Преступления против установленного порядка уплаты налогов (налоговые преступления)




 

Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», общественная опасность этого деяния заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации*. Налоговые платежи являются важнейшими источниками формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Между тем, как отмечает директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации С. Алмазов, «масштабы налоговой преступности в России достигли критического уровня. Сформировалась особая категория хозяйствующих субъектов, которые вообще не платят налогов»**. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, кризису с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям***.

* См.: РГ. 1997. 19 июля.

** Алмазов С. Отдайте кесарево кесарю // ЭиЖ. 1996. № 47.

*** Утвердившимся пониманием объекта налоговых преступлений является то, что они посягают на финансовую систему государства (См., напр.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С.57).

 

Несмотря на чрезвычайно высокую латентность число выявленных налоговых преступлений в последние годы неуклонно растет. Если в 1994 г. было установлено 8,3 тыс. нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах и возбуждено 2,6 тыс. уголовных дел, то в 1995 г. выявлено 13,1 тыс. подобных нарушений, по которым возбуждено 3,8 тыс. уголовных дел, а за 9 мес. 1996 г. соответственно 11 тыс. и 5 тыс.*

* См.: Алмазов С. Указ. соч. Однако далеко не все возбужденные дела по обвинению в Налоговых преступлениях заканчиваются осуждением виновных лиц. Так, в 1994 г. за налоговые преступления в России было осуждено 195 человек, в 1995 - 478, а в 1996 г. - 1002 Человека (См.: РГ. Ведомственное приложение «Экономический союз». 5 июля 1997 г.).

 

В течение ряда лет налоговая система Российской Федерации функционировала в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другими законами, определявшими необходимость, порядок и условия уплаты ряда налогов и сборов, пошлин и других платежей.

С 1 января 1999г. вступила в действие часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах. Кодекс установил систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в России. На основании положений Налогового кодекса принимается законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах и устанавливаются местные налоги и сборы представительными органами местного самоуправления.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) - п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ.

Налоговый кодекс РФ к федеральным налогам и сборам отнес:

1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; 3) налог на прибыль (доход) организаций; 4) налог на доходы от капитала; 5) подоходный налог с физических лиц; 6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; 7) государственную пошлину; 8) таможенную пошлину и таможенные сборы; 9) налог на пользование недрами; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы (ст. 13).

К региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5) налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы (ст. 14 Налогового кодекса РФ).

Местными налогами и сборами являются: 1) земельный налог; 2) налог на имущество; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование или дарение 5) местные лицензионные сборы (ст. 15 Налогового кодекса).

Однако ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса, где определены данные виды налогов и сборов, будут введены в действие лишь одновременно с введением в действие части второй Налогового кодекса. До этого времени продолжают взимать лишь те налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, которые установлены ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 19911 с последующими изменениями и дополнениями.

В УК РСФСР 1960 г. длительное время отсутствовала специальная статья об ответственности за неуплату налогов. Подобное деяние квалифицировалось как причинение имущественного ущерба государству путем обмана или злоупотребления доверием. Только в 1986г. УК РСФСР был дополнен ст. 162', предусматривающей ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуально-трудовой деятельностью или об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременную подачу декларации и включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения. В 1992 г. в УК появилась ст.1622 об ответственности за сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных и особо крупных размерах.

Анализ положений налогового и уголовного законодательства позволял утверждать (1), что в ст. 1622 УК в отличие от ст. 1621 предусматривалась ответственность за уклонение от уплаты налогов, подлежащих взысканию с предприятий, организаций - плательщиков налогов, и (2) что сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения - это умышленное преступление*, хотя в литературе высказывались и другие точки зрения. Например, П.С. Яни считал, что сокрытие объектов налогообложения может быть и неумышленным, влекущим при наличии вины в виде преступной небрежности также ответственность по ст. 1622 УК, и что физическое лицо, скрывшее от налогообложения свои доходы в крупном или особо крупном размерах, также отвечает по ст. 1622 УК РСФСР**.

* См.: Волженкин Б. Уголовная ответственность за налоговые преступления// Законность. 1994. № 1; Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко М, 1994. С. 288-289 и др.

** См.: Яни П.1) О применении «налоговых норм уголовного закона // Законность. 1994 № 9; 2) Преступное в бизнесе. С.104-110.

 

Уголовный кодекс 1996 г. разрешил некоторые проблемы, ранее являвшиеся дискуссионными, хотя и не снял все спорные вопросы применения законодательства об ответственности за налоговые преступления, о чем свидетельствуют рассмотрение их Пленумом Верховного Суда РФ и принятое Пленумом постановление от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».

Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 25 июня 1998 г., установил уголовную ответственность также за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации и предназначены для социальной защиты граждан, финансирования и выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.п. К ним относятся Пенсионный фонд РФ*, Фонд социального страхования РФ**, Фонд обязательного медицинского страхования*** и Государственный фонд занятости населения РФ****. Это так называемые социальные внебюджетные фонды, одним из источников формирования которых являются страховые взносы работодателей и граждан.

* См.: Положение о Пенсионном Фонде РФ, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. // ВВС РСФСР. 1992. № 5. Ст.180.

** См.: Постановление Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г. // САПП РФ. 1994. №8. Ст.559.

*** См.: Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и Положение о территориальном фонде общественного медицинского страхования, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993г. // РГ. 2993. №81.

**** См.: Положение о Государственном фонде занятости населения РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993г. // ВВС РФ. 1993. №25. Ст. 911.

 

Под страховыми взносами в государственные внебюджетные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами (плательщиками) в соответствующие фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами*. Нормативными актами установлены круг субъектов, обязанных к уплате страховых взносов в тот или иной государственный внебюджетный фонд, размеры, порядок и сроки их уплаты и т. д.

* См.: Финансовое право. Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. С.330.

 

Таким образом, в настоящее время Уголовный кодекс предусматривает ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198) и за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций (ст. 199).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: