Выполнить задания.

 

Свободная САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.

В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.

Остановимся на характеристике свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Такая деятельность отличается разнообразием, ее видами выступают:

— игровая (сюжетно-ролевые, режиссерские, развивающие и другие игры);

— изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

— музыкальная (игра на детских музыкальных инструментах, исполнение песен, хороводов, танцев, организация музыкально-дидактических игр и т. п.);

— художественно-речевая (рассматривание книг, иллюстраций, рассказывание и сочинение сказок, стихотворений, создание альбомов типа «Любимые сказочные герои» и т. п.);

— трудовая (работа с природным материалом, бумагой, картоном, вышивка, вязание и т. п.);

— конструирование (создание построек с использованием конструкторов и строительных наборов и т. п.);

— двигательная (выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования: обручей, скакалок, мячей, использование самокатов, лыж, организация подвижных, спортивных игр и т. п.).

Для того чтобы педагогическая поддержка и управление самостоятельной деятельностью детей в свободное время носили практико-значимый, эффективный характер, необходимо хорошо ориентироваться в сущностных сторонах этой деятельности, знать ее структуру. В дошкольной педагогике термин «самостоятельная деятельность» впервые находит содержательное раскрытие в работах Н. А. Ветлугиной. Также о свободной самостоятельной детской деятельности писали А.В. Запорожец и А.Н. Леонтьев.

Ссылаясь на теоретические труды А. В. Запорожца и А. Н. Леонтьева, раскроем содержательную сторону всех компонентов, входящих в свободную самостоятельную деятельность.

I. Ориентировочный компонент включает следующие составляющие.

1. Мотив — побудитель к деятельности. У дошкольников доминирующим мотивом выступают интересы. Ребенок выбирает лишь те игры, досуговые занятия, которые являются для него привлекательными и желанными, пробуждают радость творчества. Ребенка могут заинтересовать роль, которая отводится ему в игре, возможность самовыражения в танце, общении со сверстниками и т. п. Интерес выступает тем потенциалом субъективной избирательной активности, который стимулирует деятельность ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон для организационных и организаторских проявлений, реализации индивидуальных досуговых увлечений.

2. Цель. Она направляет и регулирует личностную активность, поведение детей. Цели подчиняются все компоненты деятельности. Она обусловливает характер организации деятельности (совместная или автономная), проявление личностных качеств, волевых процессов.

3. Опорные знания и представления. Успех ориентировочной части во многом определяется наличием личностного опыта, основу которого составляют знания и представления, необходимые для организации досуговых игр и дел. В их число входят: знания и представления о специфике выполнения разных видов деятельности (рисования, конструирования, ручного труда и др.), а также знания и представления о процессе организации деятельности.

Первые можно выделить как опорные: они обеспечивают содержательность выбранного ребенком дела, разнообразие действий, творческий характер выполнения. Например, в аппликации — это знания различных способов вырезания, наклеивания, расположения на листе бумаги; в музыкальной деятельности — знания элементов музыкальной грамоты, приемов игры на детских музыкальных инструментах, танцевальных движений и т. п. Эти знания служат детям важным условием для перехода от желаемого к реальному воплощению замысла.

Второй составляющей личностного опыта выступают знания и представления о процессе организации деятельности, последовательности действий, приводящих к выполнению всех компонентов деятельности, достижению заранее задуманного результата. Они являются инвариантными, независимыми от выбора ребенком вида самостоятельной деятельности, обеспечивают осознанное выполнение всех ее компонентов и могут быть представлены в виде правил, схем, инструкций, алгоритмических предписаний. На основе актуализации личностного опыта намечается план.

4. Планирование — определение средств и последовательности этапов, действий, необходимых для достижения поставленной цели.

II. Исполнительский компонент включает выполнение действий двух видов — организационных и действий, обусловленных спецификой конкретного выбранного дошкольниками досугового дела, игры.

1. Организационные действия — общие для всех видов самостоятельной деятельности. Они составляют часть основной работы, выступают неотъемлемым элементом любого самостоятельно выбранного ребенком занятия. В число организационных действий входят определение цели, планирование, подготовка необходимых атрибутов, предметов, контроль за способом выполнения и др.

2. Действия, обусловленные спецификой конкретного выбранного ребенком или детьми дела, игры. Эти действия носят специфический характер, поскольку применяются внутри одного конкретного вида деятельности, обеспечивая ее содержательность, разнообразие действий, стиль выполнения. Например, в лепке — владение техникой раскатывания пластилина, соединения деталей, украшения с использованием элементов декоративности и др.

