Нормы законопроекта основываются на утвержденных Президентом Российской Федерации принципах государственной культурной политики. К ним относятся:
территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права
на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни
и пользование организациями культуры;
открытость и взаимодействие с другими народами
и культурами, представление об отечественной культуре как
о неотъемлемой части мировой культуры;
соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики;
свобода творчества и невмешательство государства
в творческую деятельность;
делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам.
Законодательство Российской Федерации о культуре состоит
из настоящего закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов об отдельных категориях объектов и видах культурной деятельности, законодательство субъектов Российской Федерации
о культуре состоит из законов, принятых в соответствии с настоящим законом, нормативных правовых актов муниципальных образований
о культуре, принимаемых в соответствии с настоящим законом.
Законопроектом устанавливается, что внесение изменений
в законодательство Российской Федерации о культуре, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о культуре осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
|
Поскольку культура отнесена Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в законопроекте зафиксированы специфические для сферы культуры принципы разграничения полномочий. Предлагается ввести для отдельных объектов и видов культурной деятельности возможность совместного осуществления полномочий различными уровнями власти.
Законопроектом устанавливаются особенности разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации при реализации государственной культурной политики.
В частности, разграничение полномочий, в полном смысле, в области культуры может касаться только вопросов собственности, капитальных вложений и управления имуществом, полномочий учредителя государственных учреждений культуры, установления более широких, чем в федеральном законодательстве, льгот и преференций для участников культурной деятельности.
Во всем, что касается содержания культурной деятельности, создания инфраструктуры для межрегионального культурного взаимодействия, охраны культурного наследия, сохранения музейного, книжного фондов, подготовки творческих кадров, должны быть законодательно установлены принципы совместного осуществления полномочий федерального центра и регионов, включая совместно финансирование проектов и процессов в области культуры. Аналогичные возможности объединения властных и финансовых ресурсов должны быть предоставлены самим субъектам Российской Федерации в целях развития межрегионального культурного взаимодействия.
|
Единая государственная культурная политика реализуется всеми государственными организациями культуры, вне зависимости
от принадлежности их имущественных комплексов субъектам Российской Федерации, а также региональных особенностей ведения административно-хозяйственной деятельности.
В целях формирования и укрепления единого культурного пространства России законопроектом устанавливается обязанность государства поддерживать такие формы организации культурной деятельности, как общенациональные фестивали в различных видах искусств, профессиональные творческие конкурсы, общероссийские выставки современного изобразительного и визуального искусства, международный и внутрироссийский гастрольно-выставочный обмен и т.д.
В законопроекте дается определение видов профессиональной
и любительской культурной деятельности, фиксируется весь круг объектов и субъектов культурной деятельности.
Культурная деятельность определяется как деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ в области: культурного наследия, в т.ч. нематериального культурного наследия, профессионального художественного творчества (литературы, театрального, музыкального, изобразительного, циркового искусства, архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, дизайна, кинематографии, фотоискусства), любительского художественного творчества; традиционного народного искусства, традиционных художественных ремесел; культурных (творческих) индустрий; культурного просветительства и эстетического воспитания; профессионального художественного образования; музейного, архивного, библиотечного дела, художественной критики; наук об искусстве, международного культурного сотрудничества.
|
Закон фиксирует подходы к государственной и общественно- государственной поддержке культуры, устанавливает формы ее осуществления.
В законе устанавливаются особенности осуществления отдельных видов культурной деятельности, к которым относятся:
- Литературное творчество
- Театральное искусство
- Изобразительное искусство
- Визуальные искусства
- Архитектура
- Музыкальное искусство
- Искусство кино
- Исполнительские искусства филармоническая деятельность
- Деятельность музеев
- Библиотечная деятельность
- Культурно-просветительская деятельность
- Сохранение памятников истории и культуры
- Культурные (творческие) индустрии
- Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.
В законе предполагается отдельно выделить «современное» или «актуальное» искусство, в качестве отдельного направления культурной деятельности. Также представляется необходимым распространение действия данного закона на искусство архитектуры.