В исполнительный компонент входит также получение результата как реализованной цели. В продуктивных видах деятельности — это материальные предметы (рисунок, поделка, постройка). В непродуктивных видах игровой, коммуникативной деятельности — положительные эмоции (А. Н. Леонтьев), выполнение взятой на себя роли (Д. Б. Эльконин) и пр.

III. Контрольно-корректировочный компонент включает контроль за способами действий, сопоставление полученного результата с поставленной целью.

Успешность выполнения всех компонентов, входящих в свободную самостоятельную деятельность детей, зависит от умения детей ее организовывать. Умение организовывать самостоятельную деятельность относится в числу общих и включает целый ряд организационных умений:

— поставить, принять (при организации совместных видов деятельности) цель деятельности;

— спланировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели;

— реализовать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников;

— осуществить самоконтроль;

— осуществить самооценку.

Хотя все выделенные организационные умения обладают свойством широкого переноса, в то же время в конкретном применении они зависят от специфики выбранного детьми занятия, поскольку именно вид самостоятельной деятельности обусловливает содержательную наполненность каждого организационного действия.

Все организационные умения тесно связаны между собой. Так, недостаточная сформированность способов действий, входящих в умение спланировать последовательность выполнения действий, негативно влияет на выполнение способов действий, входящих в умение реализовать намеченное, что неизбежно снижает общий уровень умения организовывать самостоятельную деятельность в целом. Будучи взаимосвязанными, они находятся в определенной иерархии, и только соблюдая представленную выше последовательность их осуществления, можно достичь успешности самореализации детей в свободной самостоятельной деятельности, помочь овладеть умением ее организовывать и в результате — развить у старших дошкольников культуру досуговой деятельности.

Рассмотрим подробнее каждое организационное умение.

1. Умение выделить цель деятельности, принять цель от других при организации совместных видов деятельности. Включение детей в различные виды совместной и индивидуальной досуговой деятельности, выбор тематики игр, области художественного творчества и др. определяют интересы, эмоциональный настрой, сложившиеся дружеские взаимоотношения со сверстниками, а порой и вдохновение дошкольников. Цель направляет действия ребенка, способствует концентрации внимания, стимулирует волевые усилия, творческие проявления. В процессе организации самостоятельной

деятельности выбор цели обеспечивает полезную занятость детей, а ее осознание — рациональные действия ребенка, увлеченность любимым делом, получение желаемого результата. 2. Умение планировать последовательность выполнения действий, обеспечивающих успешность выполнения поставленной цели. Суть этого умения заключается в выделении средств, условий, способов действий, которые должны привести к достижению поставленной цели. Дошкольник не склонен к детальному планированию цепочки действий, пошаговому продумыванию последовательности их выполнения. Для детей характерна схематичность планирования. Они могут выделить и выразить словами лишь отдельные этапы работы, выполнения игровых действий. Но это очень важно. Обдумывание в умственном плане хода выполнения деятельности приучает детей к более осознанному выполнению действий — игровых, изобразительных, двигательных и др. В условиях самостоятельной деятельности планирование далеко не всегда проявляется в словесном плане, выражается в речи. Сформированность умения планировать прослеживается в рациональных действиях детей, соблюдении необходимой последовательности их выполнения, в достижении качественного результата.

3. Умение реализовать намеченное, используя для этого заранее продуманные атрибуты, предметы, привлекая личный опыт, советы педагога, сверстников. Важно подчеркнуть, что у дошкольников практическая реализация намеченного бывает значительно богаче и разнообразнее предварительного планирования. Это объясняется возрастными особенностями детей, а именно неготовностью совершать длительную внутреннюю работу, при которой сознательно и произвольно регулируются все побуждения и предстоящие действия. Увлеченность работой, игрой часто побуждает ребенка к действиям, способам поведения, спонтанно возникшим в процессе осуществления
самостоятельной деятельности. Педагогу следует одобрять появление новых задумок, способов действий, вариантов решения поставленных задач и т. п.

4. Умение осуществить самоконтроль. Суть самоконтроля заключается в сравнении полученного результата с поставленной целью и последующем исправлении неточностей, ошибок. Этот вид самоконтроля не затрагивает хода деятельности, а именно последовательность, полноту, правильность выполнения действий.

5. Умение осуществить самооценку. После выполнения досуговой деятельности ребенок должен побуждаться к анализу процесса выполнения той или иной деятельности, а также полученного результата. В продуктивных видах деятельности оценивается как результат, т. е. полученный продукт (рисунок, поделка и т. п.), так и процесс организации деятельности. В непродуктивных видах деятельности оценивается лишь процесс их организации, что даже в старшем дошкольном возрасте возможно лишь под руководством взрослых.