Различные виды профессиональной культурной деятельности обладают выраженной специфичностью, что требует учета в законодательстве как в части особенностей форм организации деятельности, так в части статуса творческих работников.
Закон устанавливает направления гарантированной государственной поддержки любительской творческой деятельности и культурного просветительства, такие как:
а) финансовое обеспечение профессиональной деятельности государственных и муниципальных клубных формирований;
б) субсидирование на конкурсной основе деятельности негосударственных организаций, общественных и частных инициатив, связанных с привлечением граждан к занятиям различными видами творческой деятельности;
в) финансовая и организационная поддержка участия профессиональных творческих работников в развитии любительского искусства;
г) поддержка профессиональных деятелей искусства, людей творческих профессий в проведении мероприятий и реализации проектов, направленных на культурное просвещение граждан, на распространение знаний о культуре и искусстве, на формирование устойчивого общественного интереса к искусству и культуре.
В законопроекте предлагается отдельно зафиксировать виды культурных (творческих) индустрий, которые имеют право получать государственную поддержку, а также возможные формы этой поддержки.
Законопроектом предусматривается широкий спектр источников финансирования сферы культуры в том числе за счет бюджетов разного уровня, внебюджетных источников финансирования (финансирование по утвержденным нормативам, обязательные бюджетные субсидии, субсидии на конкурсной основе, гранты, государственный заказ, приобретение произведений искусства и т.д.).
В целях дополнительного обеспечения реализации единой государственной культурной политики законопроектом предусматривается создание (по аналогии с Фондом президентских грантов) Президентского фонда культурного развития (далее – Фонд), а также его филиалов в федеральных округах.
К полномочиям Фонда относятся:
а) осуществление на конкурсной основе грантовой поддержки творческой деятельности учреждений культуры, а также иных творческих проектов и инициатив в сфере культуры и искусства;
б) организация методического и информационного обеспечения реализации единой государственной культурной политики;
в) обеспечение участия в реализации единой государственной культурной политики профессиональных творческих сообществ, деловых кругов, общественных организаций и общественных культурных институций.
Законопроект предполагает формирование полицентричной системы государственной поддержки и управления в сфере культуры, неотъемлемой частью которой должны быть профессиональные творческие организации и объединения организаций культуры.
Государство содействует созданию и деятельности общественных объединений создателей культурных ценностей и благ. В отношениях
с государством все такие профессиональные творческие организации
и объединения организаций культуры равны. В связи с этим законопроектом устанавливаются критерии отнесения общероссийских профессиональных творческих организаций и ассоциаций учреждений культуры к числу тех, кто принимает непосредственное участие
в определении необходимых форм государственной поддержки культурной деятельности, в распределении этой поддержки в ее финансовом выражении, а, следовательно, несет прямую ответственность за эффективность принятых решений.
Государство оказывает дополнительную поддержку профессиональным творческим организациям и объединениям организаций культуры путем целевого финансирования отдельных общественно полезных программ.
В институциональной структуре российской культуры преобладают государственные и муниципальные учреждения культуры. Эти институции принципиально отличаются и друг от друга, и в еще большей степени от учреждений в иных сферах деятельности.
Законопроектом определяется особая форма учреждений - «учреждение культуры».
Предлагается установить, что государственные и муниципальные учреждения культуры создаются учредителем в целях создания, распространения, сохранения, освоения и популяризации культурных ценностей и предоставления общественных культурных благ. Изменение правового статуса государственных и муниципальных учреждений культуры будет способствовать сохранению и качественному развитию существующей сети учреждений культуры, позволит привлекать
в учреждения молодые профессиональные кадры.
Главные особенности нового вида юридических лиц:
а) деятельность учреждений культуры подразделяется на: административно-хозяйственную и творческую (профессиональную). При этом творческая деятельность не подпадает под действие законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вторая реализуется на общих основаниях. Такой подход позволяет разделить полномочия и функции, связанные с управлением имуществом, разрешительно-лицензионной и контрольно-надзорной деятельностью, распределением бюджетных ассигнований на содержание имущества, капитальное строительство, приобретение оборудования и текущую хозяйственную деятельность подведомственных учреждений культуры, с одной стороны,
и вопросы, связанные с осуществлением творческой
и профессиональной деятельности в области культуры, включая распределение бюджетных субсидий на эти цели, с другой стороны. Предлагаемое изменение системы организации государственной поддержки культуры позволит максимально снизить уровень непосредственного участия государственного бюрократического аппарата в решении вопросов содержания культурной деятельности,
в значительной степени исключает проявления цензуры и позволит более эффективно находить решение баланса между свободой творчества
и ответственностью художника;
б) формы управления учреждениями культуры, регулируются соответствующими уставами, утвержденными учредителями, при этом допускается, в том числе, совмещение функций административного
и творческого руководства, а также наличие коллегиального органа управления;
г) в уставе учреждения отражаются: цели создания, права
и обязанности субъектов правоотношений, в том числе обязанностей учредителя в отношении объектов имущественных прав, прав
на интеллектуальную собственность, полномочия субъектов в сфере трудовых отношений;
д) субсидии на реализацию творческой деятельности учреждений культуры выделяются на основании согласованной сметы. При этом допускается финансирование творческих проектов из бюджетов разных уровней. Кроме того, творческая (профессиональная) деятельность может финансироваться за счет предоставляемых грантов на реализацию проектов по созданию культурных ценностей и благ. Государственное (муниципальное) задание и нормативы затрат для этой части основной деятельности не применяются.
е) учредитель учреждения культуры несет полную субсидиарную ответственность в части обязательств учреждений, связанных с их общехозяйственной деятельностью.
Законопроектом закрепляются за творческим коллективом учреждения культуры соответствующие права:
а) творческий коллектив организации осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
б) творческий коллектив может выступать в качестве учредителя организации и собственника ее имущества.
в) творческим коллективом руководит художественный руководитель, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего закона, устава организации, договора между учредителем и творческим коллективом.
Законом устанавливаются механизмы реализации конституционного права на свободу творчества, в частности:
а) органы власти и управления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность, либо в содержание профессиональной культурной деятельности ни в форме указаний, приказов и требований, ни в форме увязки объемов государственной поддержки с содержанием творческой либо профессиональной культурной деятельности, ни в форме принятия кадровых решений в связи с содержанием творческой либо профессиональной культурной деятельности;
б) государственный заказ на создание произведения искусства либо на реализацию авторского творческого проекта размещается
на конкурсной основе и не может содержать ограничения, связанные с политическими взглядами авторов, с интерпретацией ими исторических либо современных событий, с их этнической либо конфессиональной принадлежностью. Это требование относится как к заказам, размещаемым непосредственно органами власти, так и размещаемыми от их имени общественно-государственными организациями.
в) на результаты творческой и профессиональной культурной деятельности, представляемые в специально предназначенных для этого пространствах, распространяется действие пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью».
Законопроектом устанавливаются особенности государственной поддержки национальных культур народов Российской Федерации,
а также сохранения и развития языков народов Российской Федерации как основы этнокультурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации.
Законопроектом фиксируется финансовое организационное обеспечение профессионального образования в сфере искусств, повышения квалификации творческих работников, сохранения и развития профессий в сфере искусств, наук об искусстве, в том числе источники
и порядок финансирования.
Предполагается определить критерии отнесения общественных инициатив, добровольческой и благотворительной деятельности, НКО
к сфере культуры.
В законопроекте определены механизмы реализации такого принципа государственной культурной политики, как открытость
и взаимодействие с другими народами и культурами, представление
об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры.
5. Социально-экономические, политические, юридические
и иные последствия реализации будущего закона
Предлагаемые изменения законодательного регулирования
в области культуры позволят обеспечить полноценную реализацию единой государственной культурной политики и поступательное культурное, гуманитарное развитие страны, создать благоприятные условия для развития всех видов искусств и культурных институтов, повысить уровень и качество культурных запросов граждан, что, в свою очередь будет способствовать укреплению единства российского общества, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.