На основании всего вышесказанного можно заключить, что умение организовывать свободную самостоятельную деятельность представляет собой усвоенный ребенком комплекс действий: поставить или принять от сверстников цель деятельности; умение спланировать последовательность выполнения действий; умение реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и умение осуществить самооценку.

Как, Вы считаете, дети вашей группы обладают данными умениями? (анализ ситуации в группах)

Условиями, обеспечивающими успешность организации разных видов самостоятельной деятельности, являются наличие у детей интересов, личного опыта, создание соответствующего уклада жизни в дошкольной образовательной организации.

Наличие интересов. Интерес — сложное и значимое для ребенка образование, изначальная форма субъективных проявлений. Интерес выступает стимулятором, важнейшим побудителем любой деятельности, обусловливает избирательный характер проявления активности.

Приобретая действенный характер, оказывая свое влияние на процесс и результат деятельности, интерес обусловливает склонность к определенному виду занятий, игр. Мы с вами наблюдаем за детьми и заполняем паспорт группы, в котором отражаем интересы и способности детей группы.

Интересы формируются под влиянием множества условий, ведущими из которых выступают общение со взрослыми, педагогически организованная окружающая среда, располагающая к освоению социального опыта, проявлению активности, преобразованию окружающей действительности

Чем шире, устойчивее интересы детей, тем больше шансов, что их свободное время пройдет продуктивно и увлекательно. Поэтому педагогу важно поддерживать и развивать интерес детей к разным видам деятельности (изобразительной, художественно-речевой, двигательной и др.) через обогащение их содержания, «деятельностно-опосредованное» (В. А. Петровский), эмоционально насыщенное взаимодействие педагога с детьми, поддержку поисково-творческих, самостоятельных действий и др.

Личный опыт — понятие весьма широкое. В аспекте данной проблемы под личным опытом понимается та часть базисных знаний, представлений, умений и навыков, которые осваиваются детьми в процессе специально организованной образовательной деятельности и служат основой для проявления субъектности дошкольника в разных видах деятельности. Чем больше у ребенка их объем, тем большее разнообразие вносится в процесс выполнения задуманного. В пределах одного вида деятельности, например аппликации, их объем может быть достаточно широким и реализовываться вариативно: вырезание из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, способом обрывания и др.

Направляющим и регулирующим началом развития личного опыта с позиции возраста, области миропознания служат общеобразовательные программы. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, в разделе II «Требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему» выделены следующие направления развития, которые должны находить отражение в содержании программ для детей дошкольного возраста: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. То есть, опыт выполнения аппликаций разных видов, рисования с использованием различных материалов, игры на музыкальных инструментах и д. ребёнок получает в ходе непосредственно-образовательной деятельности на занятии, а потом переносит его в свободную деятельность. Кроме того, особо стоит подчеркнуть роль ценностных представлений о свободном времени, которые должны составлять важную часть личного опыта, служить основанием для проявления отношения к самостоятельной деятельности, процессу ее организации.

Уклад жизни дошкольного образовательного учреждения. Под укладом жизни дошкольного образовательного учреждения в рамках рассматриваемого направления понимается педагогически организованное пространство, поддерживающее и стимулирующее полезную занятость детей, обеспечивающее разноплановую личностную самореализацию, естественный процесс саморазвития, субъект-субъектное взаимодействие. Уклад жизни придает каждому дошкольному образовательному учреждению неповторимость и уникальность, своеобразие функционирования. Уклад жизни дошкольного образовательного учреждения образуют следующие составляющие.

Созданная предметно-развивающая среда. Такая среда должна строиться с учетом культурно-исторических, этнических, демографических и др. особенностей региона, запросов родителей, увлечений детей. Сама атмосфера, эмоционально комфортная, эстетически оформленная, должна выступать фактором, обусловливающим личностное совершенствование, возникновение новых увлечений, культурных потребностей, являться регулятором поведения в целом. По данным С. Л. Новоселовой, Е. О. Смирновой, В. А. Петровского и других авторов, такая среда включает три блока: общий дизайн помещения, организацию пространства жизнедеятельности детей и наличие различных игрушек, игр, предметов, пособий.

 

Задания:

1. Составить определение что такое «самостоятельность»?

2. Заполнить таблицу

Виды свободной самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста Примеры этого вида
     

3. Заполнить таблицу

Компоненты самостоятельной деятельности детей Составляющие этого компонента
     
     
     

4. Заполнить таблицу

Организационное умение для эффективной самостоятельной деятельности детей Суть этого умения  
       

 

5. Перечислите, какие условия необходимы для успешной организации самостоятельной деятельности дошкольников?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: